ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 16 января 2006, 16:05

Государство озаботилось подготовкой религиозных кадров

Это по Конституции у нас церковь отделена от государства. В реальной жизни их связь пусть и остается пока не законной, но крепчает день ото дня и приобретает все более прилюдный характер. Патриарх даже в ходе пасхальной службы-2004 счел возможным разделить радость Христова воскресения с радостью очередного переизбрания Владимира Путина - каковой и поделился прямо во время богослужения, публично обратив к присутствующему в храме президенту свои комплименты.

Кремль же, подобно серьезному мужчине, хоть и не готов еще окончательно оформить отношения, но не скупится на дорогие подарки той, что пока живет с ним во грехе. Сулит по-полной возвратить отнятую большевиками недвижимость, бесплатно передает в пользование земли, обеспечивает создание православного телеканала. Глава федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский обещает выделять из госбюджета не менее 3 миллионов под светские журналистские проекты "на православной мировоззренческой основе". Министр культуры Александр Соколов объявляет, что сегодня уже есть русская национальная идея, и называет ее источником "православие и Священное писание, где духовные и нравственные истины определены навеки". А придворный политолог Станислав Белковский провозглашает важнейшей задачей "мобилизацию финансовых и лоббистских структур с тем, чтобы к 2008 году создать пул православных политиков".

Под финал нынешнего рождественского поста разговелись законопроектом о присвоении государственного статуса религиозным вузам. Вопрос этот пытались решить еще год назад, проект был одобрен Минюстом, но столкнулся с категорическими возражениями Министерства образования. Тогда, например, начальник отдела региональной этнокультурной политики в сфере образования Минобра Татьяна Петрова заявляла в интервью "Московским новостям" довольно категорично: "Вопрос изначально не может быть решен в пользу государственной аккредитации, ибо противоречит Конституции РФ, где говорится, что церковь отделена от государства, то есть образование носит светский характер. К тому же, в духовных вузах не устанавливаются государственные стандарты. Это означает, что мы не можем проводить их аттестацию и государственную аккредитацию".
Госстандарт, кстати, предполагает обязательное включение в программу религиозных вузов таких предметов, как, например, социология, политология, или естествознание (базирующееся у нас, как известно, на теории Дарвина, а вовсе не божественного сотворения мира).

Вновь озаботились изменением федеральных законов "Об образовании" и "О свободе совести и религиозных объединениях" по поручению президента Путина. Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ подготовила соответствующий проект. И на этот раз Министерство образования РФ не только не высказало своего возмущения, но, напротив, в лице Андрея Фурсенко проект поддержало. Да и стоило ли ожидать, что Минобр станет упрямо указывать на противоречия Конституции, если нынче у нас их даже Конституционный суд в упор не видит?

Сторонники госаккредитации религиозных вузов говорят об исключительно благих намерениях власти. Мол, дипломы выпускников духовных институтов "не считовы" - а потому с дальнейшим научным образованием и трудоустройством у них могут быть большие проблемы. Никакого тебе бюджетного финансирования, льгот для студентов и прочих благ, которыми будто бы осчастливлены учащиеся вузов государственных. И первые, в отличие от вторых, лишены отсрочек от призыва в армию. Хотя в такой аргументации есть некоторое лукавство. Действительно, согласно ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку имеют лишь те студенты и аспиранты, что обучаются в вузах, имеющих государственную аккредитацию и лицензию. Но есть еще и закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", пункт 4 статьи 3 которого говорит об альтернативной гражданской службе, а также о том, что священнослужителям "в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов". И тут разумнее было бы наводить порядок в военкоматах, где каждый горазд по-своему толковать существующий закон, нежели изобретать новые законы о религиозных вузах.

Очевидно, что, кроме заботы о современных "бурсаках", есть в правительственном радении о них еще один аспект. На него намекает зампред думского комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений Александр Чуев. По его мнению, госаккредитация высших духовных образовательных учреждений "позволит государству и церкви вступить на новый этап реального партнерства".

О том, в каком именно русле это противоестественное (для светского государства) партнерство протекало на предыдущем этапе, могут свидетельствовать выдержки из секретного доклада заместителя председателя Совета по делам религий при Совмине СССР товарища Фурова В.Г. "О состоянии религий в СССР" на расширенном заседании Совета 17 апреля 1968 года: "За последние годы Совет целым рядом мер добился того, что он может влиять на подбор и расстановку кадров епископата и целого ряда других категорий служителей. Используя эти возможности, проводится такая политика в кадровом вопросе, которая отвечает интересам государства и включает в себя: [...] ограничение набора слушателей в духовные академии и семинарии соответствующими контрольными цифрами приема на первый курс духовных учебных заведений, воздействие на сам подбор состава их слушателей [..]". В другом своем документе той поры Совет рекомендовал "...более активно влиять на правильный отбор и распределение абитуриентов в духовных учебных заведений и на политико-воспитательный процесс в них", а также "изучить каждого служителя культа, его политический облик, склонности, взгляды".

Примечательно, что новые инициативы "партии и правительства" в сфере религиозного образования вызывают в разных конфессиях разную реакцию. РПЦ (от которой просьбы об уравнивании в правах светских и религиозных вузов поступали заблаговременно) горячо приветствует и поддерживает. В руководстве российских мусульман такого единодушия не наблюдается. В мае прошлого года заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России шейх Фарид Асадуллин заявлял в интервью "Известиям", что вопрос о предоставлении исламским духовным учебным заведениям госаккредитации ставился перед государством неоднократно, но не получил приемлемого разрешения. Но председатель Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигулла Аширов сегодня выражает, по меньшей мере, сдержанное недоверие "благим намерениям" власти, решившей положить конец свободному полету духовных вузов. В интервью радио "Эхо Москвы" Аширов, во-первых, удивлен тем, что "не имел чести даже слышать" об этой инициативе правительства. Что с Советом муфтиев России, коего он является сопредседателем, никто не посоветовался. Аширов высказывает опасения, что новый закон на местах "каждый милиционер будет трактовать по-своему". И приводит в пример разворачивающийся скандал с отказом в продлении лицензии Исламскому университету в Казани, когда "под видом повышения его статуса фактически совершаются нападки на этот университет". Нафигулла Аширов усматривает в законопроекте о госаккредитации духовных вузов "желание ограничить сферу деятельности мусульманских религиозных организаций в области образования". Еще более категоричен его комментарий, сделанный газете "Коммерсант": "Мы находимся под постоянным прицелом правоохранительных органов, проходим бесконечные проверки и допросы. Так что новый законопроект при ретивости местных чиновников и в рамках борьбы с ваххабизмом может просто уничтожить исламское образование в стране".

А председатель Союза мусульманских женщин Татарстана Альмира Адиатуллина полагает, что за попытками усиления контроля государства над деятельностью религиозных вузов может стоять вполне меркантильный интерес. Комментируя агентству Ислам-инфо конфликт вокруг Российского исламского университета в Казани, Адиаттулина, в частности, заявила: "Научные круги Татарстана хотят реорганизовать РИУ в светское учебное заведение, и мы с этим не согласны, так как в этом случае университет может превратиться не только в обычный государственный или коммерческий ВУЗ, но и через несколько лет кануть в небытие, как Татарский университет, Татаро-американский институт, Татарский гуманитарный институт. Желающие придать религиозному ВУЗу гуманитарно-светское начало имеют цель завладеть материальной базой РИУ, созданной мусульманскими благотворителями".

Высказанные Нафигуллой Ашировым опасения относительно возможных последствий госаккредитации духовных вузов считает справедливыми и профессор Московской духовной академии Андрей Кураев: "Новая норма будет направлена прежде всего на мусульманские центры, - заявляет он в интервью "Коммерсанту". - Во всем мире медресе воспринимаются как места вербовки фанатиков". При этом профессор полагает, что переход к системе обязательной госаккредитации религиозных вузов едва ли пойдет на пользу и православным образовательным учреждениям. По словам Кураева, идея с получением госстатуса "не вызывает энтузиазма" в среде Московской духовной академии, ибо его коллегам "не хочется терять независимость".

На сегодня Минюстом РФ зарегистрировано 160 религиозных учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации. Из них 75 исламских, 49 православных, 4 католических, 2 буддистских и 2 иудаистских.
Чтобы видимый перекос в сторону исламских духовных высших школ не провоцировал возмущение "истинно православных", следовало бы сопроводить эту статистику необходимыми пояснениями. Дело в том, что из посчитанных 49-ти далеко не все могут быть отнесены к категории высших учебных заведений. Исламские учебные заведения советом по образованию при Совете Муфтиев России подразделены на три вида: начальные, средние профессиональные и высшие профессиональные. Каждому уровню соответствует свой уровень лицензирования. Так, высшие мусульманские медресе причислены к средним профессиональным учебным заведениям и получают лицензию Минобрнауки республик (автономий) РФ, Российский Исламский Университет к высшим профессиональным, действующим по лицензии Минобрнауки РФ. В сравнении с медресе, в РИУ доля светских дисциплин значительно больше почти половина от общего числа учебных предметов.

Обязательная госаккредитация религиозных вузов предполагает закрепление за государством права жесткого контроля над учебным процессом. По результатам инициированной президентом проверки светских высших учебных заведений Министерством образования и науки, в 2005 году свыше 20 вузов и их филиалов прекратили свою деятельность.

В прошлом году депутаты и чиновники Минобра подготовили законопроект, предполагающий введение системы фактического назначения, а не избрания ректоров. Следует ожидать, что в ближайшее время этому законопроекту будет придано необходимое ускорение. И в случае окончательного утверждения порядка обязательной госаккредитации религиозных вузов власть сможет без особого беспокойства наблюдать за воспитанием нового духовенства откомандированным ею благонадежным пастырем. Кадры у нас, как известно, решают все.

Татьяна ЛИХАНОВА

Татьяна Лиханова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама