Председатель комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Олег Виролайнен оставляет свой пост. Как подтвердил ЗАКС.Ру источник в Смольном, об этом может быть объявлено на ближайшем заседании правительства Петербурга во вторник.
Скорее всего, Олег Виролайнен уйдет на пенсию, говорят многие в кулуарах Смольного и ЗакСа, часто упоминая, что сам чиновник уже давно высказывал желание удалиться от дел и поселиться за городом. Впрочем, по другим версиям, он может занять должность в Минрегионразвития или в еще не созданной саморегулируемой организации предприятий дорожно-строительной сферы.
Отметим, что на этой неделе оставил свой пост председатель жилищного комитета Юнис Лукманов, перешедший в саморегулируемую организацию "Жилищный комплекс". Уход Лукманова и Виролайнена последовал, отметим, вскоре после того, как вице-губернатор Александр Вахмистров возглавил администрацию губернатора.
Олег Виролайнен был в числе тех, кто пришел в Смольный в команде Валентины Матвиенко. Точнее, он пришел еще раньше ее, в июле 2003 года заняв кресло вице-губернатора по топливно-энергетическому комплексу и ЖКХ. До этого он возглавлял ООО "Сбербанкстрой", которое работало на многих проектах, важных для предыдущего губернатора Владимира Яковлева, однако с самого начала считался человеком, близким Валентине Матвиенко. Они оказались старыми соратниками по работе в Красногвардейском райкоме КПСС в 1980-е годы. Поэтому, когда Матвиенко осенью 2003-го была избрана губернатором, Виролайнен стал одним из вице-губернаторов, вошедших в ее правительство.
Его не раз критиковали за неудачную реформу ЖКХ, за резкие и бесплодные повышения коммунальных тарифов, за нарушения, допущенные при проведении конкурсов на коммерческие перевозки. Депутаты Законодательного собрания даже однажды собирались вынести Олегу Виролайнену вотум недоверия — еще в те времена, когда были способны предъявлять претензии исполнительной власти. Но Матвиенко публично отрезала: "Своих не сдаю". В свою очередь Виролайнен обвинял парламентариев в затягивании принятия крайне непопулярного пакета законов, реформирующих тарифную политику города в области ЖКХ. Для реформ, как убеждал вице-губернатор, необходимо повышать тарифы — в среднем новые законы увеличивали их на 18-20%. Контрольно-счетная палата заявила, что рост тарифов необоснован. В частности, региональный стандарт оплаты социальной нормы жилья устанавливался выше допустимого федеральным законодательством.
Законы продавили, тарифы повысили, но реформа забуксовала. Первым делом Виролайнен приступил к реформированию системы ЖКХ в Петербурге, еще в 2004 году пообещав повсеместное создание добровольно-принудительным путем ТСЖ и допуск на рынок частных компаний. На базе ГУ ЖА и РЖА были созданы акционерные компании "Жилкомсервисы", принадлежащие городу. Однако процесс их приватизации при вице-губернаторстве Виролайнена так и не начался, и ничего революционного смена вывесок не принесла. Предполагалось ввести разделение функций заказчика и подрядчика, с тем чтобы заказчиком были новые ОАО, а функции подрядчика распределялись на конкурсной основе. Этого не произошло. Первые конкурсы на продажу акций в жилкомсервисах прошли только весной 2009 года.
Кроме того, Олег Виролайнен пытался провести реформу рынка перевозок, чтобы убрать с него независимые организации. С маршрутками он боролся долго, упорно и так же бесплодно. Администрация проводила конкурсы, только победители которых, по замыслу чиновников, имели бы право работать в городе. Прокуратура и суды признавали незаконность этих конкурсов, и Смольный был вынужден устраивать их снова и снова. Городская прокуратура даже выносила по этому поводу представления вице-губернатору. Возмущались не только перевозчики, проигравшие на конкурсах из-за того, что не могли выполнить неподъемные условия, но и победители, закупившие требовавшиеся по этим условиям автобусы, но, как оказалось, зря. И здесь тоже за время вице-губернаторства Олегу Виролайнену решить вопрос не удалось.
Ничего не продвигалось и со стратегией организации дорожного движения в Петербурге, которой занимался подчиненный Виролайнену комитет по транспорту. Главу комитета Александра Дацюка депутаты ЗакСа критиковали за это постоянно — так как деньги на разработку стратегий и концепций в бюджете исправно выделялись.
В итоге в 2006 году Валентина Матвиенко все-таки решилась на отставку и отправила Олега Виролайнена руководить комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (КБДХ). Для приличия штат и полномочия КБДХ несколько расширили — в частности, Виролайнен пообещал, что теперь сам займется выработкой транспортной стратегии Петербурга. После чего про нее уже не вспоминали.
На место Виролайнена назначили главу Московского района Александра Полукеева. Правда, Полукеев продержался еще меньше, чем Виролайнен, в начале 2008 года уйдя на работу в полпредство по СЗФО.
КБДХ под руководством Олега Виролайнена расторопностью не отличался. Комитет всегда был в числе отстающих по исполнению бюджета, и его критиковали за регулярное затягивание сроков сдачи городских магистралей после ремонта и плохое качество работ (ремонт Лиговского проспекта, Синопской набережной, проспекта Энгельса и других). В конце концов Виролайнена начала критиковать и Валентина Матвиенко, например, за "закапывание денег" при ремонте Большого проспекта Васильевского острова. В 2007 году Матвиенко вообще обрушилась на КБДХ, заявив, что"деньги даются большие, а отдача небольшая. "За три последних года финансирование КБДХ выросло в разы, и мы рассчитываем, что все средства, нелегко зарабатываемые городом, будут расходоваться с умом. Необходимо правильное освоение средств, — пеняла градоначальница председателю комитета. — Текущий ремонт делается отвратительно. По улицам ездить невозможно, колеса у машин отваливаются. Дорожный ремонт в Колпино был проведен ужасно. Трамвайные пути надо привести в порядок, а пока это катастрофа — все стыки через сезон вылетают. Тяп-ляп все делается".
Доставалось Виролайнену и за то, что городские службы не справлялись с уборкой снега с улиц, и за плохую дорожную разметку. Так же регулярно всплывали вопросы завышения смет при проведении работ. По поводу ремонта моста Лейтенанта Шмидта Виролайнен даже был вынужден писать служебную записку губернатору — почему смета неожиданно выросла с 2,4 млрд рублей до 3,14 млрд. Тогда же Валентина Матвиенко упомянула, что это далеко не единственный случай, когда цифры идущих на ремонт сумм "плывут", хотя должны быть зафиксированы в конкурсах. А недавно Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга сообщила о превышении смет при реконструкции нескольких мостов в городе.
Кто придет на смену Олегу Виролайнену, пока неизвестно. В качестве одного из основных кандидатов называется его заместитель Андрей Левакин.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1