ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 27 апреля 2009, 18:30

Отстающие регионы выпрямят антикризисные менеджеры

Министерство регионального развития предложило вводить прямое федеральное управление в регионах, которые не справляются с исполнением бюджетных расходов. По сути, нововведение может означать прямой контроль из Москвы всеми регионами страны. В последние месяцы субъекты Федерации стремительно беднеют, и уже к концу года Минрегион прогнозирует, что регионами-донорами останутся только две столицы.

В 2008 году регионами-донорами - это субъекты Федерации, отчисления которых в госбюджет превышают перечисления из госбюджета в регион - были Татарстан, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономный округа. Это регионы, способные самостоятельно обеспечивать выполнение у себя социальных программ.

Что касается регионов Северо-Запада, то, к примеру, в Вологодской области дефицит бюджета достигнет, согласно последним корректировкам, 9 млрд рублей, доходная часть сокращается с 43 до 33 млрд рублей. Власти Ленинградской области пока не объявляли официально о секвестре бюджета, оставив прогнозный показатель на уровне 64 млрд рублей, а напротив, сообщили о его увеличении на 268 млн рублей (как раз за счет перечислений из федерального бюджета). Но налоговые поступления в казну региона значительно ниже, чем в прошлом году (только по налогу на прибыль недополучено в первом квартале 760 млн рублей), кредиторская задолженность на 1 января 2009 года составляла более 361 млн рублей, и очевидно, что в таких условиях соответствовать плановым показателям без значительной федеральной поддержки вряд ли удастся - губернатор Валерий Сердюков уже дал указание урезать расходы на 15 %. Та же картина и в НАО, являющемся частью Архангельской области, - за первый квартал 2009 года в НАО было собрано в бюджет области лишь 566 млн рублей, притом что годовой план составлял 5,5 млрд рублей.

Ранее министр регионального развития Виктор Басаргин выступал с прогнозом, что многие бюджеты субъектов РФ в 2009 году не получат от 30 до 70 % доходов. По закону, если просроченная задолженность региона составляет более 30 % собственных доходов, в регионе вводится внешнее управление, а губернатор со своей финансово-экономической командой отстраняется от ведения дел. На временную администрацию может быть возложено исполнение практически любых полномочий (кроме реформы структуры власти и правки устава) в соответствии с указом президента. По сообщению "Ведомостей", Минфин разработал проект концепции по реформированию межбюджетных отношений, в котором предлагает опустить планку до 10 % по итогам года либо до 20 %, если она не снижается в течение 90 дней. Сейчас правительство вынуждено тушить пожар федеральными деньгами. Премьер-министр Владимир Путин, выступая в начале апреля с отчетом перед депутатами Госдумы, пообещал выделить на нужды регионов по разным программам в общей сложности 1,2 трлн рублей, чтобы помочь им справиться с проблемами. Он также пообещал передать регионам часть финансовых полномочий.

Федеральный центр стал заложником сложившейся в последние годы ситуации, при которой схема перераспределения доходов лишала регионы стимула развиваться. Год от года доля регионов в распределении налогов неуклонно падала, центр забирал все больше доходов. Так, в 2005 году нефтегазовым регионам сократили доход от нефтяных сборов с 14,4 % до 5 %. Если в 2009 году бюджет России складывался из 60 % федерального бюджета и 40% региональных, то в 2010 году соотношение должно составить уже 65 % и 35 % соответственно (не исключено, что ввиду кризиса в эти планы будут внесены коррективы). Несмотря на то что региональные власти неоднократно просили центр прекратить увеличивать долю забираемых доходов, ситуация не менялась. "Сегодняшние межбюджетные отношения ущемляют интересы субъектов Федерации. Чем больше регион зарабатывает, тем больше забирает центр", - признавал еще 2 года назад глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев, когда парламентарии Северо-Запада высказали ему эти претензии. Однако он четко заявил, что ситуация меняться не будет ради "стабильных правил игры". В итоге разрыв между регионами-донорами и дотационными областями рос, а реальный уровень бюджетной обеспеченности падал.

В России существовало полтора десятка самодостаточных субъектов Федерации, остальные - средние и депрессивные. Рост доли доходов, забираемых центром у "богатых", служил одним из способов выравнивания бюджетной обеспеченности, возможности введения внешнего управления в свою очередь требовали губернаторы в отношении муниципалитетов, напоминает директор петербургского филиала ГУ ВШЭ Александр Ходачек. "Такой принцип приводил к иждивенчеству некоторых регионов, которым в условиях дотирования можно было не развиваться, - говорит он. - В "тучные годы" это было нормально, а сейчас ситуация изменилась, а бюджетные обязательства остались. Нужно было создавать в отстающих регионах какие-то зоны развития, чтобы туда приходили инвесторы".

Ходачек неоднозначно оценивает пользу от введения "показательной порки" в виде внешнего управления. "Вопрос - насколько оно будет эффективным. Ведь пока в регионе разберешься, что происходит... Понятно, что если в регионе 50 процентов дефицита, то ничего он все равно не заработает", - рассуждает эксперт. Но он согласен, что это было бы полезно хотя бы для жесткого контроля над расходами. А также - для просмотра потенциальных кандидатов на высокие должности, в том числе губернаторов, из числа внешних управленцев из Минфина или Минрегиона. О возможности реально вводить внешнее управление можно будет говорить, по мнению эксперта, после подведения финансовых итогов первого квартала.

"В какой-то степени это было и выгодно центру, потому что таким образом обеспечивалась финансовая зависимость и управляемость регионов", - приводит мнение директора департамента стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева "РосФинКом". Однако, по мнению эксперта, при такой системе, когда финансовое положение регионов в значительной степени зависит от того, что ему даст или не даст федеральный центр, механизм внешнего управления выглядит рискованным. "Поэтому нужно десять раз отмерить, прежде чем высадить десант из столицы, - отметил Николаев. - В любом случае я не думаю, что правительство будет в массовом порядке вводить внешнее управление на местах, хотя объективно в десятках двух регионах и могут быть для этого основания".

Максим Молотков

* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 февраля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама