ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 июля 2009, 17:00

Пока памятник не рухнет, о страховании не вспомнят

Петербургскую синагогу застраховали на 118 миллионов рублей. Такой подарок еврейской общине сделал один из бизнесменов, заплатив за полис 10 миллионов рублей. Синагога стала одним из немногих памятников архитектуры, застрахованных в Петербурге. Сколько охраняемых зданий застраховано от разных несчастных случаев – доподлинно не известно никому. В КГИОП никакого подобного учета не ведут. Если собственник по собственной инициативе и заключает договор со страховой компанией, то об этом знает только он и страховщик, который не спешит раскрывать карты. Тайна страхования в России охраняется законом.


Надо страховать риски

По информации Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Ленобласти, некоторые частные лица страхуют свое имущество от пожаров, наводнений, землетрясений и прочих природных катаклизмов. Но что за здания входят в этот список, не знает никто – ни союз, ни КГИОП, ни ВООПИиК. Памятники страхуются на общих основаниях с остальными объектами недвижимости. Страхования памятников как особого вида имущества нет.

О страховании памятников в Петербурге вспоминают только тогда, когда случается ЧП. Например, так было, когда сгорел только что отреставрированный купол Троицкого собора. Напомним, что тогда речь зашла о том, что было бы, дескать, неплохо на стадии подписания соглашения о реставрации заключать договор ответственности перед третьими лицами. С этим согласны и страховщики. Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Сумбаров считает, что в таком случае строители будут вести себя более осторожно. "Сюда можно отнести любые риски. В том числе и утрату первоначального вида памятников", – считает он. Это немаловажно, учитывая, что многие новые собственники во время ремонта проводят реставрацию, после которой здание потом не узнать. По неподтвержденной информации, такая ситуация сложилась в доме Лобановых-Ростовских, якобы там во время ремонта были уничтожены все интерьеры.

Страхование строительно-монтажных рисков может быть хорошим подспорьем и для владельцев памятников. Ведь пожар может возникнуть не только по вине нетрезвого рабочего и при неправильном использовании технологий.

В Государственной Думе в прошлом году пытались говорить о том, чтобы было бы неплохо придумать закон, который бы обязывал всех владельцев памятников страховать их от возможного ущерба. По мнению страховщиков, такая идея, как минимум, странная. "Ну как государство может заставить само себя страховать памятники, которые принадлежат ему?" – удивляется Андрей Самбуров. Большая часть памятников истории и культуры в России находится в федеральном подчинении, и исполнить такой закон просто нереально. Если говорить о памятниках регионального значения, то, по мнению Самбурова, вопрос можно решить при помощи "телефонного права". "Дмитрию Анатольевичу достаточно написать письмо или позвонить Валентине Ивановне и сказать ей, что она должна застраховать все памятники, которые принадлежат городу", – считает он  и добавляет, что с точки зрения здравого смысла эта идея тоже очень сомнительна.

Сколько стоит Ленин?

Сопредседатель Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис уверен, что страховать надо. Правда, каким образом, историк пока не понимает. По его мнению, страхование нужно по многим причинам. "И дело не только в том, что памятники горят. Что делать, если во время реставрации на одном памятнике рушится соседний дом? Кто будет в этом случае нести ответственность?" – задается он вопросом.

По словам Марголиса, в Европе есть различные практики страхования памятников. Если это государственная собственность, то только на период ремонта страхуется ответственность строителей. Если памятник культуры принадлежит частным лицам, то они вольны страховать его от любых существующих рисков, даже от нашествия инопланетян – как застрахован один из замков во Франции.

По мнению некоторых экспертов, страховать надо не только здания, но и монументы и скульптуры. Но страхование этого вида имущества довольно специфично. Например, как определить истинную или действительную стоимость памятника, например, Ленину? В этом случае требуется оценка высококвалифицированных оценщиков. При этом скульптура может быть отнесена, согласно законодательству, к категории произведений искусства или исторических ценностей. Заключение о том, что чугунный Ленин действительно является исторической ценностью, а не каким-то ширпотребом, должен дать уполномоченный на то орган. И опять-таки страховать все монументы в городе достаточно накладно, постоянно ужимающейся городской казне такие развлечения могут стоить очень дорого.

Как объясняют страховщики, в бюджете для этого должна быть прописана постоянная строка для страхования. А если провести скромные подсчеты, то сумма может получиться достаточно весомой. Возьмем ту же петербургскую синагогу как пример и подсчитаем. Страховой полис стоил 10 миллионов рублей. Подобных памятников истории и культуры, которые находятся в региональном подчинении, в городе несколько сотен. Но если взять хотя бы сто самых драгоценных, получится один миллиард рублей. Вряд ли городские власти согласятся выделить такие деньги.

Вопрос уже пытались решать

По мнению страховщиков, любые законопроекты о страховании памятников должны разрабатываться на федеральном уровне. В КГИОП утверждают, что ни в городском правительстве, ни в Законодательном собрании города никогда не шла речь о подобной работе. Однако 7 лет назад Союз страховщиков обратился к депутатам по поводу законодательного регулирования страхования имущества города. Тогда представители крупнейших страховых компаний отметили, что город вынужден тратить значительные бюджетные средства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, наносящих вред объектам собственности Петербурга. Страховщики предложили тогда создать закон, который определял бы приоритеты расходования средств, выделенных в бюджете на страхование, порядок отбора страховых компаний и определения стоимости объектов недвижимости, принадлежащих Санкт-Петербургу. Представители КУГИ заявили, что при условии страхования всей городской собственности бюджет не выдержит подобной нагрузки. Семь лет назад было принято решение разработать целевые программы страхования городских имущественных интересов. За эти семь лет произошло много событий: сгорел отреставрированный купол Троицкого собора, были выявлены нарушения во время реставрации на многих памятниках истории и культуры. Но вопрос со страхованием так и не был решен.

Мария Михайлова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама