ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 17 февраля 2006, 13:00

Елена Филинкова: При воспитании молодежи мы теряем то золотое, что у нас есть, тот культурный, духовный, ценностный ориентир молодежи, и опускаемся на уровень животных инстинктов

Необходимость поиска в России своей национальной идеи, объединения вокруг нее населения, воспитания народных масс осознается сегодня, похоже, на самом высоком уровне. Но первые лица государства лишь задают недоуменные вопросы специалистам - нет ни комплексного подхода к проблеме, не предпринимается шагов по ее решению.
О проблемах воспитания детей и молодежи, о религиозно-нравственных аспектах нашей жизни о национальной идее корреспондент ЗАКС.Ру беседует с депутатом Думы Великого Новгорода, руководителем проекта "Сплав Образование" машиностроительной корпорации "Сплав", учителем высшей категории Еленой Филинковой.

- Елена Васильевна, в начале года традиционно большинство административных структур, в том числе и работающих в сфере культуры и образования, подводят итоги работы в прошлом году. Что Вы можете сказать о работе этих структур в Великом Новгороде?
- Действительно, только недавно я принимала участие в собрании, посвященном итогам работы городских учреждений образования и культуры, на нем обсуждались и планы дальнейшей реализации городских проектов и программ в этой сфере. Например, меня порадовало, что администрация города с привлечением широких масс общественности продолжает активную работу над Концепцией воспитания детей и молодежи в Великом Новгороде. Таким образом, обращение депутатов о необходимости создания такого документа, инициатором которого была я, продолжает успешно реализовываться. В своем выступлении по этому поводу заместитель мэра по образованию Татьяна Алексеева заявила, что текст Концепции в настоящее время проходит рецензирование учеными из Новгородского университета. Для меня как для православного человека важно, что этот документ будет также направлен для изучения новгородскому архиепископу Льву.

- Вы довольно подробно работали с депутатами и общественностью над текстом концепции. Что вы можете сказать по поводу недовольства граждан, в том числе и известных новгородских педагогов, которое вызвал первый вариант документа?
- Да, когда только начинала работать группа по разработке Концепции, приглашали работать в ней и депутатов. Но когда я позже в первый раз увидела ее в печатном виде, то там нигде не было учтено мнение депутатов. Не было никакого согласительного совещания, где бы нам показали хотя бы предварительный вариант Концепции. И когда я увидела этот вариант, я первая сказала, что мне просто будет стыдно, если мое имя появится под этим документом. Многие из коллег поддержали, потому что предложенный вариант был, мне показалось, с не очень современными тенденциями воспитания. Главное, чего мне хотелось от Концепции и что поддержали многие депутаты и общественность это возвращение к корням нашей традиционной культуры, которых мы там не увидели. Ведь почему возникла тема о необходимости такого документа: это уход от духовности, который сегодня можно наблюдать. При воспитании молодежи мы теряем то золотое, что у нас есть, тот культурный, духовный, ценностный ориентир молодежи, и опускаемся на уровень животных инстинктов. Это всех взрослых людей, родителей, беспокоит. Первый вариант не давал вообще никакого понятия духовности, нацеливал именно на реализацию животных инстинктов, поэтому было такое противостояние.

- А вообще, зачем нужен такой документ городская Концепция воспитания?
- Ну, в первую очередь, аналогичный документ должен быть принят на федеральном уровне. Но сегодня, раз на высоком уровне так и не смогли договориться о единой национальной идее и о том минимуме нравственного воспитания, который необходим для развития молодежи, многие регионы просто разработали свои концепции. В таких документах пытаются сглаживать негативные моменты, которые из-за отсутствия на федеральном уровне согласованности в этом вопросе получаются. Я, когда выходила с этой инициативой в администрацию города, как раз и говорила, что есть уже разработанные варианты, показывала их. Зачем этот документ нужен учителям? Дело в том, что надо с учителями поговорить, во-первых. Обычно журналисты, это специфика профессии, не понимают необходимость этой Концепции как документа, который говорит о том базовом уровне воспитания, который мы должны дать любому ребенку. Подчеркну, это не означает, что мы ограничиваем учителей. Но если мы не обозначим эти темы, то они не появятся не в учебном процессе не в воспитательной работе. Это огромная поддержка, если такой документ есть. Те документы, на которые они ссылаются, готовясь к урокам, совершенно устарели. Главный принцип образования, как и медицины не навредить. А ведь учителя могут рассказывать о каких-то проблемах на классных часах, и не известно, к чему это может привести. Это не значит, что это какой-то авторитарный документ, какой-то догмат, но какая-то часть воспитательной работы должна быть стандартом есть же образовательный стандарт. Какие-то знания можно дополнительно давать и каждый выбирает их сам. Концепция - это стандарт нравственных понятий, который надо ребенку проговорить, потому что не всегда есть семьи, в которых это проговаривается. Отсылать с этой проблемой полностью в семью и говорить: "Семья воспитает", - считаю неконструктивным. В семье он - 2 часа, а в школе - 6-7 часов, - это является достаточно существенным.

- Итак, Концепция направлена на экспертизу к Владыке Льву. Каверзный вопрос: например, на экспертизу католикам или в синагогу не было идеи направить? Или поликонфессиональность нашей страны и города не учитывается?
- На самом деле, любой из тех, кто считает себя достаточно знающим различные духовные конфессии, имеет представления о том, что почти во всех них нравственный посыл один. Нравственные устои, понятия о правильном поведении человека, о человечности, о чести - оно достаточно близко. Поэтому если у администрации Великого Новгорода, а это была ее инициатива, более тесные отношения с Владыкой, то почему бы его мнение не спросить. Думаю, если бы у них отношения были более близкие с католиками, то они бы у католиков спросили. И еще, я думаю, что любая из конфессий будет просто рада тому, что к ним обратились, как к людям, которые несут ту нравственную традицию, которая века назад была заложена нашими предками.

- Интересно Ваше мнение в свете обсуждаемой нами темы по поводу ситуации, которая разворачивается вокруг новгородских гастролей так называемой "школы биоэнергетики и духовных знаний "Эспер". Многие представители общественности сегодня обеспокоены повышенной активностью тоталитарных деструктивных культов и всяческих оккультных течений и их проповедников в Новгородской области
- Прежде всего, маленький комментарий: человек который занимался с Кудряшовым (лидером оккультной группы "Эспер" - прим. ЗАКС.Ру), вот этими курсами он в нашей, "сплавовской" системе работает. Она и ко мне обращалась за помощью. Так что я, как говорится, в теме. Если говорить конкретно про "Эспер" там идет обучение взрослых, тех, кто уже сориентирован. Если мы ставим его деятельность под запрет, то мы каким-то образом ограничиваем их права на получение информации. Это не совсем подходит демократическому обществу, в котором мы живем. И есть ли достоверная информация о том, насколько эти курсы действительно вредны? Если люди выходят сегодня на губернатора с намерением ограничения деятельности "Эспер", то, вероятно, у них есть какие-то документы, которые подтверждают, что эта деятельность опасна социально или с медицинской точки зрения. В таком случае мы говорим уже не о демократии, а о том, что может быть нанесен вред гражданам. Не знаю, есть ли эти документы. Я думаю, что у нас в администрации достаточно опытные чиновники, и они могут провести экспертизу тех данных, которые есть на школы "Эспер". Должны же быть сертификаты, экспертизы, какие-то отзывы о ее работе, и если там все нормально с точки зрения нравственного духовного и физического здоровья наших граждан, то совершеннолетние вправе выбирать то, чего они хотят, не взирая на то, нравится нам это или нет. Если же есть вред, то, конечно, такого ни в коем случае допускать нельзя. Мое отношение здесь следующее - я человек православный, и таким образом ориентируюсь. И Концепция, которую мы пишем, не предполагает подобных вот этих моментов вообще. Например, к городской Концепции воспитания у меня были предложения проговорить в документе, чего не должно быть в школе, какие темы, какие направления не должны присутствовать в той вариативной части, которую могут позволить себе преподаватели. Например, в моем депутатском округе есть храм одной из протестантских конфессий. И я знаю, что в школах учителя, его посещающие, просто вели агитацию религиозного плана на классных часах. И когда родители задавали вопросы: почему вы говорите нашим детям не о той религии, которую мы поддерживаем у нас в семье, то им отвечали - это не ваше дело. Вот поэтому и должен быть документ. Сегодня из-за отсутствия документа, который бы ограничивал это, мы не можем каким-то образом влиять на такие процессы.

- То есть, на основании этой Концепции можно будет, например, запретить деятельность такой организации, как "Эспер", в городе?
- Насколько я знаю, директора школ Великого Новгорода и сами не допустят обсуждения с учениками вопросов, которые касаются биоэнергетики. Да и сами оккультисты особо не лезут. Из известных мне подобных организаций только "Новый Акрополь" нацеливается на студенческую аудиторию и учеников старших классов общеобразовательных школ. И они распространяют идеи-то такие... достаточно нормальные. Я еще раз повторюсь, что нельзя верить на слово тому, что говорит то или иное учение, надо проверять все документы и рекомендации. Это не на уровне сплетен должно быть. Если это учебная программа, то должно быть экспертное заключение, разрешение для использования. Даже если она подтверждена, рецензирована и имеет право быть - опять же смотреть результаты. Если результаты плохие, то значит и программа плоха. Это если на уровне воздействия на детей. Вот, например, те же презервативы и акции против СПИДа. Идея замечательная, люди приходят и, якобы, распространение СПИДа делают невозможным. Раздают презервативы 14-15 летним детям. А результат: СПИД как распространялся, так и распространяется, мы имеем все время положительную тенденцию в росте. И при этом падение нравственности, растление молодежи на лицо. Это иллюстрирует и главный аргумент моих оппонентов - Филинкова несовременная женщина, она не знает, насколько сейчас молодежь сексуально раскрепощена. Я на это отвечаю так: если вы начнете с 11-летними такие акции проводить, то секс начнется в 10-11 лет. Ведь если в 10 лет дать презерватив ребенку, то он начнет думать, как его применять. Эти программы не были признаны в ряде стран, и непонятно, почему они у нас до сих пор идут, если уже есть опыт запрета за рубежом, как минимум десятилетний. И, возвращаясь к Концепции, даже если и будет такой документ, то все равно, может быть, чего-то не предусмотрим.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама