ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 17 февраля 2006, 19:20

Дмитрий Ворновских: Муниципальные образования с голоду не умрут

О реформе МСУ, стартовавшей с 1 января 2006 года на территории Ленинградской области, корреспондент ЗАКС.Ру побеседовал с председателем комиссии по государственному, территориально-административному устройству и МСУ Законодательного Собрания Ленинградской области Дмитрием Ворновских.

- Дмитрий Владимирович, когда можно будет говорить о первых результатах реформы, ее положительных и отрицательных сторонах?
- О первых результатах можно говорить уже сейчас. Они связаны, прежде всего, с той динамикой, с которой меняется федеральное законодательство. Так, 31 декабря 2005 года были приняты ФЗ 199 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и ФЗ 198 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Если бы они вышли на несколько месяцев раньше, то при подготовке к реформе МСУ до 1 января 2006 года мы могли бы уже часть вопросов отрегулировать. А на сегодняшний день остался ряд нерешенных проблем в плане передачи полномочий по военно-учетными столам, регистрационному учету граждан, нотариату, сельскому хозяйству и др.
Отмечу также, что закон сам по себе громоздкий. Он был принят в 2003 году, и после этого в него постоянно вносились поправки. К началу реализации его концепция во многом отличалась от первоначальной. Чем ближе субъекты Федерации походили к стадии вступления закона в силу, тем чаще возникала идея о переходном периоде. В результате вышел ФЗ 129 о переходном периоде. Что касается Ленинградской области, она приступила к реализации данного закона в полном объеме.
Еще один важный момент. К началу реформы у нас только-только сформировалась та система МСУ, которая была принята в 1995 году. Тогда власти Ленобласти подошли к ней с точки зрения административно-территориального устройства. Экономические аспекты не были учтены. В результате появились и слабые районы, и районы с мощным потенциалом. Так, Ивангород на 90% дотировался из бюджета области, пока путем экономических мер ситуация не была урегулирована. Когда же экономическая ситуация более-менее выровнялась, нам предложили новую систему МСУ.
Другим отрицательным моментом я считаю порядок разграничения имущества и земель, который до сих пор не урегулирован федеральным законом. Мы также подходим к реформе ЖКХ и ряду других важных изменений в различных сферах жизни: социальной, экономической, политической. Мне кажется, что имело бы смысл проводить реформы последовательно, а не одновременно.

- Как Вы сотрудничаете с другими субъектами Федерации, где прошла реформа местного самоуправления? Их опыт полезен для Ленинградской области?
- Каждый субъект Федерации обладает своими особенностями. Но есть проблемы, характерные для всех. И как только возникает инициатива подправить в федеральном законе что-то, что вызывает нарекания у всех, мы это поддерживаем. Затем это превращается в федеральный законопроект и рассматривается в Госдуме. Активно работает Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР), комиссия по международным, межпарламентским и региональным связям Законодательного Собрания Ленинградской области, возглавляемая Виталием Николаевичем Климовым.
К нам часто приезжают депутаты из других регионов России. Со всеми заключены соглашения о сотрудничестве, мы постоянно проводим совместные семинары и все трудности, связанные с реализацией 131-го ФЗ, стараемся решать вместе.

- Как обстоит ситуация с теми четырьмя муниципальными образованиями, полномочия которых перешли на районный уровень в связи с противоречиями в депутатском корпусе?
- Ситуация сложная на сегодняшний день. Мы считаем, что, прежде всего, важно соблюдать закон. Если бы в этих муниципальных образованиях были выполнены требования федерального и областного законодательства, эта ситуация не сложилась бы. Но к 1 января 2006 года они не были готовы самостоятельно осуществлять полномочия, закрепленные за ними. Там затянулась выборная ситуация. Областным законом их полномочия мы закрепили за районом. В течение 2007 года они должны решить все вопросы. Лебяжинцы уже обращались с просьбой отменить закон по ним. Они выполнили все условия. Но мы пояснили, что теперь уже закон продлевает переходный период для них на весь 2007 год.

- Поговорим о назначениях глав администраций. Жители Горской волости обратились к губернатору с просьбой не назначать действующего главу администрации, потому как неудовлетворенны ее работой. В других муниципальных образованиях были такие случаи? Конкурсные комиссии прислушивались к мнению людей?
- С моей стороны было бы неэтично называть муниципальные образования, в которых складывалась подобная ситуация. Могу сказать, что такие обращения были, но были и контробращения с просьбой назначить именно этого человека.
По закону существует порядок формирования конкурсных комиссий, в которых 50% составляют депутаты муниципального образования и 50% - авторитетные в районе люди, назначенные губернатором. Этот вопрос не должны вмешиваться ни губернатор, ни другие лица и органы, которые не определены законом. Все будет зависеть от работы конкретных людей: как именно они себя зарекомендуют. Кроме того, если жители недовольны работой главы администрации, существует, хотя и довольно громоздкая, схема отстранения. Жители могут в судебном порядке расторгнуть договор с ним. Раньше такой процедуры не было.

- Вице-губернатор Григорий Двас как-то сказал, что реформа МСУ может негативно отразиться на инвестиционном климате Ленинградской области. Вы согласны с его мнением?
- Отчасти я разделяю опасения вице-губернатора. Реформа МСУ тянет все за собой сферы жизни: социалку, экономику и т.д. И она вполне может повлиять на инвестиционный климат в отдельных муниципальных образованиях, потому как меняется и налоговая система, и структура власти. Но в итоге все зависит от того, кто будет управлять муниципальным образованием, какой инвестиционный климат создаст в своей местности.

- Губернатор постоянно подчеркивает, что муниципальные образования должны сами учиться зарабатывать деньги. Как они будут это делать?
- Есть законы о фондах финансовой поддержки МО. Так что с голоду никто не умрет. Система межбюджетных отношений сейчас находится на стадии формирования. И к каждому муниципальному образованию будет индивидуальный подход. 198-й закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс тоже подкорректировал систему, которая теперь позволит более эффективно распределять средства, не гонять их из одного бюджета в другой, а оставлять на своем уровне.
Муниципалам надо работать с земельно-имущественным комплексом, энергетической системой, развивать малый и средний бизнес, инфраструктуру. Другими словами, создавать условия, чтобы бизнесу было выгодно сотрудничество. Для этого потребуются серьезные финансовые затраты, но у муниципальных образований есть ресурсы, которые уже можно использовать. Нужно вложить средства сейчас, чтобы получить впоследствии колоссальную отдачу. Для этого вовсе не обязательно торговать землей и имуществом. Есть масса других экономических методов и правовых возможностей. Здесь все зависит от главы муниципального образования, его грамотности, находчивости, умения привлечь инвесторов.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама