ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 15 сентября 2010, 16:45

Владимир Катцов: изменение климата принесет и выгоды, и ущерб

Ученые прогнозируют, что погодные аномалии будут все чаще и с нарастающей силой заявлять о себе. Это уже сегодня оборачивается серьезными последствиями как для людей, так и страны в целом. К изменению климата нужно готовиться, и чем раньше, тем лучше. Тогда оно может стать не только ущербом, но и выгодой. Об этом шла речь в беседе корреспондента ЗАКС.Ру с директором Главной геофизической обсерватории им. А. И. Воейкова доктором физико-математических наук Владимиром Катцовым.

— В августе прошла конференция, посвященная Комплексному плану научных исследований погоды и климата. Что это за план?
— Погодно-климатический фактор стал существенным в контексте национальной безопасности, и его роль будет только возрастать. В марте 2010 года Совет безопасности РФ в рамках реализации отечественной Климатической доктрины дал поручение Росгидромету совместно с РАН, Минобрнауки и другими заинтересованными ведомствами разработать Комплексный план научных исследований погоды и климата (КП). Ученые и специалисты в рамках этих исследований должны в течение десяти лет (до 2020 года) дать оценку и прогноз возможных угроз национальной безопасности, связанных с изменением климата. А также проанализировать риски и потенциальные выгоды для экономики, разработать необходимые меры по адаптации к изменениям климата и по смягчению воздействия человека на климат. Эти проблемы будут изучаться всесторонне. Ими займутся не только метеорологи и климатологи, но и биологи, медики, экономисты, социологи, аграрии, военные, дипломаты и многие другие.

До сих пор у нас таким всеобъемлющим образом задачи никогда не формулировались. Поэтому разработка КП вселяет оптимизм.

— Ваша роль в этом задании?
— Основная роль метеорологов и климатологов сводится к совершенствованию технологий прогноза погоды и оценок будущих изменений климата.

Понятия "погода" и "климат" часто путают. Погода — это мгновенное, текущее состояние атмосферы (а в широком смысле — и всей климатической системы, включая океан и другие ее компоненты). Климат — это "средняя погода", или, если угодно, "статистика погоды". Теоретический предел предсказуемости погоды составляет приблизительно две недели. Климат же предсказуем по меньшей мере на десятилетия.

Надо понимать, что когда мы говорим об ожидаемом потеплении климата, это не значит, что каждый очередной год будет теплее предыдущего. Имеется в виду тенденция в течение многих лет: что последующие 10–20 лет будут в среднем (!) теплее предыдущих десятилетий.

— Что нас ожидает в пределах ближайших 20–30 лет?
— Для изменений климата (т. е. статистики погоды) это небольшой срок. Однако о некоторых тенденциях можно говорить с достаточной степенью достоверности. Так, не вызывает сомнений, что климат движется в сторону глобального потепления и оно будет усиливаться.

Глобальное потепление — лишь одно из проявлений изменения климата. Будут меняться и другие погодно-климатические параметры — осадки, ветер и т. д. Наибольший интерес представляют региональные изменения климата.

Так, в ряде регионов увеличится засушливость. Например, на юге европейской части России. Вместе с тем рост осадков увеличит наши водные ресурсы на севере европейской части России, в Сибири. Что, помимо известных плюсов, будет сопряжено и с ростом интенсивности весенних паводков. Например, в устье Лены.

Идет деградация вечной мерзлоты. Быстро сокращается ледяной покров Арктики.

Сейчас все чаще говорят о возрастающей нервозности климата: прошедшее аномальное лето вслед за аномальной зимой — хорошая иллюстрация этого. Пока по интенсивности и продолжительности жара 2010 года — это редкое явление. Однако вероятность того, что оно станет не столь редким уже в ближайшие десятилетия, достаточно высока.

— Какие выводы из этого следует делать?
— Расчеты показывают: высока вероятность того, что в ряде регионов России весенние паводки будут усиливаться, в других — будет возрастать пожароопасность. Это означает, что далеко не везде нужно восстанавливать на том же месте поселки, уничтоженные паводками или пожарами. Из зон возрастающего климатического риска их следует переносить на более безопасные участки. Это убережет людей и сэкономит деньги. Пока же у нас так: когда беда — не до прогнозов. Миновала беда, ужаснулись потерям и рукой махнули, забыли до новой, которая не заставит себя долго ждать.

К изменению климата нужно готовиться основательно и заблаговременно. Оно несет для России как выгоды, так и ущербы. Прямые и косвенные воздействия происходящих и ожидаемых изменений климата на население, экономику, безопасность России весьма неоднозначны. Причем неприятности придут сами, а вот за выгоды нужно бороться. Реализация потенциальных выгод потребует инвестиций. В том числе в научно обоснованное средне- и долгосрочное планирование. Неизбежна и корректировка нормативно-правовой базы.

При потеплении климата северная граница т. н. комфортного проживания продвигается к северу. В то же время здания и сооружения, которые проектировались для условий вечной мерзлоты, требуют усиления фундамента, а для строительства новых необходимо менять строительные нормы и правила.

Становятся близкими перспективы активного освоения арктических шельфов, использования Северного морского пути. Активизируется человеческая деятельность в Заполярье. Все это приведет к необходимости строительства там новой инфраструктуры, тех же портов. С ростом активности в Арктике, которая, несмотря на потепление, будет оставаться весьма суровым регионом, вырастет востребованность ледоколов. Появятся новые задачи в области обороны страны. А когда именно и что потребуется — ответы на эти вопросы и должна дать отечественная наука. Не забудем, что эти же вопросы сегодня ставят перед собой наши соседи по Арктике, другие страны, многие из которых располагают существенно более мощным научным и технологическим потенциалом.

— Для небольших моноклиматических стран глобальные изменения могут иметь катастрофические последствия. У крупных стран в этом отношении благоприятных шансов больше?
— У России большая территория и разнообразие климатических зон. Это огромное преимущество перед многими странами, важная составляющая нашего адаптационного потенциала. Но именно потенциала, который можно использовать или пренебречь им.

У нас, например, есть возможность оптимизировать использование климатических ресурсов в пределах страны. Мы можем, например, адаптировать сельское хозяйство к условиям меняющегося климата.

Но адаптационный потенциал страны определяется не только размерами территории, но и ее научным, технологическим уровнем. А вот здесь у нас дела пока обстоят хуже, чем с размерами территории.

— Для анализа и прогноза нужна мощная статистическая база. Советская система мониторинга погоды практически развалена. За счет чего будет пополняться погодный банк данных в течение срока реализации КП?
— Да, наблюдательная сеть Росгидромета понесла очень серьезные потери. Однако в настоящее время происходит ее технологическое перевооружение. Кроме того, правительство планирует создать систему наблюдения за климатом из космоса. О группировке специализированных российских спутников, которые в ближайшие пять-шесть лет начнут освещать, помимо прочего, и Арктический регион, сегодня можно говорить с достаточной степенью уверенности. Планы России, касающиеся наблюдений за климатом, требуют значительных усилий и в части научного обеспечения. Этому как раз и посвящен один из разделов КП.


Беседовала Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама