ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 28 сентября 2005, 12:05

Владимир Журавлев: Цель реформы МСУ - построение эффективно действующей системы муниципальной власти

В Ленинградской области в самом разгаре муниципальные выборы. 9 октября жители области выберут депутатов, которые будут отвечать за благополучие отдельных населенных пунктов предстоящие 4 года. О ходе муниципальных выборов корреспондент ЗАКС.Ру беседует с Владимиром Павловичем Журавлевым, председателем избирательной комиссии Ленинградской области.

- Владимир Павлович, прошло уже некоторое время с начала официальной агитации. Как Вы оцениваете этот период?
- По федеральному закону, агитация начинается за 30 дней до дня голосования. Начало агитационного периода всегда совпадает с завершением регистрации кандидатов. Всего зарегистрировано 7 195 кандидатов в депутаты во всех 203-х муниципальных округах Ленинградской области. Было выдвинуто 7 610 кандидатов. Отказы в регистрации связаны, в основном, с тем, что многие депутат не приносили полный пакет документов, подписные листы или избирательный залог. 730 кандидатов выдвинула Единая Россия, 324 - ЛДПР, 244 КПРФ, 110 Родина, 18 - Партия пенсионеров, то есть политические партии выдвинули примерно 20% от общего числа кандидатов. Но многие члены партий осуществили и самовыдвижение. Принадлежность к партии или общественному объединению указывается в бюллетенях или на информационных плакатах, которые готовит комиссия и вывешивает на каждом участке. С начала агитационного периода избирателям важно ориентироваться в потоке информации, которая идет в СМИ и информационных материалах самих кандидатов. Листовки, плакаты кандидаты могут изготавливать из средств избирательного фонда. Специфика этих выборов, помимо всего прочего, такова, что на округах, где меньше 5 тысяч избирателей, кандидат может не создавать избирательный фонд.

- Не приведет ли это к различным нарушениям, связанным с финансированием кампании?
- 40% кандидатов создали избирательный фонд. В небольших населенных пунктах кандидатов знают многие избиратели, поэтому зачастую в фонде нет необходимости. Территориальные комиссии постоянно проверяют, не используют ли кандидаты незаконные денежные средства на ведение кампании. Максимум, который кандидат может потратить, - 250 тысяч рублей. Это вполне нормальные средства.

- Сейчас уже идет досрочное голосование. Нет ли нарушений?
- Сигналов о серьезных нарушениях не поступало. Есть отдельные жалобы, и мы предметно ими занимаемся. Они касаются косвенной агитации. Есть непростые формы нарушений, но комиссии все изучают, выносят оценки. Если что-то не в порядке, этим будут заниматься судебные органы. В Выборгском районе есть жалобы на неравные условия агитационной деятельности для различных кандидатов. Мы направили туда специалистов, членов комиссии. Мы очень быстро реагируем на подобные ситуации. Были организованы встречи наших представителей с руководством прокуратуры района, органами внутренних дел. Также мы будем обсуждать, как эффективно пресекать подкуп избирателей.

- Как Вы думаете, какая будет явка? Опыт муниципальных выборов в Петербурге в этом смысле весьма печален.
- В Санкт-Петербурге часто приходится проводить повторные выборы. Активность избирателей минимальна при том, что во многих муниципальных округах местные власти работают достаточно эффективно. Но практика проведения выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге и Ленобласти складывается по-разному. В области в 2000-м году во время последних муниципальных выборов активность избирателей была 35,5%. Разница существенная по сравнению с Петербургом. Теперь стало много муниципальных образований на уровне небольших поселений. В связи с тем, что сейчас избираются только депутаты первого уровня, можно было бы предположить, что активность будет невысокая. Однако мы много рассказываем избирателям о том, что именно сейчас необходимо идти и голосовать. От этого выбора зависит не только, кто будет депутатом, но и то, кто станет главой МСУ и главой администрации. Значит, нужно избрать депутатов, которым можно доверить решение этих вопросов. Я надеюсь, что явка составит порядка 40%.

- На Ваш взгляд, отмена выборов главы администрации соответствует демократически нормам?
- Этот вопрос возникает довольно часто. Депутаты, когда принимали областной закон, выбрали именно эту схему. Ее взяли из других регионов России, где она была реализована и привела к хорошим результатам. Вообще, выборы нельзя рассматривать как самоцель. Цель реформы МСУ это построение более эффективно действующей системы муниципальной власти. Самое главное, чтобы эти выборы привели к улучшению жизни людей. Что касается выборов главы администрации, то при данной схеме этот процесс получается более выверенным, больше шансов подобрать достойную кандидатуру. Важно, чтобы он был хозяйственником, управленцем, мог решать насущные вопросы, а не реализовывать свои личные амбиции. При прямых выборах не всегда возможно противостоять противоправным технологиям, например, подкупу. Кроме того, при прямых выборах главы администрации получается, что на 4 года избран руководитель, который недосягаем для людей. И невозможно оградить их от его деструктивной деятельности. Здесь же с назначаемым главой заключается контракт, он будет проверяемый. Население сможет влиять на него через депутатов. Контракт можно расторгнуть, если глава не выполняет свои обязательства.

- Получается, что глава администрации несет ответственность не перед народом, а перед депутатами. Может, имеет смысл создать упрощенный механизм отзыва нерадивых чиновников?
- Механизм отзыва есть. Он предусмотрен законом. Основанием отзыва могут служить только противоправные действия должностного лица, которые признаны таковыми в судебном порядке. То есть, должно быть судебное решение, что он нарушил закон, а не просто плохо работает. За отзыв должны проголосовать не меньше половины из числа избирателей всего муниципального образования. В любом случае идеальных схем нет. Везде есть свои плюсы и минусы. В Ленинградской области такую схему сочли самой оптимальной.

- Были когда-нибудь случаи отзыва на практике?
- Таких случаев не было.

- А возможен ли в дальнейшем вариант, чтобы главы администраций назначались губернатором?
- Нет. Это исключено законом. Губернатор может только преложить 50% членов конкурсной комиссии.

- На заседании Законодательного Собрания рассматривался закон, по которому глава местного самоуправления должен работать на общественных началах. Это целесообразно, как Вы думаете?
- Сейчас ситуация такова, что и глава муниципального образования, и глава администрации имеют большие полномочия. Надо исключить возможность конфликта между двумя руководителями. Главой муниципального образования должен быть человек, который занимается не общими политическим вопросами, а местными хозяйственными. Это может быть директор школы, предприятия и т.д.

- Возможно ли такое, что и муниципальные выборы пройдут по партийным спискам? Ситуация в стране такова, что без партийного билета во власть и не пройти.
- Необходимо, чтобы партии работали эффективно не только на федеральном, но и на региональном, местном уровне. Во Всеволожске, Кировске, в Сланцевском районе развиты партийные организации. Это Вы можете увидеть по списку кандидатов в депутаты, которые выдвинуты от партий. Я не исключаю, что такое возможно, раз в стране взят курс на укрепление и развитие партийности. Что касается усиления роли партии, то, например, за рубежом существует такая практика, что партия-победитель формирует правительство страны.

- Как Вы считаете, в России возможна парламентская республика?
- Я бы не стал предполагать такой вариант. Это мое субъективное мнение. Думаю, что нынешнее государственное устройство отвечает социально-экономической и политической ситуации в стране.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама