ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 декабря 2005, 13:10

Конституционный суд уже переехал - в карман к президенту

Вопрос о переезде Конституционного суда вовсе не так актуален, как вопрос его переименования. Было бы вполне актуально назвать его Президентским судом если исходить из того, чьи интересы он защищает на самом деле. 21 декабря КС, рассмотрев жалобу Владимира Гришкевича, поддержанную СПС, подтвердил законность назначения губернаторов президентом РФ.

Жалоба содержала три пункта, касающиеся: внесения президентом кандидатуры губернаторов в местный парламент, снятия губернаторов с должности и роспуска местных законодательных собраний. По первому пункту суд жалобу отклонил. Мотивировка такой порядок не нарушает ни баланса полномочий федерации и ее субъектов, ни права граждан участвовать в управлении делами государства. От рассмотрения второго и третьего пункта суд уклонился, сославшись на то, что-де реальная правоприменительная практика пока отсутствует. Однако некоторые аналитики полагают, что причина отклонения - в уклонении самих судей от необходимости признать эти путинские нововведения законными.

Накануне циркулировали слухи о том, что 6 из 19 судей Конституционного Суда "пойдут в отказ". Делались намеки о намеренном вбросе темы переезда КС в Петербург - в качестве дополнительной страшилки для недопонимающих всю важность момента. В итоге только двое судей при вынесении решения отказались его поддержать. Хотя в наше время и такому скромному показателю можно порадоваться, все ж таки не всех еще в вертикаль вытянули. Против проголосовали Анатолий Кононов и Владимир Ярославцев, усмотревшие в президентских инициативах факты нарушения Конституции РФ. Как заявил журналистам судья Кононов, "здесь настолько ясно, что все неконституционно, это ясно даже не юристу" (цит.по "Новый регион", 21.12.2005). По его мнению, нельзя отобрать от граждан ранее предоставленное право свободных выборов.

Примечательно, что так полагал и сам президент еще каких-то три года назад. 19 декабря 2002 года Владимир Путин заявлял: "Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, и так должно остаться". А вот путинская цитата, датированная 13 сентября 2004 года: " высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. [...] Данный порядок образования исполнительной власти базируется на общих положениях Конституции".
Как говорится, сравните и найдите 10 различий.
Эволюция понимания конституционных норм лично В.В.Путиным это, скорее, предмет изучения психологов и политологов. Но чтобы диагностировать последнее решение Конституционного Суда, требуется анализ юридический. Обратимся к букве закона.

Статья 1 Конституции РФ гласит:
"Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Однако закон о фактическом назначении губернаторов президентом (в дальнейшем Г-на-П), лишает дееспособных граждан всех 89 регионов страны их законного права избирать руководителей субъектов Федерации. Налицо нарушение принципа демократизма.
В федеративном государстве Конституция закрепляет положение, при котором субъекты Федерации самостоятельно образуют региональные органы власти. Но Г-на-П лишает регионы такой самостоятельности и тем самым нарушает принцип федерализма.

Кроме того, сам Конституционный Суд еще 18 января 1996 года вынес вердикт, указывавший на то, что назначение губернаторов законодательными собраниями "не соответствует Конституции Российской Федерации" (решение принималось по итогам проверки Устава Алтайского края, согласно которому глава региона должен был избираться местным парламентом, а не гражданами). Согласно ст.79 ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации", решение Конституционного Суда является окончательным и не подлежит обжалованию. А подлежит исполнению в том числе и президентом РФ. И нынешний КС, своим решением от 21 декабря, и гражданин Путин В.В., с его Г-на-П, нарушают закон "О Конституционном суде". Покушаясь тем самым на такое фундаментальное установление РФ, как закрепленный Конституцией статус правового государства. Таким образом, Г-на-П противоречит всем трем основополагающим принципам устройства Российской Федерации как демократического федеративного правового государства.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
Положение, при котором законодательная власть в лице местных парламентов утверждает кандидатуру губернатора, а их самих в случае не утверждения оного, - подвергает роспуску президент, завязывает независимые ветви в поистине гордиев узел. Тем самым Г-на-П нарушает указанную статью, ибо нарушает принцип разделения властей.

Закрепляя норму роспуска региональных парламентов (в случае не утверждения ими предложенной президентом кандидатуры губернатора) и право президента отстранять от должности разонравившихся ему губернаторов, В.В.Путин самовольно наделяет себя правом внесудебного административного роспуска региональных законодательных органов и внесудебного отстранения от власти законно избранных глав регионов. Что не предусмотрено действующей Конституцией РФ.

Статья 83 Конституции РФ содержит перечень полномочий главы государства в том числе тех высших государственных должностей, на которые президент может назначать или предлагать свои кандидатуры. В этом перечне нет положения о том, что президент РФ представляет в Законодательные собрания субъектов РФ кандидатуры губернаторов и глав республик, областей, краев, автономий. Иначе говоря, Путин самовольно расширил свои (президентские) полномочия а такое действие, осуществленное без соответствующего изменения Конституции, рассматривается как государственный переворот.

Статья 3 Конституции РФ указывает:
"1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону".

Кроме того, система назначения губернаторов перечеркивает одно из основополагающих прав граждан не только избирать, но и быть избранными (п. 2 ст. 32 Конституции РФ: "граждане Российской Федерации имеют право избираться и быть избранными в органы государственной власти"). Теперь (в рамках губернаторских "выборов") такое право остается лишь за теми, кого выберет сам президент. Между тем действующая Конституция лишает права избирать и быть избранными только "признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (п.3 ст.32). Выходит, Г-на-П приравнивает всех, не рекомендованных президентом, к умалишенным и к уголовным преступникам?

Еще год назад, комментируя Г-на-П, ведущий специалист в области конституционного права, профессор Михаил Краснов замечал: "С конституционно-правовой точки зрения - это грубое нарушение Конституции. Прежде всего, потому, что сама легислатура губернаторов, руководителей субъектов Федерации, это полностью прерогатива субъектов. Это исключительная компетенция субъектов Российской Федерации. Когда федеральный законодатель фактически вмешивается в этот вопрос, он грубо нарушает 73-ю статью Конституции. Это первое. Второе. Вопрос доверия. Представляете, как это можно еще оценить? Граждане, хорошо ли, плохо, с административным ресурсом, без административного ресурса, но формально легитимизировали своих руководителей, губернаторов, то есть граждане выразили доверие своим губернаторам. И вот теперь, оказывается, эти губернаторы должны плюнуть на доверие граждан и, что называется, шапку долой, поклониться и спросить - царь-батюшка, а ты-то нам доверяешь, дорогой? Это может быть эмоции, публицистика, но это тоже впрямую противоречит Конституции, ее нормам о том, что народ осуществляет свою власть путем референдума и путем выборов причем как федеральных властей, так региональных и муниципальных, местных властей. У народа просто забирается его право быть источником власти" (цит.по: Радио "Свобода", эфир 1 декабря 2004 г.).

Кремлевские комментаторы, пытаясь убедить граждан в "правильности" путинских реформ, любят ссылаться на опыт зарубежных стран: мол, на Западе губернаторов тоже не выбирают, а назначают. Действительно, такие страны есть. Но это касается, как правило, государств унитарных, а не федеративных. Хотя даже в унитарных государствах губернаторов не везде назначают, а все-таки выбирают. В Венгрии, Ирландии, Испании, Италии, Норвегии, Португалии, Словакии, Швеции, Финляндии, Чехии нет назначаемых "сверху" глав региональной исполнительной власти.
В государствах федеративных таких, как Австрия, Бельгия, Германия, Бразилия, Швейцария, США, - главы исполнительной власти регионов не назначаются. Есть только несколько исключений Австралия, Индия и Канада. Все три бывшие английские колонии. Здесь во главе штатов или провинций имеются назначаемые сверху чиновники. Но только никакой реальной властью они не обладают, а скорее исполняют представительские функции или же (как в Канаде, например) обязаны действовать "по совету правительства" или в соответствии с указаниями кабинета министров штата, который формируется законодательным органом штата (как в Индии).

В прошлом году президент отметил День Конституции в Кремле, в компании судей Конституционного суда. Наблюдатели обратили внимание на любопытный обмен "намеками", произошедший тогда между главой государства и председателем КС Валерием Зорькиным. Зорькин заметил: "Конституция трудно изменяема, но это не означает, что она неизменна - она наращивает содержательную ткань". А Путин парировал: "ни менять, ни подправлять" Конституцию нынешняя власть не намерена, "таких задач не стоит, таких планов у нас нет". Но особо подчеркнул, что теперь "многое в практической работе органов исполнительной власти" будет зависеть от того, как справится КС со своей работой "толкователя отдельных положений Конституции". Они и справляются так, как им это видится из президентского кармана.


Татьяна ЛИХАНОВА

Татьяна Лиханова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама