ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 ноября 2008, 12:22

Головные боли кандидатов

Весной 2009 года в Петербурге пройдут выборы муниципальных депутатов (они не затронут только три из 111 муниципальных образований). В среднем в каждом МО будет избираться от 10 до 20 депутатов, средний конкурс составит максимум  1,5–2 кандидата на место. Особенностью этих выборов будет то, что они не совмещены ни с президентскими, ни с парламентскими, на них не будет минимального порога явки и не будет графы "против всех".

На сегодняшний день в большинстве действующих муниципальных советов Петербурга уже сложились коллективы депутатов, готовых идти и на следующий срок. "Единая Россия", естественно, заинтересована взять в этих собраниях большинство, поэтому ей нужно либо поддерживать действующих депутатов, либо, там, где "нет понимания", выставлять свою команду. На фоне этой борьбы у независимых кандидатов появляется шанс побороться в процессе выборной гонки, а возможно, и победить. Сейчас представителей партии власти среди депутатов МО в Санкт-Петербурге около 50%, "Справедливой России" -  около 5%, у ЛДПР - около 40 депутатов и единицы депутатов представляют коммунистов и другие партии. О желании участвовать в выборах уже объявили около десятка различных партий и общественных движений.

Правда, до сих пор не совсем ясно, в соответствии с каким законодательством будут проходить выборы - федеральным или региональным. Председатель комитета Смольного по работе с органами МСУ Георгий Мещеряков заявил, что "на 99,9 процентов они пройдут по законодательству Петербурга" (имеется ввиду закон о местном самоуправлении в Петербурге, который прошел уже 3 чтения в городском парламенте и сейчас находится на подписи у губернатора). Но его однофамилец, Во вторник комиссии по местному самоуправлению ЗакСа Терентий Мещеряков не исключает, что выборы придется проводить по закону федеральному.

Для будущих кандидатов различия между двумя законами являются существенными. Это касается в частности, порядка выдвижения на выборах кандидатов, ограничения круга их полномочий, и финансовой обеспеченности этих полномочий.

В данный момент федеральный закон на 100 процентов регулирует деятельность органов местного самоуправления во всей России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Эти города наделены особым статусом, поэтому законодательство в области местного самоуправления в них регулируют городские парламенты. Понятно, что депутаты, руководствуясь целью "сохранить единство городского хозяйства" оставляют большинство властных и бюджетных полномочий на региональном уровне, отдавая "на места" лишь 0,3 процента городского бюджета в Москве и 2 процента в Петербурге. По всей России это распределение происходит примерно 50 на 50 между субъектом федерации и муниципалитетами. Но у будущих муниципальных депутатов Петербурга, помимо организации детских праздников на территории района, в отличие от их московских коллег, все же остаются возможности частично финансировать благоустройство дворовых территорий на территории округов, а значит влиять на жизнь родного района.

Муниципальный уровень – это единственный уровень, на котором органы представительной власти в Российской Федерации избираются только по мажоритарной системе (в одномандатных  или многомандатных избирательных округах). Однако этот вопрос сейчас до сих пор остается открытым. Фракция "Справедливая Россия" в Государственной Думе внесла поправку к федеральному закону, согласно которой  и на муниципальном уровне выборы будут проходить по партийным спискам, и она уже принята в первом чтении. Но петербургские законодатели остаются спокойны – второе чтение намечено лишь 17 ноября, и если федеральный закон  не вступит в силу до 1 декабря, то выборы депутатов местного уровня будут проходить так, как написано в законе Санкт-Петербурга - по мажоритарной системе.

В соответствии с действующим законодательством, кандидат в депутаты может зарегистрироваться тремя способами.

Первый – быть выдвинутым по списку политической партии, имеющей представительство в Думе. При этом ему не надо будет собирать подписи и не обязательно быть членом этой самой партии. Напомним, такими партиями являются КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия" и "Единая Россия". Эти партии в установленном порядке обязаны уведомить комиссии о выдвижении своих кандидатов. Но не стоит думать, что все эти партии гарантированно допустят к выборам. К примеру, в Москве на муниципальных выборах 2 марта 2008 года кандидатов от "Справедливой России" сняли практически во всех муниципальных образованиях на основании того, что городское отделение партии якобы не правильно подало данные о своих кандидатах. Были обнаружены нарушения на партийной конференции, которая и выдвигала кандидатов, она была признана нелегитимной, соответственно, нелегитимными сразу стали и все кандидаты. Это было сделано в тот момент, когда сроки подачи документов для регистрации уже истекли, и люди,  желавшие выдвинуться от "Справедливой России" уже никак не могли зарегистрироваться любым другим способом.
 
Второй способ регистрации – это сбор подписей в поддержку кандидата. Президент РФ Дмитрий Медведев, петербургские чиновники и законодатели считают эту норму "самой демократичной". Действительно, количество необходимых подписей невелико, в Петербурге будущим депутатам муниципальных собраний потребуется собрать не много подписей – от 50 до 150 штук, при условии, что они собранны на территории избирательного округа, в котором кандидат баллотируется. Сложность заключается в том, что избирательная комиссия района может счесть эти подписи недействительными по неясным основаниям. К примеру в городе Кирове на проверке подписей кандидата в мэры избирательная комиссия изначально не нашла нарушений, но потом она собралась вечером еще раз, и, просидев 5 часов, эти нарушения  все-таки нашла, и кандидата не зарегистрировала.

Здесь есть любопытный момент. Если на выборах регионального или федерального уровня проверкой подписей занимается городской избирком, и привлекает к процедуре экспертов-почерковедов, проверяющих правильность подписей, то на муниципальном уровне нередко проверяет подписи местный избирком, что называется, "на глазок". И подписи его членам могут просто не понравиться. Кроме того, в небольшом количестве собираемых подписей кроется и повышенная вероятность снятия кандидата. Ведь всего 10 забракованных подписей из 50 – это уже 20% брака. Достаточно признать один подписной лист так или иначе неправильно оформленным, чтобы не допустить кандидата к выборам.

Так что если кандидат все-таки решится собирать подписи, то основное внимание ему следует уделить техническим моментам, которые подробно описаны в законе, и наблюдению за деятельностью муниципальной избирательной комиссии в период ее работы до выборов. По новому закону Петербурга, там уже не будет проходить досрочное голосование, которое раньше начиналось за 10 дней до начала выборов.

Кандидатам от зарегистрированных партий и общественных объединений надо будет собирать подписи на общих основаниях. Эти партии и объединения (после проведения специальных конференций по выдвижению) в установленные законом сроки должны подать документ о выдвижении ими своих кандидатов. Кандидаты в депутаты могут воспользоваться этой нормой, потому что это даст им право указать информацию о партии в избирательном бюллетене. Это немаловажный момент, ведь зачастую избиратели принимают решение прямо на избирательном участке, когда читают бюллетень.

Третий способ зарегистрироваться в качестве кандидата в депутаты муниципального собрания Петербурга – внести избирательный залог. Тут опять вступают в противоречие законодательные нормы Петербурга и России. До недавнего времени кандидат мог внести избирательный залог. Раньше сумма составляла около 7,5 тысяч рублей, и он мог быть возвращен в случае, если кандидат набрал более 5 процентов голосов избирателей. При среднем конкурсе не более двух человек на место, и небольшом количестве необходимых для получения 5 процентов голосов (в среднем около 100- 200 человек) этот способ помогал кандидату хоть как-то обезопасить себя от возможных "неожиданно найденных" недостоверных подписей.

Однако, новая норма закона Санкт-Петербурга (который уже лежит на подписи у Валентины Матвиенко) гласит, что теперь залог для кандидатов в Петербурге будет составлять 150 тысяч рублей. Георгий Мещеряков не скрывает, что от этой нормы потом  будут избавляться, однако пока она там останется. А президент России Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному собранию прямо заявил - "избирательный залог нужно отменить".

Даже если эта норма останется, кандидатам решившимся регистрироваться этим способом будет непросто. Чтобы внести залог, для начала нужно будет сформировать избирательный фонд. Но в законе существуют ограничения по количеству денег, вносимым на счет одним физическим лицом. Так, в Москве в аналогичной ситуации для формирования залога каждому кандидату приходилось организовать 15-20 человек, которые должны были прийти в Сбербанк с паспортом и "пожертвовать" деньги (750 рублей) на избирательный счет кандидата. При оформлении платежных документов зачастую возникали технические ошибки и опечатки в чеках, на основании которых избирательная комиссия потом отказывалась регистрировать кандидатов.

К примеру, кандидату от "Справедливой России" Александру Закандырину, решившему зарегистрироваться по залогу, отказали в регистрации на основании того, что на одной из платежек на обратной стороне сотрудником банка от руки не было написано слово "резидент", несмотря на то, что паспортные данные жертвователя  там все же были пропечатаны. Председатель избирательной комиссии района "Войковский"» города Москвы тогда вынес решение что "паспорт не является документом, удостоверяющим гражданство РФ". Закандырин уже дошел до Страсбургского суда по правам человека, но председатель комиссии до сих пор не признал своей ошибки.

Выборы должны быть назначены в декабре. Потом, после официального опубликования этих решений, кандидаты смогут начать процесс регистрации. То есть они должны будут принести документы, необходимые для регистрации, в избирательные комиссии. По оценкам петербургских чиновников, это процесс начнется после 19 декабря. К этому времени будут определены и утверждены границы избирательных округов, и кандидаты смогут выбрать территорию, на которой они будут баллотироваться. Возможно, "Единая Россия" решит подстраховаться, выставив кандидатов-"спойлеров" в каждом округе, как она уже делала это в Москве, ведь по закону в парламенте любого уровня не могут быть представители только одной политической партии.

Для петербуржцев наличие такого количества трудностей, связанных с регистрацией, не должно являться препятствием, ведь местная власть – единственный уровень, где депутаты отвечают перед своими избирателями не через партию, а напрямую, и скорее всего выборы станут последними в стране, которые будут проходить по мажоритарной системе.

Юлия Малышева

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама