ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 июля 2006, 16:55

Саммит G8: и кровь, и слезы, и любовь

Саммит G8, без сомнения, можно назвать самым крупным политическим событием года для России. Впервые Россия председательствовала в группе восьми и составляла повестку дня. Основные вопросы, которые рассматривали главы государств, энергобезопасность, инфекционные заболевания, инновационное образование. Другая проблема, к которой постоянно возвращались российские политики, - это вступление России в ВТО. Не вошел в повестку дня, но едва ли не самым главным вопросом стал конфликт на Ближнем Востоке.

Ближний Восток
Сказать, что все остальные вопросы померкли по сравнению с этим, - не сказать ничего. И президент Владимир Путин, и министр обороны Сергей Иванов, и министр иностранных дел Сергей Лавров говорили о том, что ситуация катастрофическая, но "под контролем". Под чьим контролем - так никто и не понял.
Никто не осмелился сказать, что идет настоящая война, никто не осмелился озвучить свое мнение о том, кто виноват. Все было весьма политкорректно: похищать солдат нехорошо, но ответ на эти похищения "непропорциональный". Позиция России понятна: открыто обвинять Сирию в провокациях нельзя, а свалить вину на Израиль тоже не получается. Россия пытается стать основной миротворческой силой на Ближнем Востоке, а, иначе говоря, усидеть на двух стульях: между Востоком и Западом.
Однако противоречия в российском правительстве есть. "Рассуждать, кто первый начал, - тупиковый путь", - заявил Сергей Лавров. А помощник президента России Сергей Приходько подчеркнул, что не следует забывать об истоках конфликта. Президент Владимир Путин на брифинге отметил как бы невзначай: "Такое чувство, что Израиль, кроме возвращения заложников, преследует и другие цели". А, кроме того, министры не один раз подчеркивали, что используют "свои контакты с "Хамас", чтобы повлиять на урегулирования конфликта на Ближнем Востоке". Не раз российская сторона подчеркнула, что использует все возможности, чтобы освободить израильских заложников: политические и всякие разные, о которых подробнее не сказали. При этом Владимир Путин усомнился в том, что освобождение заложников поспособствует прекращению войны. Практически все отметили, что единственное, что реально может поспособствовать разрешению конфликта, - это введение миротворческих войск в зону конфликта.
По итогам саммита страны-участницы G8 приняли "сбалансированную" резолюцию, которая учитывает интересы всех сторон, и которую одобрил генсек ООН Кофи Анан.

ВТО
Другим значимым вопросом стало вступление России в ВТО. Вообще многие эксперты предсказывали, что еще до начала саммита Россия станет членом ВТО. Но Грузия отозвала свою подпись под договором. Неудачно окончились и переговоры с США. Следующий раз этот вопрос обсудят осенью. Реакцию российских властей на неудачу можно назвать "хорошей миной при плохой игре". Алексей Кудрин, например, достаточно честно заявил, что в переговорах о вступлении в ВТО Россия "играет роль младшего брата, на которого смотрят снисходительно", а российские власти ведут переговоры "не на равных правах".
Сергей Лавров занял позицию "не очень-то и хотелось" и отметил, что "было бы неплохо присоединиться к ВТО", но есть и "другие возможности". При этом министр подчеркнул, что "важно качество условий", которые предложат.
Герман Греф назвал позицию Грузии противоречивой и заявил, что решение об отзыве подписи под договором о вступлении России в ВТО готовилось специально к саммиту. Он также пояснил, что основной помехой для вступления России в ВТО является требование США выдать ветеринарные сертификаты на поставки американской говядины и свинины. Министр все же надеется, что Россия сможет стать членом ВТО уже в марте следующего года.

Россия и демократия
Пожалуй, одним из самых интересных и показательных мероприятий стал брифинг председателя Совета при президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Эллы Панфиловой, которая перед началом саммита общалась с участниками контрсаммита. На брифинге она пообещала, что обратится в прокуратуру для расследования фактов незаконного задержания антиглобалистов. Все сотрудники правоохранительных органов, виновные в этом, должны понести ответственность вплоть до уголовной, заявила правозащитница и добавила, что берет подобные дела свой контроль.
Элла Панфилова вообще сделала ряд интересных заявлений, не выходя из определенных рамок. Так, она считает, что гражданское общество в России задавлено, а, кроме того, ее тревожит ситуация с ксенофобией в России: "Я считаю, что корни этого процесса, как бы вам это ни показалось странным, в том уровне коррупции, который сложился в конце 80-х - начале 90-х. Коррупция как образ жизни - мы этого хлебнули, к сожалению. И сейчас, к сожалению, эта проблема далеко не решена".
Также Панфилова достаточно жестко высказалась о прокремлевских молодежных организациях. "Я страшно ненавижу, когда начинают сверху формировать какие-то молодежные движения, молодежные инициативы, и взрослые дяди начинают вбивать в голову молодым ребятам, какие мысли надо выражать. Это у меня вызывает глубочайшее отвращение", - заявила она. Панфилова по большому счету стала знаменем демократии на саммите. Выступления правозащитницы можно было показывать иностранным гостям, которые сомневаются, что в России есть свобода слова. Казалось бы, вопрос демократии в России интересует всех, однако главы государств лишь вскользь упомянули о нем. И это понятно, потому как российское руководство на все выпады отвечает стандартно: "на себя посмотрите".
"Демократичность" проявилась и в выступлении Владимира Путина, который заявил, что участие в работе форума "Другая Россия" двух помощников госсекретаря США, - "свидетельство тому, что у нас демократические процессы развиваются нормально, оппозиция функционирует". Иначе говоря, Россия предъявила международному сообществу свидетельства существования демократии: Эллу Панфилову и форум "Другая Россия".

Энергетическая безопасность
Этот вопрос обсуждался на саммите подробно. Президент в ходе брифинга подчеркнул, что удалось расширить понятие энергобезопасности, включив в него транспортировку, добычу и потребление энергоресурсов. "Мы выработали единые подходы к обеспечению глобальной энергобезопасности, которые должны привести к созданию устойчивого и благоприятного торгово-инвестиционного климата в мировой энергетике. Совместно удалось найти устраивающую всех формулу ядерной энергетики", - заявил Владимир Путин.
Другой вопрос, который беспокоит Россию, - это долгосрочные контракты, на торговлю нефтью и газом. Этот вопрос остался до конца нерешенным: "С одной стороны, наши партнеры европейские согласны работать на долгосрочных контрактах, и в то же время настаивают на том, чтобы отдельные участки трубопроводных транспортных систем могли бы быть проданы и сданы в аренду. А как нам тогда обеспечить для наших потребителей долгосрочные поставки сырья? Мы потом к вам будем закладывать эти риски, и у вас поползут цены вверх", - отметил президент.
В рамках этого же вопроса обсуждалась также возможность создания ядерного оружия Ираном. Россия выступила на стороне Ирана, защищая его право на развитие гражданской ядерной энергетики.

И о разном
Помимо вопросов повестки дня и конфликта на Ближнем Востоке, на саммите затронули еще ряд международных вопросов. В частности, обсуждались отношения России с Грузией и ситуация с Южной Осетией и Абхазией. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что грузинские власти затягивают процесс по мирному разрешению конфликта с Абхазией, а, кроме того, Грузия накануне саммита провоцирует Россию. "Мы знали, что готовится провокация", - сказал министр, комментируя задержание российской дипломатической машины, направлявшейся в Тбилиси на заседание совместной контрольной комиссии.
Говорили также о Приднестровье. Так, председатель комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев заявил, что приветствовал бы проведение референдума по вопросу независимости Приднестровья.
Вопрос о мирном соглашении с Японией обсуждался тоже. Но, как обычно, позиция российской и японской стороны по нему вполне ясна: все хотят мира в обмен на острова. В ближайшем будущем этот вопрос вряд ли разрешится, однако радует то, что, по словам японских дипломатов, "полностью исключается посредничество со стороны других государств, например, США".


Александра КОНФИСАХОР

Александра Конфисахор


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама