ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 18 августа 2009, 11:04

Геннадий Шацилло: "Новый закон об охоте сделан для того, чтобы богатые получили неограниченные возможности"

Обсуждение принятого Госдумой федерального закона об охоте выявило множество претензий к авторам документа. Среди противников предложенных нововведений оказались и охотники, и защитники животных, и правозащитники. ЗАКС.Ру поинтересовался оценкой скандального нормативного акта у председателя правления Ленинградского общества охотников и рыболовов Геннадия Шацилло.

- Насколько, на ваш взгляд, новый закон об охоте отличается от ранее действовавшего законодательства?
- В первом  чтении это был очень короткий отсылочный документ. Там четко было прописано, что право выдачи охотничьих билетов в общественных организациях сохраняется в установленном порядке. Во втором чтении от первого текста практически ничего не осталось. Настолько быстро это все принималось, что создавалось такое впечатление, будто кто-то лоббирует этот закон и кто-то в нем заинтересован.

В окончательном варианте появилась плата за ресурсы. Первоначально указывалась ставка 50 рублей за гектар в качестве единовременного взноса, чтобы заключить соглашения. У нас миллион четыреста тысяч гектар. Умножаем и получаем семьдесят миллионов, которые мы должны просто отдать. При нашем годовом бюджете в сорок миллионов. Когда я прочитал окончательный вариант закона, сложилось убеждение, что с его помощью хотят решить три задачи: Первое – эти аукционы охотничьих соглашений делаются, чтобы получить немалые деньги. Прямо так в законе и написано: инвестировать в охотничье хозяйство. Но опять же не за счет государства. То есть сейчас государство берет на себя все функции: выдачи билетов, распределения лимитов, но хочет, чтобы кто-то со стороны в охотничье хозяйство вложил деньги.

Второе - перераспределение охотничьих угодий. По новому закону надо иметь в регионе 20% общедоступных охотугодий, а сейчас в Ленинградской области их около 4%. Третье, и самое главное, - введение такой высокой платы и лишение общественных организаций возможности выдавать охотничьи билеты приведет к развалу этих организаций.

Ленинградское общество охотников и рыболовов еще будет жить, потому что у нас источники дохода не только от охотничьих хозяйств, у нас есть еще недвижимость, которая дает нам прибыль. А другие регионы имеют по 80-90% угодий, с этого они и живут. Если они билет выдавать не будут и должны будут сократить свои охотничьи угодья, то распадутся. Мы не берем сейчас частные какие-то хозяйства. Там у них очень маленькая площадь, и охота идет только для себя, для избранных или для своих друзей.

- Может быть, посчитали деятельность общественных организаций неэффективной?
- За столько лет общественные организации доказали, что они могут вести охотничье хозяйство. У нас существуют курсы по правилам безопасного обращения с оружием. В Петербурге мы первые этим заниматься стали, и сейчас у нас подполковник милиции эти курсы читает. Многие вступали в общества ради оружия. Теперь, если ввести этот государственный билет, они не будут в обществе состоять. В итоге у нас может не хватить денег на другие наши уставные задачи. Например, на собаководство - крупнейшее на Северо-Западе. У нас, по сути, все собаководство сосредоточено в клубе собаководства нашей организации. Тот же рыболовный спорт, как бы там ни говорили, но чемпионы мира почему-то все вышли отсюда. Есть еще фотоохота, стендовый стол. Все эти статьи – убыточные.

Если посмотреть наши охотничьи и рыболовные базы, то с нашим прейскурантом они тоже нерентабельны и тоже дотируются из собранных взносов. А в результате принятия нового закона на уставные цели у нас может не хватить средств.

- Кто наиболее заинтересован в нынешней редакции этого закона?
- Изначально инициатором  этого закона была ассоциация "Росохотрыболовсоюз". Но там планировалось, что все билеты будут выдаваться организациями, входящими в ассоциацию. Это тоже, может, неправильно, монополизм. Ассоциация боролась за это. С приходом новой власти встал вопрос о выдаче единого билета. А сейчас получилось, что ассоциации право не дали. По голосованию получается, что лоббирует фракция "Единая Россия".

- Но "Единая Россия" - это все-таки инструмент.
- Это инструмент, который проголосовал. Ни коммунистов, ни ЛДПР, никого даже не послушали. Кто выступал в поддержку законопроекта – депутат Наталья Комарова? Я не думаю, что Комарова – охотник. Это председатель комитета по природопользованию. Она давала комментарий, но даже в нем прослеживается: "чтоб не было монополизма". Мол, общественные организации имеют чуть ли не 90% угодий, и надо от этого уйти. В этом законе сказано, что федеральные органы определяют максимальную площадь угодий, какую могут иметь регионы. Где гарантия, что они не установят десять тысяч, или пять тысяч, или двадцать тысяч гектаров? У нас крупнейшая организация, почти тридцать тысяч членов. Где эти члены общества будут охотиться? Разбегутся.

Заинтересованы в подобном варианте закона частные предприниматели, олигархи, которые могут для себя вокруг какого-то озера или еще какого-то лакомого кусочка. Выкупят угодья, возьмут 40-50 тысяч га там, где они будут охотиться единолично, или в кругу своих друзей, знакомых. Уже сейчас в Ленобласти порядка семидесяти охотпользователей. А там, где частные хозяйства, рядовым охотникам делать нечего. Иногда специально делают такую цену за охоту, что люди отказываются, и владельцев это вполне устраивает. Этим людям не нужны билеты. Их не интересуют общественные фонды и так далее. Они занимаются только для себя, даже дичеразведением могут заняться для того, чтобы охота у них была более насыщенная. Они добиваются того, чтобы можно было проводить охоту чуть ли не круглый год.

Получается, этот закон сделан для того, чтобы богатые получили неограниченные возможности. Какая общественная организация может с ними сосуществовать?

- Как будут распределяться теперь охотничьи угодья? Расскажите подробнее про аукционы охотничьих соглашений.
- Раньше для этого проводились конкурсы. Хотя, могу прямо сказать, считалось, что он должен быть открытым и с учетом интересов местного населения, – ничего подобного не было. Конкурс был гласный только в отношении того, что в газете было объявление. Мы отдавали заявки в закрытых конвертах, но так и не узнавали, почему и как кто-то выиграл. Были случаи, когда нам даже не объявляли итогов. А как мы можем проиграть, если у нас на территории, выставленной на конкурс, своя инфраструктура, штат, профессионалы работают. И вдруг какая-то коммерческая организация, в лице одного-двух человек, выигрывает.

Такое происходило все последние  конкурсы. Правительство Ленобласти принимало решение, что целесообразно заключить с нашим обществом договор по использованию угодий в Волховском районе. И вдруг выиграла другая организация. Когда мы обратились в арбитраж, нас сразу попросили указать, в чем нам отказали. Мы запросили и губернатора Сердюкова, и руководителя комитета по природопользованию Дедова, но никто не ответил ни на одно письмо. Шла такая закрытая игра. Когда уже все распределили среди нужных людей, от конкурсов отказались.

А по новому закону с 1 апреля следующего года будут аукционы на соглашения по использованию территорий для ведения охотничьего хозяйства. У нас, правда, есть право, не дожидаясь окончания лицензии, подать заявку, чтобы заключили с нами это соглашение, и тогда оно пройдет без аукциона. Но мы должны будем внести единовременную плату. В законе написано, что плата будет устанавливаться.

- То есть там четко не прописано, какая плата должна быть?
- Плата не прописана.  Порядок организации и проведения аукциона в тексте занимает пятнадцать страниц. С победителем заключают соглашение. Далее написано, что юридические лица при соглашении обязаны внести плату. Ставки оплаты за единицу площади охотничьего угодья устанавливаются правительством Российской Федерации. Лесной кодекс тоже составлялся так, кто с деньгами, тот и может. А здесь для нас очень важна статья 7, пункт 3: "Юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром, в отношении охотничьих ресурсов, до дня вступления в силу настоящего федерального закона вправе заключить охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона". Но мы тогда все равно должны внести единовременную плату. А вот какую? Пятьдесят рублей убрали, а где гарантия, что сто не сделают?
Страшно еще и другое. Он здесь отдает на откуп Правила охоты субъектами Российской Федерации, которые будут их составлять, а федеральное правительство только утверждать. Раньше были федеральные правила, а сейчас в каждом субъекте Федерации свои. Подход должен быть один.

- Если возникнет  заминка с изготовлением и выдачей единых охотничьих билетов, то по закону охота не сможет осуществляться вообще?
- Пока непонятен механизм выдачи билетов. Ведь это требует определенных затрат. Возможно, примут какое-нибудь дополнение и продлят действие старых билетов либо вернутся к тому, что общественные организации так и будут их выдавать. Как в Подпорожье организовать выдачу новых документов? Не будет же председатель областного комитета по животному миру Кожаев один выдавать. Кроме того, надо эти билеты изготовить. А Петербург будет выдавать? Да, мы не охотимся на территории Петербурга, но это же субъект Федерации. Для выдачи билетов нужен постоянно действующий штат. Это надо организовывать в каждом районе. По всей России хотят сделать эту систему. Как с лицензиями на оружие. Но там с 1976 года ведется эта работа.

- Как изменились способы и сроки добычи животных?
- Самое главное - по этому закону нет никаких ограничений в способах охоты, в используемом оружии, капканах. Раньше это все было прописано: лук нельзя, арбалет нельзя, пневматическое оружие, и так далее. Сейчас ничего об этом не сказано. Могу я стрелять с моторной лодки? Раньше под мотором нельзя было. Со снегоходов стрелять было нельзя, с машин, и так далее. Сейчас нет никаких ограничений. Все отсылается к правилам охоты, которые создадут субъекты Федерации. А что там появится? Ведь каждый будет лоббировать свои интересы. Если кто-то увлекается арбалетом или луком, то почему не включить это? Сейчас, к примеру, мы не можем отстреливать лосиху с теленком. Но если в законе этих ограничений не будет, то, допустим, Псков сделает так, а мы сделаем по-другому, Новгород по-другому.

- Изменил ли новый закон полномочия организаций в области контроля за охотой?
- Появилось новое понятие – "производственный охотничий надзор". При этом подробно расписано все, что имеет право применять государственный охотинспектор: спецсредства, оружие, и так далее. А потом говорится, что пользователи, которые заключили соглашение, имеют право совершать государственный охотничий надзор. Всего три строчки в статье. Что это такое? Какие полномочия? Административный кодекс лишил штатных работников охотничьих хозяйств права составлять протоколы.

Всего  три строчки: "производственный  охотничий контроль осуществляется  юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими хозяйственное соглашение". Так распишите, какие полномочия!

- А в старом законе есть такое понятие?
- Нет. И  сейчас получается, для госинспекторов  у них все расписано, а с этим "охотничьим надзором" можно влететь на превышение своих полномочий в три секунды. Прокуратура потом будет таскать, а еще хуже, если подадут в суд, и мы же еще будем и виноваты. У меня стаж охоты сорок с лишним лет. Я пятнадцать лет руковожу обществом, но я нигде не слышал о производственном охотничьем контроле. Дайте какую-нибудь формулировку.

- Получается, что благодаря новому закону останется только два вида охоты: охота "для своих" и охота "за большие деньги"?
 - Есть еще третий вариант - на двадцати процентах общедоступных угодий в каждом субъекте Федерации. Может, это и правильно, чтобы территория была общая, но там не говорится, что подобные земли должны быть в каждом районе: в Кировском  районе двадцать процентов, во Всеволожском, и так далее. Субъект может выделить где угодно. На сегодняшний день те, кто новые договоры заключал на конкурсной основе, заключили их на сорок девять лет, а у нас всего на пятнадцать - до шестнадцатого года. И получается, что по истечению срока действия договоров эти двадцать процентов, скорее всего, возьмут у нас.

Мне звонили из Карелии - все, они разваливаются. Договоры на угодья у них уже через два года заканчиваются. У них сейчас закрыли рыбалку, лучшие угодья на гуся забрал клуб московский. И все обжимают, обжимают.

Беседовал Алексей Дьяченко

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама