На поправку права не будет
// Вечерний Петербург, N 189, стр. 2
Вкратце напомним, что же это такое. Два процента от принятого бюджета остается на совести пятидесяти депутатов. Только распределяет деньги не сам избранник, решение принимается всем собранием. И в бюджет вносится соответствующая поправка. Она и получила название "коллективной". Проблемных объектов в каждом округе больше, чем самих денег. Вот, видимо, губернатор решил облегчить душевные страдания народных избранников. И заявил в программе "Час губернатора", что не подпишет бюджет, если в нем останется та самая поправка.
На резервный фонд много раз покушалась прокуратура. Главный прокурор не раз высказывал свое неудовольствие по поводу существования этих фондов. Губернатор внял мольбам прокуратуры и резко не полюбил поправку. Хотя при этом, как сообщали многие информагентства, он сам же и предложил ее в проекте бюджета на 2003 год.
Депутаты, понятно, решением губернатора остались недовольны. Константин Сухенко, например, посчитал, что исчезновение резервного фонда плохо отразится на состоянии округов. "Мы эти деньги не себе в карман клали, а занимались благоустройством территорий", - заявил он. Губернатор тут же возразил, что отмена коллективной поправки не приведет к сворачиванию социальных программ, которые финансировались из нее. Просто теперь каждый депутат должен приходить в комитет финансов и просить, чтобы детсады и школы его округа включили в бюджет. И бюджет депутатам придется прорабатывать тщательнее, чтобы не принести в жертву своих избирателей.
Глава бюджетно-финансового комитета Сергей Никешин считает, что коллективная поправка себя оправдывает: "...это адресные предложения депутатов по своим округам, она нужна как механизм. В каком виде с юридической точки зрения оформить коллективную поправку - надо определиться". Он опасается, что в связи с "возникшей политической коллизией" принятие бюджета 2003 года может "застопориться". Опасность такого развития событий в том, считает Сергей Никешин, что в бюджете заложены средства на целый ряд социальных программ, и если бюджет не будет вовремя принят и подписан губернатором, то, соответственно, не получат 35-процентного увеличения зарплаты бюджетники, не будут исполняться социальные программы, например, школьное питание окажется под вопросом.
Совет фракций принял решение поручить БФК к понедельнику, 14 октября, разработать новый порядок и график рассмотрения бюджета во втором и третьем чтениях. А председателю Собрания порекомендовали провести по данному вопросу консультации с губернатором.
Кстати, Наталия Евдокимова еще в июле предполагала, что ситуация пойдет именно таким путем. Тогда она проголосовала против внесения изменений в бюджет по одной из поправок. И в кулуарах передавали ее слова, что неровен час губернатор поправку отменит. В интервью агентству АБН тогда же она заявила, что депутатам нужно принимать общегородские целевые программы, а не "тянуть средства только в свой округ".
По ее словам, коллективная поправка - "предмет торга губернатора и депутатов при утверждении бюджета Санкт-Петербурга. И очень неприятно, когда Собрание дает администрации право выкручивать себе руки, когда на одной стороне медали "пакетная поправка", а на другой - нечто более важное, что могло бы облагодетельствовать весь город. При этом бюджет на уровне 2 процентов "фактически размазывается". Для устранения проблем необходимо принять целевые общегородские программы, - предложила она. - Разве это плохо, когда депутаты все вместе на государственном уровне будут вытягивать общегородские проблемы, важные для каждого округа", - задалась вопросом Наталия Евдокимова.
Кстати, депутатские поправки к бюджету запрещают уже не в первый раз. Раньше избранники находили лазейку и переименовывали их в "коллективную" или в "пакетную" поправку.
***
Мнение
"Законодательную находку" надо потерять
Председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков считает недопустимым использование в ходе избирательной кампании в петербургский ЗакС средств из специальных фондов, существующих у нынешних депутатов.
По словам Вешнякова, Петербург на сегодня - единственный субъект РФ, где у депутатов есть специальные депутатские фонды, общая сумма которых, по различным оценкам, достигает 2 млн. долларов. Господин Вешняков считает, что эта "законодательная находка" должна быть отменена новым составом ЗакСа.