ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 февраля 2006, 11:25

Путин не знает, за что и где сидит Ходорковский

"То, что Ходорковский оказался в карцере, я, откровенно говоря, первый раз слышу от вас", заявил Путин в интервью испанским СМИ. Он категорически опроверг предположение о том, что экс-глава ЮКОСа мог оказаться в ШИЗО из-за чьей-то мести: "Я не понимаю, кто и за что может ему мстить?". В искренность президентского недоумения легко поверить, если предположить, что он просто опустил само собой подразумеваемое уточнение - "кто еще". С той же искренностью царь зверей не допускает и мысли о том, что какие-нибудь рядовые шакалы осмелятся покушаться на его добычу. И по словам адвоката Юрия Шмидта, руководство колонии не решает ни одного вопроса, касающегося осужденного Ходорковского, "не получив распоряжения сверху".

Президент так бы и оставался в неведении относительно того, почему Михаила Ходорковского направили отбывать наказание в самую отдаленную колонию и что там с ним происходит, если бы не поступившая к нему от заморских журналистов информация. "Поскольку вы обратили мое внимание на это, я обязательно спрошу у министра юстиции, что там происходит, куда его направили и за что", - пообещал Путин. Странно, что внимание главы государства до сих пор не удалось привлечь гражданам его собственной страны - ни российским журналистам, ни адвокатам, ни правозащитникам. Тем рядовым россиянам, что отправляют тысячи сочувственных писем Михаилу Ходорковскому, его адрес известен: 674665, Читинская область, Краснокаменский район, г. Краснокаменск, Учреждение ЯГ14/10, 8 отряд.
Президенту же достаточно знать, что Ходорковского "послали туда, куда считают нужным". Отвечая на вопрос испанских СМИ, глава РФ авторитетно заявил: "Человек, который осужден судом, не выбирает место своего пребывания в местах лишения свободы. Это делает Министерство юстиции".

Благодаря путинским "реформам" у нас уже вообще мало что можно выбрать - даже тем, кто пока на воле. Однако пока официально не объявлено о прекращении действия принятого Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которому осужденный отбывает наказание по месту жительства или вынесения приговора. И только в том случае, если там нет свободных "посадочных мест", его отправляют в колонию другого, ближайшего региона. "Прискорбно, что президент не знает Уголовно-исполнительного кодекса", - говорит адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. И добавляет: "Ходорковский попал в наиболее труднодоступную колонию в масштабах всей страны, где легко удалось заглушить его голос, где его смогли поместить в информационный вакуум".

Критикам Владимира Путина, можно утешаться лишь тем, что президент, похоже, находится примерно в таком же информационном вакууме, как Михаил Ходорковский. Во всяком случае, это следует из президентских слов о том, что ему "ничего не известно". Такие признания Владимиру Владимировичу то и дело приходится делать по самым серьезным поводам. Ему, например, ничего не было известно об истинном числе заложников в Беслане. О том, что боевики выдвигали конкретные требования. О том, что "наши" стреляли по школе из танка и "шмелей". У современной российской власти знание вообще какое-то специфически-избирательное. Министр обороны Сергей Иванов, например, убежден, что в нашей армии ничего ужасного не происходит потому что ему лично об этом ничего не известно. Зато он отлично осведомлен обо всех деталях сделки по компании "Юганснефтегаз", перешедшей во владение "Роснефти" - о чем и заявил в свое время в Нью-Йорке на неправительственном Совете по международным отношениям.

На пресс-конференции в декабре 2004 года, Путин "забыл" название ООО "Байкалфинансгруп", волшебным образом ставшей обладателем "Юганскнефтегаза". Сначала поименовал ее "Балтийской", а потом "Байкало какой-то". Обозначив, как отмечали зарубежные издания "полное безразличие к компании, название которой за короткое время выучил почти весь мир". Что, впрочем, не помешало ему отрекомендовать зарегистрированное за две недели до аукциона ООО как компанию, которая "многие годы занимается бизнесом в сфере энергетики".
Президенту РФ до сих пор ничегошеньки не известно о тех негативных для российской экономики последствиях, которые повлекло "дело ЮКОСа". Он убежден: "Советский суд - самый гуманный суд в мире". Причем полагает, что этим знанием обладает и вся мировая общественность: "Как вы знаете, так есть всегда" (обе цитаты - из интервью нидерландскому телеканалу 11 июля 2005 года). И эту президентскую уверенность не может поколебать никакая "лишняя" информация вроде "гуманного" решения суда, отказавшего изменить на подписку о невыезде меру пресечения юристу компании "ЮКОС-Москва", матери двоих детей Светлане Бахминой, помещенной в СИЗО. Президенту, должно быть, ничего не было известно и об оценках его тогдашнего советника Андрея Илларионова, оценившего приговор Ходорковскому как продемонстрированную судом "глубокую некомпетентность". Ведь Путин убежден в обратном: суд продемонстрировал "стабильность и силу государства". И напрасно советник по экономическим вопросам пытался донести до своего босса печальное знание о серьезных последствиях "дела ЮКОСа". Илларионов называет сделку по "Юганскнефтегазу" "аферой века" и поражается тому, что "до сих пор мы видели такие действия у наперсточников, а теперь этим занимаются компании со стопроцентной госсобственностью". Путин настаивает, что "это вполне нормально" и "все сделано абсолютно рыночными способами". Илларионов указывает на "экономический спад при беспрецедентно хорошей внешней конъюнктуре", президент заявляет: "Динамика положительная, и она очевидна". Министр финансов Алексей Кудрин констатирует: "Дело ЮКОСа отразилось на оттоке капитала из России" и оказало "негативное влияние на российский рынок". Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявляет: "Дело ЮКОСа негативно сказалось на инвестиционном климате". Но Путин, похоже, не желает умножать печали такими знаниями и продолжает настаивать: "Рейтинг России постоянно растет", "прямые инвестиции в РФ растут".

9 января представитель ФСИН, отвечая на вопросы журналистов о наличии вакантных мест в колониях Московской области или ближайших регионов, указал на закрытый статус этих данных и подчеркнул: "ФСИН является единственным органом, владеющим этой информацией". Выходит, она закрыта и для аппарата президента? Что же дает главе государства такую уверенность в том, что Ходорковского "послали туда, куда считают нужным"? Между тем, сведения о наполняемости исправительных учреждений публикуются в правозащитной прессе. И, согласно их данным (по состоянию на 1 января 2005 года), колонии Московской области относятся к исправительным учреждениям с "наименьшим уровнем наполнения" - 59,1%. "Информация о количестве заключенных в исправительных учреждениях никогда не была секретной", подтверждает в интервью "Ведомостям" и председатель Общественного совета при министре юстиции Валерий Борщев. И напоминает, что Россия регулярно отчитывается о положении дел в пенитенциарной системе, в том числе и перед организациями международного уровня. При этом такой показатель, как уровень населенности колоний, является одним из основных, поскольку свидетельствует о соблюдении Россией международных стандартов в области прав человека. "Когда представители Совета Европы посещали колонии, они получали все данные, никакого секрета здесь не было", подчеркивает Борщев.

9 февраля в Замоскворецкий суд Москвы должен рассмотреть жалобу адвокатов Михаила Ходорковского, оспаривающих законность этапирования их подзащитного в колонию Читинской области. В жалобе адвокат Юрий Шмидт просит "признать решение ФСИН РФ и УФСИН по г.Москве о направлении Ходорковского М.Б. для отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительную колонию ИК-10, расположенную в Читинской области, незаконным; обязать ФСИН РФ и УФСИН по г.Москве устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Ходорковского М.Б. и направить его отбывать наказание в соответствующее исправительное учреждение, расположенное в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден".

Последнее обращение Владимира Путина к теме заключения Ходорковского способно, по мнению Юрия Шмидта, повлиять на исход судебного разбирательства: "Если судья живет по принципу "чего изволите", то заявление Путина может привести к отказу в удовлетворении обоснованной жалобы. Но если судья руководствуется законом, то слова президента на нее никак повлиять не должны. Я, впрочем, с трудом верю, что любое дело, связанное с Михаилом Ходорковским, может попасть к случайному судье, у которого была бы независимая позиция".


Татьяна ЛИХАНОВА

Татьяна Лиханова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама