ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 августа 2005, 16:22

На окраине, где-то в гавани

Петербургский морской порт стал зоной классового конфликта. И это несмотря на то, что обе стороны - работодатели и докеры - постоянно заявляют о своей приверженности идее социального партнерства. Не удалось им найти взаимоприемлемый вариант Коллективного договора. И как результат 30 августа начнется бессрочная забастовка докеров.


Мы знаем три пункта

Пятнадцать лет назад докеры создали боевой профсоюз, и поэтому чувствуют себя уверенно. Поигрывают рабочими мышцами. Работодатели администрация трех стивидорных компаний (стивидор фирма, которая занимается погрузкой и разгрузкой судов) тоже крепко стоят на своем.

В конце июля (с 25 по 27) докеры уже провели часовые предупредительные забастовки. Не подействовало. Работодатели, наоборот, попытались перейти в наступление: отключили в профкоме телефон, отобрали профсоюзный автомобиль и потребовали в месячный срок освободить помещение профкома. И вот докеры решили прибегнуть к бессрочной забастовке.

Чтобы донести до общественности свою позицию, 17 августа докеры провели пресс-конференцию в Доме журналиста. "Мы хотим стабильности. Для нас это - надежная сохранность рабочего места, своевременная выплата растущей заработной платы, премии, надежная социальная защищенность, нормальный быт, - сказал заместитель председателя портового комитета российского профсоюза докеров Владимир Петров. - Мы заинтересованы в росте производительности, потому что он приводит к повышению заработной платы. В конце концов, мы патриоты страны и города и не хотим, чтобы наш порт, в котором многие из нас работают по 15-20, а то и больше лет, постигла участь Балтийского морского пароходства, которое развалилось на наших глазах. Мы считаем, что в основе стабильности и роста производительности труда лежат отношения социального партнерства, а гарантией социального партнерства является Коллективный договор, в котором учтены как интересы работодателя, так и работника. Содержание Коллективного договора должно развиваться. И развиваться в сторону улучшения положения работников, чтобы их заинтересованность в развитии производства повышалась, а не падала. Это закон трудовой жизни. Но его не хочет соблюдать администрация трех стивидорных компаний порта: второй стивидорной компании (ВСК), первой стивидорной компании (ПерСтиКо) и четвертой стивидорной компании (ЧСК)".

Протокол разногласий состоит из великого множества пунктов и занимает более 160 страниц текста. Но основные разногласия содержатся в четырех семи пунктах. Но эти пункты важные, принципиальные для работников. Работодатели хотят внести положение, что администрация принимает решения не по согласованию с профсоюзом, а лишь учитывая его мнение. Вторая проблема страхование. Вначале шел разговор о 500 тысячах рублей выплаты за моральный ущерб в случае травмы и потери работоспособности, теперь вообще 300 тысячах. По мнению докеров, высчитать моральный ущерб вообще невозможно. Каждый случай требует отдельного рассмотрения. И, наконец, работодатели хотят отобрать у профсоюза право распоряжаться деньгами, которые перечисляются на развитие культурно-массовой и оздоровительной работы. Это 1 процент от зарплаты. "Администрация заявляет, что мы работники профсоюза на эти деньги жируем, - говорит Петров. - Мы готовы предоставить полный отчет, куда ушли деньги: на путевки, в частности, зарубежные, и т.д. Эти деньги невозможно растратить, они имеют целевое назначение".

Докерам есть, что терять. Это высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. В трех стивидорных компаниях, где разгорается конфликт, средняя заработная плата докера 25 тысяч рублей. Перед глазами докеров из ВСК, ПерСтиКо и ЧСК - пример коллег из Первого контейнерного терминала (ПТК), где Коллективный договор перезаключен, и рабочие получают по 49 тысяч рублей. Вряд ли бы докеры добились высокой зарплаты, если бы они не были объединены в боевой профсоюз. "Где заключены коллективные договора производительность труда растет. Налицо социальное партнерство. Социальное партнерство в действии!" говорит Петров.

Словосочетание социальное партнерство докеры повторяют как заклинание. Оно не сходит и со страниц Докера (так называется спецпроект газеты За рабочее дело). Вряд ли это говорит о приверженности профсоюзных вожаков реформисткой социал-демократической концепции классового мира. Скорее докеры используют понятие социальное партнерство как крючок, за который цепляются в борьбе с работодателем: мы, мол, хотим наладить равноправный диалог с вами, а вы и слушать нас не желаете, поэтому вы и виноваты в создании кризисной ситуации. В целом социальное партнерство для рабочих это когда работодатель признает, что рабочий коллектив равноправная сторона производственного процесса. То, что докеры так озабочены проблемой социального партнерства, говорит как раз о пробуждении их классового сознания и, конечно, о желании заставить работодателя уважать их человеческое достоинство.


Железная пята олигархии

Чтобы понять нынешние портовые расклады, надо обратиться в недалекое прошлое. Открытое акционерное общество Морской порт Санкт-Петербург возникло в ходе приватизации Ленинградского морского торгового порта в 1992-м. До 1998 года это была единая организация. В 1998-1999 годах была проведена структурная реорганизация ОАО Морской порт СПБ. На его базе возникло пять крупных стивидорных компаний: ЗАО Первая стивидорная компания (ПерСтиКо), ЗАО Вторая стивидорная компания (ВСК), ЗАО Первый контейнерный терминал (ПКТ), ЗАО Нева-металл (НМ) и ЗАО Четвертая стивидорная компания (ЧСК). Реорганизация была сопряжена с острым трудовым конфликтом. Ни один работник не написал заявления о переходе в новые компании, пока не было подписано соглашение о заключении в компаниях коллективных договоров, в которых был оговорен высокий уровень социальной защищенности работников.

Собственники порта менялись не единожды. Но до 2005 года порт всегда был одним субъектом собственности. В начале 2005 года сформировались три различных субъекта собственности, и теперь порт принадлежит трем различным группам акционеров. ЗАО ПКТ -собственность группы Южилина, ЗАО НМ - собственность группы Мордашова, а ЗАО Первая стивидорная компания (ПерСтиКо), ЗАО Вторая стивидорная компания (ВСК) и ЗАО Четвертая стивидорная компания (ЧСК) собственность группы Лисина. Страсти бушуют в группе Лисина.
Всего в порту работает 3 700 рабочих, из них 2 600 в компаниях группы Лисина. Владимир Сергеевич Лисин человек уважаемый и небедный. Современный олигарх. То есть без публичных политических претензий. Владимир Сергеевич возглавляет Совет директоров Новолипецкого металлургического комбината, имеет звание почетный металлург РФ, кавалер орденов Почета и Сергия Радонежского, попечитель Макариевского Фонда, учрежденного Русской Православной Церковью.

ПКТ специализируется на разгрузке и погрузке контейнеров, НМ - занимается металлами, ЧСК - углем, специализация ПерСтиКо и ВСК - оборудование и цветные металлы.

Представители администрации группы Лисина не боятся забастовки. "Они говорят: Бастуйте, сколько хотите! Мы просчитали и учли все убытки. А это немалые убытки. Сейчас мы работаем, соблюдая правила. И работодатели говорят, что они понесли убытки на полтора миллиона долларов. А чем обернется бессрочная забастовка?" говорит Владимир Петров. Докеры подозревают, что группа Лисина не хочет развивать питерский порт. По мнению г-н Петрова, работодатели действуют в интересах стран Прибалтики, через порты которых проходит основной поток грузов. Правда, Петров тут же заявил, что это его личное мнение, которое пока не подтверждается конкретными документами и фактами. "Создается такое впечатление, что они хотят использовать нашу забастовку как повод для того, чтобы вообще закрыть наш порт, - предполагает председатель забастовочного комитета ПерСтиКо Евгений Тимофеев. Но мы все равно заставим их принять наши условия! И работа нашего порта самого крупного на Севере России - продолжится". Кстати, в сентябре 1999 и в декабре 2004 года дальневосточные, мурманские, калининградские и питерские докеры уже выступали с инициативой Российские грузы только через российские порты!

В свою очередь работодатели обвиняют руководство профсоюза докеров в необоснованных претензиях, в продажности, а докеров называют ударным отрядом оранжевой революции в России. За время конфликта администрация стивидорных компаний группы Лисина заказала в петербургских газетах на правах рекламы несколько статей, в которых активистов профсоюза обвиняли в желании жить за чужой счет.

Профсоюз докеров не входит в ФНПР, а является свободным профсоюзом и является российским ответвлением Международной Федерации Транспортников ITF. Как правило, свободные профсоюзы в России очень малочисленны. Исключение составляют Независимый профсоюз горняков, Федеративный профсоюз авиадиспетчеров и Российский профсоюз докеров. Так, из 2600 работников петербургских компаний группы Лисина 2000 члены профсоюза. Поэтому эта та сила, с которой нельзя не считаться.


В борьбе обретешь право

Не следует думать, что бессрочная забастовка приведет к полной остановке работы порта. Будут обрабатываться опасные грузы, медицинские и идущие на жизнеобеспечение города. Ни под каким видом не будет обрабатываться грузы собственников трех стивидорных компаний, которые объявили о забастовке. Обработка всех остальных грузов будет вестись только по разрешению забастовочного комитета. Фактически профсоюз докеров будет контролировать производство и деятельность работодателя.

Не исключено, что забастовка примет радикальный характер. Если руководители профсоюза Александр Моисеенко и Владимир Петров заявляют о готовности пойти с работодателями на компромисс, то сами докеры считают, что время компромиссов прошло. Настроение в низах показывает коллективное письмо докеров-механизаторов ПерСтиКо, помещенное в 8 (155) газеты спецвыпуска Докер. Члены Портового комитета профсоюза, председатели профкомов и представители работников в рабочих группах, в комиссии по перезаключению Коллективного договора и даже примирительной комиссии тоже хороши, - пишут докеры. Все уповали на компромисс. В конце концов, приняв стремление к поиску компромисса за нерешительность, администраторы наших компаний, похоже, решили ни на какой компромисс вообще не идти, а идти напролом, чтобы отнять у нас те права и гарантии, которые были завоеваны с помощью профсоюза в течение многих лет. Работники недовольны недостаточной активностью и слабой наступательностью профсоюзных организаторов, их чрезмерной склонностью к компромиссам, - это мнение докера-механизатора ПерСтиКо Юрия Рысева, который тоже участвовал в пресс-конференции в Доме журналиста. На взгляд докеров, необходимо прекратить всякие разговоры о компромиссных вариантах с привязкой к ранее действовавшим коллективным договорам, а требовать принятия нормального Коллективного договора на основе нашего проекта.

Если такие настроения в рабочих низах возобладают, то неизвестно, во что выльется этот конфликт. Профсоюзные лидеры, подталкиваемые коллективом, волей-неволей пойдет до конца. Если не пойдет, так мы с них строго спросим, и если надо будет, направим снова в трюм, предупреждают докеры. Ситуация дошла до критической точки. Но именно в таких ситуациях, в конфликте, а не в Общественной палате, учрежденной верховной властью, выковываются институты реального гражданского общества, без которого все разговоры о демократии теряют смысл. Через это прошел весь цивилизованный мир, и докеры идут проторенной дорогой.
Пока они не поднимают политические вопросы. То, что им помогали левые депутаты Госдумы Олег Шеин и лидер РКРП Виктор Тюлькин, они не скрывают, но - помогали как депутаты, а не как политики. Однако развитие ситуации заставит докеров осознать, что пока существует авторитарный олигархический режим Путина, все их мечты о стабильной высокой зарплате, премиях, социальной защищенности так и останутся прекраснодушными мечтами.

Дмитрий ЖВАНИЯ

Дмитрий Жвания


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости14 декабря
Смотреть предыдущие новости →




Главное ↓ 

О редакции Реклама