Некий американский фермер как-то произнес фразу, которая стала афоризмом: "Я не жадный я хочу только ту землю, которая примыкает к моей". Эта мысль, ценная своей исторически точной и неожиданной формой, еще раз убеждает нас в необходимости наличия юридически оформленных границ любой территории, будь то небольшой земельный участок, или целое государство, или субъект Российской Федерации, которым является Ленинградская область. И люди, живущие в Ленинградской области, не могут даже представить себе, что границы региона отсутствуют.
Но это именно так, поскольку юридически значимой границы у нас действительно нет. Вот доказательства.
В соответствии с Уставом Ленинградской области:
- "В границы Ленинградской области включаются территории, входящие в состав Ленинградской области по состоянию на 12 декабря 1993 года" (п.1 ст.10).
- "Официальным документом, закрепляющим границы Ленинградской области, является схема территории Ленинградской области" (п.2 ст.10).
Причем, в соответствии с областным законом "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области" от 17.04.96 9-оз (пункты 2, 3) в схеме территории фиксируется описание границ области, содержащее картографические материалы, заверяемые подписью губернатора Ленинградской области.
Так вот, до сих пор у нас нет схемы территории и даже нет требуемого описания границ. Винить в этом депутатов было бы несправедливо, поскольку в соответствии с областным законодательством все вопросы административно-территориального устройства Ленинградской области, в том числе и границы, рассматриваются и утверждаются Законодательным Собранием только по представлению губернатора.
"Ну не может быть, - скажут мне жители Ленинградской области, - чтобы у нас не было описания областных границ". Отвечаю. В соответствии с Уставом Ленинградской области нет. Что у нас есть - это описание границы с Санкт-Петербургом (внутренней границы), принятое приложением к Соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации", подписанного губернаторами в марте.2003 г. и утвержденного постановлениями законодательных собраний Ленинградской области (от 23.12.2003 г.) и Санкт-Петербурга (от 03.03.2004 г.).
Начиная с 1996 года, я неоднократно высказывался на заседаниях Законодательного Собрания по поводу отсутствия юридически значимой границы Ленинградской области. Не однажды официально обращался по данному нарушению законодательства к губернаторам Ленинградской области. И при утверждении Соглашения об уточнении границы на заседании 23 декабря 2003 года я тоже выступил и призывал депутатов голосовать "против", поскольку Законодательное Собрание имеет право утверждать только Соглашение об изменении границ. А вместо этого я предлагал направить губернатору Сердюкову обращение о необходимости внести на утверждение Законодательного Собрания схему территории.
Но ситуация так и не изменилась, и вот 15 ноября этого года Законодательное Собрание вновь совершает все ту же ошибку: ратифицирует очередное дополнительное соглашение к соглашению "Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации", подписанное губернаторами 16.06.2006 г. И вновь мое выступление не останавливает депутатов. Их не остановил даже пример Совета Федерации, который отказался утверждать данное Соглашение об уточнении границ, объяснив это тем, что он имеет право утверждать только соглашение об изменении границ.
Возникают два вопроса.
Первый: почему же губернаторы не принимают соглашение об изменении границы, ведь анализ представленных нам соглашений показывает, что, особенно в первом случае, мы на самом деле существенно меняем границу: многие гектары земли перешли из одного субъекта в другой?
Второй вопрос: почему губернатор Сердюков не вносит на утверждение Законодательного Собрания закон о схеме территории (закон о границе)?
Ответ на первый вопрос чрезвычайно прост и исходит из того, что в соответствии с Уставом Ленинградской области (п.1 ст.11): "Изменение границ Ленинградской области не может быть произведено без согласия населения, выраженного посредством референдума Ленинградской области".
При этом порядок изменения границ определяется ст.11 Устава Ленинградской области и ст.5 областного закона "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области" с учетом пунктов 20 и 22 ст.29 Устава Ленинградской области. Сначала принимается соглашение губернаторов об изменении границы, на основе которого Законодательное Собрание принимает решение о проведении референдума Ленинградской области, затем проводится референдум об изменении границ Ленинградской области и в случае положительного результата Законодательное Собрание утверждает соглашение губернаторов об изменении границы. После чего губернатор вносит изменения в описание границ области и направляет на утверждение Законодательного Собрания изменения в схему территории.
Норма о референдуме была принята на волне "победившей демократии", когда к власти пришли люди, не понимающие, что проводить референдумы по изменению границы чрезвычайно сложно.
Попробуйте проанализировать утвержденное Законодательным Собранием 23 декабря 2003 года Соглашение об изменении границы ведь это десятки локально описанных территорий, по которым шел спор почти 10 лет. И я в этом споре двух комитетов по градостроительству иногда участвовал. Как убедить население в необходимости изменения границы по каждому земельному участку? Как сделать так, чтобы тебя мог понять каждый житель области?
Тем более, что Конституция РФ на этом не настаивает, и наш сосед Санкт-Петербург в своем Уставе (ст.2) такой нормы о проведении референдума в случае изменения границы не имеет.
Но наш губернатор не вносит предложения об исключении из Устава нормы о проведении референдума в случае изменения границ, а придумана лукавая уловка: чтобы избежать проведения референдума, необходимо убедить всех, что граница якобы не меняется, а всего лишь уточняется.
Но, даже если на это закрыть глаза, все равно Законодательное Собрание не имеет право утверждать подобное соглашение, поскольку оно имеет право утверждать лишь соглашение об изменении границ Ленинградской области с другими субъектами РФ (п.22 ст.29 Устава Ленинградской области).
Соглашение губернаторов об изменении (уточнении) границы не является юридически значимым документом, фиксирующим границы области, а является лишь основанием для изменения, (уточнения) описания границ области с последующим представлением губернатором на утверждение Законодательного собрания изменений (уточнений) в схеме территории.
Ответ на второй вопрос может содержать две составляющие: низкий уровень профессионализма и стремление не привлекать внимания населения и депутатов к процессу изменения границ Ленинградской области.
Ведь земля может быть не только предметом торга при формировании воздействий для выгодных изменений политики и экономики соседа. Это еще операции с материальными ценностями. Приграничные земли в Санкт-Петербурге стоят до 10 20 тысяч долларов за сотку, а в Ленинградской области - намного меньше. Представьте: вы покупаете землю в области, а потом отдаете ее городу, изменяя границу. Я лично знаю высокопоставленных чиновников в администрации области, которые втихаря занимаются куплей-продажей пограничных земель...
Изменение границы это еще масса различных проблем, связанных с изменением режима работы различных предприятий, необходимости перерегистрации и т.д. Отсутствие юридически значимой границы может привести к возникновению множества судебных процессов.
Поэтому для устранения отмеченных нарушений областного законодательства, я уже в который раз обратился к губернатору с просьбой срочно, на основании соглашений об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами Российской Федерации принять описание границ области, после чего разработать в соответствии с действующим областным законодательством и внести на утверждение Законодательного Собрания схему территории Ленинградской области.
Ответа пока нет.
Владимир ЛЕОНОВ,
депутат Законодательного Собрания
Ленинградской области
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1