фото Константина Ленькова, ЗАКС.Ру
В Петербурге продолжают судить пацифиста Игоря Мальцева за сожжение чучела в военной форме во время празднования Масленицы. На заседании Василеостровского районного суда допросили социолога, которая рассказала о высоком статусе военнослужащих и о недопустимости глумления над ними. Обвинение закончило представлять доказательства.
С момента проведения пацифистского перформанса прошло полгода. Утром 6 марта Игорь Мальцев и Софья Семёнова провели на льду Малой Невки акцию, во время которой они решили нарядить масленичное чучело не в привычное яркое платье, а в камуфляжную одежду. Видео с горящим чучелом разместили в Telegram-канале петербургской ячейки оппозиционного движения "Весна"***. На момент публикации там было около шести тысяч подписчиков.
Мальцева вместе со спутницей задержали на следующий день после съемки ролика из-за подозрений в хулиганстве по политическим мотивам (ст. 213 УК). Семеновой в качестве меры пресечения назначили запрет определенных действий. Вскоре она покинула Россию. Мальцева больше шести месяцев держат в следственном изоляторе. Ему грозит до семи лет лишения свободы.
Перед началом заседания 17 августа Мальцев, стоя запертым в клетке, показал собравшимся журналистам нарисованный на тетрадном листе "пацифик". Приставы на такой пикет никак не отреагировали и не пытались как-то помешать подсудимому.
На судебном заседании допросили одного свидетеля - доцента кафедры социологии из Российского государственного педагогического университета имени Герцена Наталью Мартьянову. Она участвовала в деле еще на стадии предварительного расследования - давала оценку акции с чучелом. По данным информационной системы РГПУ, темы ВКР, которыми она руководила, посвящены проблемам и перспективам компьютерных игр в социальном пространстве студентов и влиянию соцсетей на формирование их личности.
Мартьянова, руководствуясь знаниями в социологии, оценила перформанс негативно. Сперва она рассказала об общих признаках социальной группы "военнослужащие": одинаковая форма, знаки отличия и социальный статус. Она отметила, что сейчас статус военных особенно высок, учитывая нынешнюю обстановку, имея в виду спецоперацию на Украине.
- В обществе этот статус сейчас очень высок. Так же, как был высок статус медицинских работников два года назад, и все внимание общества было приковано к работе медиков. Сейчас в современном контексте все внимание общества приковано как раз к социальной группе военнослужащих. Да, она имеет высокий социальный статус, - считает Мартьянова. - Любое действие важно рассматривать в социальном контексте. Не существует само по себе. К нему надо подходить именно в том социальном контексте, в котором это происходит.
Эксперт назвала "неприемлемым" сжигание военной формы в любое время. Во время спецоперации на Украине - это не что иное, как "глумление" и "надругательство" над военными, добавила она. Сомнений, что перформанс был направлен именно в адрес Вооруженных сил России, у нее нет.
- Исходя из социального контекста можно с уверенностью предполагать, что имеются в виду именно российские военные. Дело происходит на территории России, соответственно, если на территории России иду по городу, допустим, навстречу идут военные. У меня нет сомнений, что это российские военные. <...> Если происходит такой акт [сожжение чучела], то у меня нет сомнений, что обывателем это может восприниматься именно как акт унижения, лишения чести и достоинства социальной группы военнослужащих, - рассказала сотрудница педагогического университета.
Пацифистский посыл акции она не разделила. Позицию Мальцева, который считает камуфляжную форму символом военных конфликтов, социолог считает неверной.
Еще двух свидетелей по делу решили не вызывать в суд, а зачитать протоколы допроса. Среди них военный кабельщик-монтажник Бабаев Фуад Губад оглы, который был очень оскорблен увиденным видеороликом, поскольку поддерживает политику властей.
- Лично меня как военнослужащего такие публичные действия глубоко оскорбили. Уверен, это оскорбило и многих других военнослужащих, которые, как и я, чтут традиции и бережное отношение к форменному обмундированию, - зачитала судья показания Бабаева.
Также заслушали другого "эксперта" - армейского завхоза Анатолия Трубникова, который уточнил, что форма на чучеле была именно российская, а не какого-либо другого государства. Несколько минут судья монотонно зачитывала все технологические особенности летней военной формы - где какие карманы, с точным описанием застежек и различных ветрозащитных клапанов.
Кроме показаний свидетелей и эксперта, в суде зачитали протоколы обыска и исследования устройств Мальцева - стенограммы "кружочков" из Telegram и даже заметки в Google-календаре.
Это уже третье заседание по делу о сожжении чучела. Ранее свои показания озвучил оскорбленный военный-кабельщик, а также двое молодых людей, которые утверждают, что видели Мальцева и Семенову во время сжигания чучела. Такое зрелище им тоже показалось оскорбительным. Адвокат обвиняемого Дмитрий Герасимов требовал у суда запросить биллинги их сотовых, чтобы убедиться, что свидетели действительно присутствовали неподалёку тем утром. Суд отказался запрашивать данные у оператора связи.
Следующее заседание по делу о сожжении чучела состоится 31 августа. На нем допросят мать Мальцева. Адвокат Герасимов допустил, что на этом заседании могут начаться прения сторон.
*** Движение "Весна" по решению суда от 6.12.2022 признано экстремистской организацией, его деятельность запрещена. Движение "Весна" также внесено в реестр незарегистрированных объединений - иностранных агентов.