ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 18 августа 2005, 10:11

Алексей Тимофеев: В Петербурге перспективы МСУ хорошие и имеют положительную динамику

Корреспондент ЗАКС.Ру задал ряд вопросов по теме местного самоуправления депутату Законодательного Собрания Петербурга, председателю комисии по устройству государственной власти и МСУ Алексею Тимофееву.

- Алексей Анатольевич, что можно сказать о ситуации в местном самоуправлении на данный момент?
- Ситуацию пока следует отложить в сторону, потому что пока нет достаточного опыта применения нового закона об МСУ. Можно об этом рассуждать только теоретически, исходя из того, что целый ряд вопросов местного значения, которые прописаны в новом законе, фактически исполнялся многими местными советами. 26 депутатов Законодательного Собрания большую часть денег так называемого резервного фонда направляют в бюджеты муниципальных образований, и, когда разрабатывался закон об МСУ, мы исходили как раз из опыта тех муниципальных советов, которые уже по факту, за счет направленных депутатами средств выполняли соответствующую работу. Концепция же закона была следующая: создать горизонталь, связывающую все основы власти, бюджет, собственность и вопросы местного значения. Напомню, что в предыдущем законе говорилось только о предметах ведения муниципалитетов и небольших кусочках полномочий. Сейчас значительная часть социальной работы, от которой отказались органы госвласти после монетизации, по сути отошла к муниципалитетам. Но, повторюсь, опыта применения нового закона недостаточно, чтобы что-то в целом говорить о ситуации в МСУ.

- Каково, на Ваш взгляд, политическое значение нового закона?
- Закон показал ряд политических приоритетов, например, в вопросы местного значения входит защита малого бизнеса. Его интересы теперь сможет представлять депутат муниципального совета, и никто не обвинит его в лоббизме. Более того, при масштабных нарушениях закона, как это сейчас произошло с практической ликвидацией торговых павильонов на остановках городского транспорта, муниципалитеты могут направлять заявления в арбитражные суды и таким образом бить по рукам зарвавшимся чиновникам администрации. Малый бизнес, на мой взгляд, - это то, что целиком относится к предметам ведения муниципалитетов, и здесь можно осуществлять широкое взаимодействие с ним, например, в вопросах благоустройства территорий. Я считаю, что бизнес должен быть социально ответственным даже в нашей византийской стране.

- Византийской?
- Византийской, потому что строить из нас Европу Я, конечно, сочувствую руководству страны, но это бессмысленно. По крайней мере, мы до этого не доживем. Европеизация Азии - это все равно, что христианизация мусульман.

- Вы имеете в виду тезис о том, что Россия должна идти своим особым путем?
- Нет, я не считаю, что у страны, которая имеет не морские, а сухопутные границы с окружающим миром, может быть особый путь развития. Здесь происходит своеобразная, длительная диффузия. Возьмите раствор марганцовки и воду и разделите их мембраной через какое-то время жидкости начнут менять окраску, пока не приобретут новый цвет. Но, повторяю, это длительный процесс.

- Что нового в городском законодательстве о местном самоуправлении можно ожидать в ближайшее время?
- Сейчас уже решен вопрос о том, чтобы внутригородским поселкам и городам вернуть в качестве вопросов местного значения содержание дорог. Также обсуждается вопрос об освобождении муниципальных образований от налогов на имущество, и мной уже подготовлен соответствующий законопроект.

- Как вы прокомментируете недавнее решение губернатора отклонить закон о выборах депутатов местных советов?
- Не буду отрицать, что приложил большие усилия, чтобы Валентина Ивановна услышала мою позицию. Я считаю, что нормы об отмене досрочного голосования на муниципальных выборах должны вступать в силу с 1 января 2006 года. Позиция же моя основана на следующем: существуют муниципальные советы, где не выбраны депутаты отдельных округов, и в этом случае должно быть соблюдено равенство прав с уже выбранными депутатами одинаковые условия выдвижения и голосования в одном и том же органе власти. Поэтому я и просил губернатора, чтобы на закон о выборах депутатов в местные советы было наложено вето.

- Но ведь досрочное голосование предоставляет широкие возможности для нарушения избирательного законодательства.
- Поверьте, я имею очень большой опыт участия в выборах и их организации. Если команда депутата икс не в состоянии организовать голосование за себя, то этим людям надо заняться в своей жизни другим делом. Даже отмена досрочного голосования не избавит от возможности организовать раздачу подарков в день выборов. Переиначивая известную фразу, можно сказать, что разруха - не в досрочных выборах, а в головах. Есть еще один аспект людей с деньгами, которые могут заплатить за голос даже совершенно несовместимую с уровнем муниципальной власти сумму, у нас в городе много. Но дать деньги за голос совсем непросто, ведь основная масса людей их не возьмет, а возьмут алкоголики, но их 3-4%, а в маргинальных местах с большой концентрацией общежитий 7%. А вот дискредитировать себя таким образом можно очень просто. У людей, которые проиграли муниципальные выборы, видимо, какие-то проблемы с их организацией и совместимостью своих идей с предпочтениями избирателей. Их идеи, на мой взгляд, просто стали безразличны населению.

- И, тем не менее, как быть с фактами раздачи избирателям на досрочном голосовании продуктовых наборов?
- Давайте возьмем в качестве примера Америку, на которую у нас любят ссылаться, как на образец демократии. Там агитация разрешена повсеместно даже в день выборов, кроме, конечно, территории избирательных участков: можно на автобусах привозить голосовать своих сторонников; можно раздавать избирателям в качестве подарков что угодно, но только за счет средств избирательного фонда. И при этом никто не кричит, что демократия погибла. Я не понимаю, что имеют в виду, когда говорят о подкупе избирателей. Пообещать, что в стране за 500 дней наступит рай, это подкуп или нет? Ведь любое обещание каких-то благ, а это всегда используется в предвыборной агитации, по сути - подкуп, и борьба с ним, тем более в бедной стране - совершенно бессмысленное занятие. Мое отношение к подкупу философское. По моему мнению, это плата за возможность иметь демократию и право свободно избираться и быть избранными, а не голосовать так, как решила партийная ячейка. Тем более, что подкуп - это только одна из грязных выборных технологий, и далеко не факт, что она является определяющей. Есть покупаемые, есть покупатели, и если человек желает быть купленным, то лишить его этого права все равно, что лишить ребенка конфеты. Кстати, далеко не факт, что человек, получивший подарок, будет голосовать так, как его попросят.

- Не вызовет ли, на Ваш взгляд, отмена досрочного голосования проблем с обеспечением явки избирателей?
- Я думаю, что нет. Сейчас масса людей прошла через помощь от местных советов. Многие местные советы развернули пункты бесплатной юридической помощи гражданам, организовали муниципальные предприятия, оказывающие услуги по сниженным ценам, благоустроили территории и так далее. При этом сейчас муниципалам реально дана социалка, что при грамотном подходе к решению данных вопросов всегда дает электоральную активность.

- Существует мнение, что весь интерес исполнительной и законодательной власти к МСУ исчерпывается только тем, что местные советы будут формировать избирательные комиссии на будущих выборах в Законодательное Собрание.
- Здесь есть два аспекта. Первый ряд людей и в Смольном, и в ЗакСе действительно пытаются сформировать местные советы под себя, конечно, имея в виду подготовку к будущим выборам в ЗакС. Второй аспект связан с первым ряд чиновников откровенно раздражает активная работа некоторых депутатов с органами МСУ. Такая активность связана с неповоротливостью местных администраций. Например, невозможно согласовать с ними установку 100 скамеек в разных местах - ей проще заниматься комплексным благоустройством определенной территории, которая составляет только небольшую часть территории избирательного округа. Равномерно развивать территорию через районную администрацию сложно, многие депутаты это поняли и стали действовать через местные советы. Поэтому администрация районов старается продавить в советы своих людей, чтобы потом они тратили деньги так, как им укажут. Это, естественно, отразится на выборах, и депутат останется с носом. Поэтому зачастую выборы в ЗакС это схватка между главой района и депутатом, из-под которого выбивают политический ресурс, потому что когда депутат может пообещать выделить деньги, скажем, на обустройство двора, и через пару недель там появляется детская площадка, то это политически очень серьезно и гораздо серьезнее, чем раздавать избирателям продуктовые наборы.

- Каков механизм выделения денежных средств муниципальному образованию?
- Деньги идут тремя путями. Можно направить их в качестве субсидии муниципальному образованию, сделать распорядителем Комитет финансов, и тогда администрация просто согласовывает адресные программы муниципального округа, а финансируется все это напрямую через казначейство; можно направлять такие же субсидии, но сделать распорядителем кредитов территориальное управление. Это делается в случае, если у депутата ЗакСа не очень хорошие отношения с местным советом, и через районную администрацию он может притормозить финансирование, если глава муниципального образования вдруг вообразит, что это его собственные деньги и адресные программы можно ни с кем не согласовывать. Третий путь это прямые субсидии Комитетам городской администрации. Они уважительно относятся к депутатам и тратят деньги с оглядкой. Поэтому если у депутата проблемы, как с администрацией района, так и с местным советом деньги идут через отраслевые Комитеты Смольного.

- И последний вопрос. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы реформирования МСУ в городе и стране?
- Я считаю, что в Петербурге перспективы МСУ хорошие и имеют положительную динамику. Например, то, что сейчас делается в этой области в Москве, мы прошли уже восемь лет назад. Что же касается реформы МСУ в стране, то ее, как известно, продлили разрешили до 2007 года провести выборы, до 2008 года разобраться с различными техническими вопросами, а поэтапная передача новых полномочий органам власти МСУ будет проходить до 2010 года. Это все не очень хорошо. В условиях растягивания времени органы МСУ могут стать "ручными" они начнут бояться, что им не передадут какие-то полномочия. Я думаю, что в решении продлить реформу МСУ присутствовали чисто политические мотивы, которые, скорее всего, связаны с проблемой 2008 года и боязнью, что к этому времени может появиться большое количество новых начальников, и, видимо, у кого-то в голове созрела бредовая идея, что они сговорятся и устроят в стране мятеж.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама