ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 сентября 2006, 11:15

Уроки православия

"Основы православной культуры" становятся обязательным предметом в российских школах. В ряде регионов дети уже получают оценки за "нравственность". Между тем, сама РПЦ не только имеет задолженность по этой дисциплине, но и получает все новые "неуды".

Регионы просят огня. Божественного.

Споры о том, можно или нельзя вводить в обязательную школьную программу "Основы православной культуры" (ОПК) ведутся не первый год. Главным аргументом противников этого новшества оставались положения Конституции, определяющей Российскую Федерацию как светское государство, где церковь отделена от государства, школа от церкви, а каждому гражданину гарантирована свобода религиозных взглядов и их выражения (или невыражения). Но теперь, когда сам гарант Конституции убедительно демонстрирует, что нет такого закона, который нельзя было бы обойти, его примеру охотно следуют как мужи государственные, так и отцы духовные.

Поборники принудительного нравственного очищения тоже пошли в обход. Осуществляемый нынче маневр был предложен еще в прошлом году стратегом Александром Чуевым на "круглом столе" в московской церкви Троицы в Листах зампред думского комитета по взаимодействию с общественными объединениями и религиозными организациями предложил регионам обойтись без Минобрнауки, а решением конференций местных представителей системы образования ввести ОПК в обязательную школьную программу.

К концу августа нынешнего года власти четырех российских областей Белгородской, Брянской, Калужской и Смоленской издали региональные законы, обеспечившие включение в программу 2006-2007 учебного года обязательное обучение по предмету ОПК, еще в 11 регионах объявили о факультативном его изучении. И эта статистика активно пополняется новыми сводками с мест. Так, по данным "Новых Известий", с 1 сентября ОПК будут изучать во всех школах Орловской и в 194-хРязанской области. В Тверской области экономический совет по поддержке РПЦ принял решение рекомендовать включение ОПК в обязательную программу и выразил готовность собрать с бизнесменов деньги на подготовку преподавателей и приобретение учебников по этому предмету. В Калужской области ОПК начнут преподавать с 5-го по 11-й класс, в Белгородской со 2-го по 11-й, в Брянской области предмет будет обязательным с 1-го по 4-й класс (дальше - в форме факультатива), причем администрация уже выделила из областного бюджета 1 миллион рублей на приобретение "православных" учебников.
А в Свердловской области добрались уже и до дошкольных учреждений здесь основам ОПК обучают воспитанников 32 детских садов.

Политика невмешательства

Кто-то еще, может, помнит, что по российским законам государство не имеет права вмешиваться в дела церковные, равно как и церковь в дела государственные. В Минобрнауке принцип невмешательства понимают своеобразно: в одностороннем порядке, причем именно государственное ведомство демонстрирует непротивление и истинное христианское смирение. Министр образования РФ Андрей Фурсенко хоть и не одобряет введения в российских школах ОПК, однако заявляет: "Мы формально не имеем права вмешиваться в определение регионального компонента образовательных программ". Но одновременно почему-то считает законным вмешательство Общественной палаты, к которой, по его словам, намерен обратиться за помощью. В то же время глава комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков считает: "Министерство образования не имеет права в этой ситуации устраняться. Система образования все-таки государственная вещь".

Представитель правительства РФ в Конституционном суде Михаил Барщевский также расценивает включение ОПК в школьную программу как безусловное нарушение Основного закона. Но представитель правительства довольно пессимистично смотрит на перспективу подключения надзорного ведомства к этому самостийно ширящемуся процессу: "Я не верю в то, что наша Генеральная прокуратура вмешается в эту ситуацию, хотя имеет право". При том, что сам Михаил Барщевский оценивает данную инициативу РПЦ как очень опасную для многоконфессионального государства, более того как "провокационную"и вообще уводящую Россию с европейского пути развития на путь возврата к средневековью.

Язык вражды

Самому Андрею Фурсенко урок православной культуры был преподан еще в феврале, в ходе XIV Рождественских образовательных чтений. Когда министр попытался было доложить почтенному собранию о планах подготовки пособия по "Истории мировых религий", его выступление прервали свистом, улюлюканьем и выкриками: "Ты в России живешь или где? Не нужны нам твои мировые религии!".

Агрессивно-хамскую манеру ведения дискуссии демонстрирует и автор учебника, по которому в четырех названных регионах будут преподавать ОПК, Алла Бородина. Первая его редакция вышла еще в 90-х годах. В этом издании эксперты министерства образования обнаружили немало пассажей, способных оскорбить религиозные чувства представителей иных конфессий. Сама же Бородина не приняла и не принимает никакой критики в свой адрес, ибо убеждена: "Я подарила своему народу, государству прекрасный курс". Отвечая на вопрос корреспондента АНН "почему и у кого ваш учебник вызывал нарекания?", Бородина заявляет: "Он вызывал нарекания у некоторых вшивых газетенок, которым очень хотелось клеветать, они делают это до сих пор, организуя травлю моего первого учебника".

В том же стиле выдержано и обращение Союза православных граждан, переданное его представителями министру Фурсенко. Оно стало своеобразным откликом на пикет против введения в школах ОПК, проведенный на Пушкинской площади движением "Радикалы России" при поддержке ряда политических и правозащитных организаций. Их, равно как и всех вообще противников обязательного курса ОПК, "истинные православные" обвиняют ни много ни мало - в пособничестве "сепаратистам и террористам", называют "содомитами" и "извращенцами, для которых альтернативой ОПК является свобода курения марихуаны". По другую сторону баррикад причисленные к лику блюстителей расейской нравственности СПГ и прочие ультра-националистические движения, такие как "Народный Собор", "Национал-патриоты России", "Русский порядок" и "Союз русского народа". "Что же выберет Фурсенко и его коллеги?" - задаются вопросом авторы переданного от СПГ обращения. А и в самом деле интересно что?

Не Богом единым

РПЦ усиливает свое влияние во всех сферах российской жизни. Помимо сферы образования, внедряется в армию, на телевидение, разрабатывает "кодекс чести" для бизнесменов (где дает свою, довольно вольную, трактовку того, как именно Бог велел делиться). Лезет даже в постель к россиянам, веля им плодиться и размножаться (разнарядка на каждую семью 4-5 детей), а за аборты предлагает жестоко карать и вовсе не божеским судом, а басманным. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент призвал ввести законодательный запрет на прерывание беременности: "чтобы нация не вырождалась, вопрос о запрещении абортов может и должна рассмотреть Госдума России". А весной в Екатеринбурге была отмечена первая локальная победа, одержанная РПЦ над преградой к повышению рождаемости, известном с советских времен под кодовым названием "резиновое изделие 2": архиепископ Викентий (Морарь) освятил аптеку, по его призыву отказавшуюся торговать контрацептивами.
К врагам, посягающим на вымирающую физически и духовно нацию, РПЦ в последние годы причисляла как реальных лиц (Бориса Моисеева и Мадонну, например), так и вымышленных персонажей от Гарри Поттера до целого семейства Симпсонов. И это вовсе не шутки. Так, в московскую прокуратуру поступала жалоба на автора книги о Гарри Поттере и создателей фильмов по произведениям Дж.К.Роулинг представители Патриархии обвинили создателей этих произведений для детей в пропаганде колдовства, дискредитирующей православную церковь и христианство. О подготовке заявления в прокуратуру оповестила недавно и Екатеринбургская епархия ее представители требуют разобраться в "ситуации сектантского проникновения оккультистов на конкурс красоты "Мисс Екатеринбург-2006". Возмущение местной епархии вызвало то, что, готовясь к конкурсу, девушки аж целую неделю занимались Айентар йогой. А по словам руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева, "православная традиция рассматривает эту практику как оккультизм, ничем не отличающийся от магии и колдовства".
Если с таких позиций в школах собираются преподавать основы православной культуры, за детей и в самом деле становится страшно.

Поступающие с мест отчеты о первых уроках ОПК вызывают немало вопросов. Так, по сообщению пресс-службы Славянского правового центра, в качестве занятий по ОПК ученики одной из сельских школ Белгородской области копали картошку на полях Воскресенского женского монастыря. Если так дело пойдет, РПЦ еще посоревнуется с Министерством обороны в практике использования дармового труда - не все ж только солдатикам исполнять долг перед Родиной на генеральских дачах. У церкви тоже хозяйство немаленькое и, кстати, существенно разросшееся за те годы, когда РПЦ активно наживалось на беспошлинной торговле алкоголем и табачными изделиями (нимало при том не беспокоясь о "вымирании" нации). И сегодня иерархи, похоже, с не меньшим энтузиазмом руководствуются известной в народе мудростью "на Бога надейся, а сам не плошай". Так, в феврале этого года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир обратился к губернатору Валентине Матвиенко с просьбой передать приходу Князь-Владимирского собора участок, расположенный между собственно этим храмом, Храмовым переулком и домом 22 по улице Блохина, целевым назначением, "для строительства двух церковных зданий для культурно-просветительских и образовательных целей". "Просвещать" предполагается на территории в 3700 га, а "церковные здания" предусматривается использовать под гостиницу, офисы, конференц-зал. Нормальный такой среднестатистический бизнес-центр, с паркингом и прочими сопутствующими прибамбасами. Только на территории памятника архитектуры XVIII века и сквера с деревьями ценных пород, пока еще числящегося на балансе государственного садово-паркового предприятия.
Возмущенных жителей близлежащих домов, которым теперь светит перспектива не только лишиться сквера, но и поиметь стену новостроя в девяти метрах от собственных окон, настоятель собора призывает к смирению. И пониманию нужд церкви, которой надо зарабатывать деньги.

О деньгах, как ни странно, в первую очередь заговорили и батюшки погоревшего Троицкого (Измайловского) собора. Пока историки и искусствоведы заламывали руки, стеная о невосполнимой утрате в огне погиб единственный в мире деревянный купол таких размеров, памятник инженерного гения Базена, - отец Константин указывал тележурналистам на "промысел Божий": мол, теперь-то, наконец, власти обратят на нас внимание и дадут много денег на реставрацию. Слава Богу!

Подлинностью объектов культуры, основам которой призывают повсеместно обучать детей, сами рвущиеся в учителя не больно-то дорожат. Еще один, совсем недавний пример тому в подтверждение: проведенный в помещениях Духовной Академии и семинарии евроремонт, в ходе которого витражи академического храма на Обводном канале заменили на стеклопакеты.

Такие вот уроки православной культуры.


Дарья ЛУСПЕКАЕВА

Дарья Луспекаева


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама