ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 26 января 2012, 19:27

Ольга Филатова: Полтавченко и "Твиттер" нашли друг друга

Георгий Полтавченко признан учеными самым популярным из губернаторов пользователем "Твиттера". О том, почему петербургского градоначальника фолловят (подписываются на его страницу) чаще, чем Никиту Белых, что произойдет с ЖЖ- и твиттер-аккаунтами губернаторов после президентских выборов и о том, кто распространяет миф об эффективности госблогов ЗАКС.Ру рассказала Ольга Филатова, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой связей с общественностью Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ.

 

Институт независимых политических исследований опубликовал рейтинг информационной открытости губернаторов: из них Георгий Полтавченко был признан самым популярным пользователем "Твиттера". Не так давно над схожим проектом закончили работать ученые Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, к которому и относится Филатова.

"Федералы" неповоротливы, но у них есть "дядя Степа"

- В чем заключалось ваше исследование?

- Пять ученых составили как можно более полный список аккаунтов госорганов в ЖЖ, "Твиттере", "Фейсбуке**" и других социальных сетях и в течение восьми месяцев 2011 года мониторили их. Мы хотели составить классификацию той деятельности, которую ведут власти в пространстве Web 2.0 – в социальных сетях, блогах, микроблогах. Найти отличия в области каналов, контента, стиля поведения. Нам важны были и некоторые перспективы: какие можно дать прогнозы и рекомендации руководителям?

- Что получилось в итоге?

- Самый неожиданный вывод заключается в том, что федеральная власть гораздо хуже представлена в пространстве Web 2.0, чем региональная. Количество аккаунтов федеральных госорганов в социальных медиа можно по пальцам пересчитать. Нам удалось найти только семь ведомств, у которых есть официальные блоги. Чуть больше десятка делают записи в "Твиттере". Примерно такая же картина с официальными каналами на Youtube, страничками в социальных сетях.

Из всего перечисленного как интересные можно отметить, пожалуй, интернет-проекты Госдумы и, как ни странно, МВД. У них удобные, презентабельные и регулярно обновляемые сайты. Госдума имеет свой аккаунт в "Твиттере" и официальный канал на YouTube. У Министерства  внутренних дел есть блог, ресурс на Youtube, популярная страничка "ВКонтакте", где в качестве персонажа используется образ "дяди Степы". Наиболее активными микроблогерами можно считать Федеральную таможенную службу и Федеральную службу исполнения наказаний: записи обновляются по несколько раз в день и активно комментируются.

- На региональном уровне ситуация лучше?

- В количественном плане – да. Больше 60% глав российских регионов имеют блоги или аккаунты в "Твиттере". Другой вопрос, насколько грамотно и эффективно они используются. А тут есть серьезные ошибки. Прежде всего, это официальный тон публикаций. Странно рассчитывать, что твой дневник будут читать, если ты размещаешь в нем материалы, которые и так можно найти на сайте региона. Или выкладываешь только поздравления к Новому году, 23 февраля, 8 марта и так далее, как это делает, например, губернатор Брянской области Николай Денин.

Во-вторых, некоторые губернаторы пытаются ограничить размещение комментариев к своим постам. Но это противоречит самому смыслу технологии Web 2.0, рассчитанной на быстрое общение между пользователями. Наконец, многие региональные лидеры появились в блогах, но их почти не обновляют. В результате их записи перестают читать и комментировать. Более того, обычные юзеры могут расценить такое поведение как проявление безответственности или нетрудолюбия чиновников.

- Чем можно объяснить разрыв между количеством блогов у "федералов" и "регионалов"?

- Мы связываем это с глокализацией – тенденцией к усилению регионов. Сейчас на местах задумываются о своем образе, нанимают специалистов: мы видим все больше заказов на построение имиджей регионов, в том числе и в интернете. Ну и потом, скорее всего, федеральная власть менее поворотлива, чем региональная, если можно так выразиться.

- Что делает блог чиновника эффективным?

- Прежде всего – обратная связь, мгновенная реакция на все более или менее адекватные комментарии пользователей. Понятно, что это сложно сделать в госструктурах, где часто требуется получать различные согласования. Но надо, чтобы пользователь хотя бы понял, что его вопрос увидели: "Мы получили ваше сообщение и обязательно разберемся". Понятно, что затем проблему нужно решить и вновь написать об этом в блоге. Пусть это сделает даже не сам высокопоставленный чиновник, а какое-то другое профильное ведомство.

Так представители власти ведут себя предельно редко. Поэтому мы пришли к выводу: мнение о том, что блоги нужны госслужащим для эффективной связи с населением – не более чем политический миф. Чаще всего они появляются в качестве электронной "доски объявлений" – для того, чтобы формально выполнить требования президента и продемонстрировать лояльность руководству страны.

- Кем и зачем создается миф об эффективности госблогов?

- Во многом, я думаю, он складывается с помощью СМИ. Причем журналисты вряд ли это делают целенаправленно. СМИ пишут о блогах чиновников, выкладывают рейтинги этих блогов, опираются на их контент в публикациях. В общем, создают информационное поле, благодаря которому кажется, что госслужащие действительно что-то делают в интернете. Но на самом деле, если посчитать, сколько проблем решено, на сколько вопросов даны ответы, то получится, что ничего не делается.

Не думаю, опять же, что целенаправленно, но миф поддерживает своими действиями и сама власть – чиновники, которые создают "видимость блогов" по указанию "сверху".

- И с удовольствием участвуют в этой игре...

- Кто-то – с удовольствием, а кто-то – и без.

- Когда госблоги действительно станут эффективны?

- Когда я в советские времена поступала в университет на философский факультет, мне задали вопрос: "Когда же у нас будет коммунизм?" Я отвечала долго и расплывчато, но получила "пятерку". А если серьезно, понадобится не один и не два, и не три года, чтобы все чиновники поняли необходимость инструментов Web 2.0 и начали с умом их использовать. Но отдельные персоны уже сейчас действуют эффективно.

Георгий Полтавченко – "свой в доску парень" и "крепкий хозяйственник"

- У Георгия Полтавченко в "Твиттере" больше 50 тысяч фолловеров. Зачем он вообще завел микроблог? Это не в духе бывшего силовика, довольно закрытого человека.

- Я думаю, что изначально Полтавченко пришел в "Твиттер", потому что того требовало высшее руководство. Он зарегистрировал аккаунт в июле 2010 года, когда был полпредом президента в ЦФО. А за полгода до этого Дмитрий Медведев как раз призвал чиновников "идти в интернет".

Поначалу Полтавченко был не очень активен в микроблоге, затем его активность росла и вышла на пик, когда он стал губернатором Петербурга. Я так думаю, ему просто понравилось. Какие-то личностные особенности сыграли свою роль. Ведь если человек – силовик, то он не обязательно должен сторониться интернета.

- Некоторые политологи прогнозировали, что Полтавченко со временем снизит активность в "Твиттере", а может быть, и уйдет оттуда из-за рабочей рутины. Это возможно?

- В ближайшие полгода точно нет. До выборов активность будет такая же и какое-то время после выборов тоже. Но, возможно, в дальнейшем губернатор уже не будет справляться с тем наплывом вопросов и комментариев, которые посылают ему в "Твиттер". Полтавченко – добросовестный блогер и отвечает почти на каждое обращение. Например, его недавно поздравляли с Рождеством и чиновник честно писал в ответ на каждый твит: "И вас тоже с Рождеством!", "И вас тоже с Рождеством!", "И вас тоже!" Если его популярность будет расти и дальше, то ему придется что-то менять – ведь невозможно все свободное время проводить в "Твиттере".

- В этом плане разделение его микроблога на официальный, для жалоб и вопросов, и личный, для общения – оправдано?

- Да. В личном блоге создается образ "своего в доску парня", человека очень милого, который хорошо общается, может пошутить. И эта неформальность образа очень важна для чиновника. Во втором микроблоге, который Полтавченко ведет с помощью своей команды, губернатор предстает в качестве официального лица, пытается решить проблемы горожан – это, безусловно, важно и также добавляет ему политических очков.

- Такая удачная "политическая игра" ведется не без советов политтехнологов и пиарщиков?

- Я думаю, что советы, конечно, есть. Но советы одним человеком будут восприняты, а другим не будут. Здесь личность очень важна, безусловно. Все политтехнологи говорят, что есть "объект", с которым легко работать, а есть "объект", с которым работать трудно. Например, Ельцин был хорошим "объектом" для политтехнологов, он сам был яркой фигурой. Думаю, о Полтавченко можно сказать то же самое.

- Можно ли утверждать, что Полтавченко создал фирменный стиль общения в "Твиттере"?

- Да. Возможно, главная часть этого стиля – ежедневное "спокойной ночи". По этому поводу уже есть анекдоты. В "Фейсбуке**" кто-то пишет: "Полтавченко пожелал спокойной ночи: город засыпает, мафия просыпается". Но это, скорее, милая шутка, она имиджу не вредит. В стиле Полтавченко ответы на комментарии – именно ответы – он больше отвечает, чем сам инициирует дискуссии. Неформальный язык, шутки. И еще смайлики. Собственно, все перечисленное плюс быстрая реакция на вопросы помогли ему занять первое место в рейтинге губернаторов-твиттерщиков.

- Каким образом Полтавченко удалось перегнать Никиту Белых – гораздо более профессионального блогера, чувствующего себя в сети, как рыба в воде?

- Может быть, петербургскому градоначальнику помогло как раз то, что пользователи не ожидали от него такого поведения, и это вызвало интерес. То есть образ-то у него, действительно, силовика, человека закрытого, человека "из соответствующих структур", человека уже немолодого. И вдруг он ведет микроблог. Интригующе, не правда ли?

Но я бы не сказала, что нужно признать мои слова абсолютной истиной – это, скорее, предположение. Возможно, некоторую роль играет и то, что Полтавченко живет в Петербурге. Здесь больше, чем в других субъектах РФ, активных интернет-пользователей, которые могут читать губернаторский микроблог.

- Какие коммуникационные ошибки допускает Полтавченко в сетевом общении?

- Я наблюдаю за его "Твиттером" уже давно, но вот так навскидку даже не вспомню. Можно сказать, что Полтавченко использует не самую современную модель общения с пользователями – в исследовании мы называем ее "административно-интерактивной". В отличие от того же Никиты Белых, он почти не делает ретвитов, сам не предлагает проблем для обсуждения – только отвечает на вопросы горожан, используя, таким образом, "тактику крепкого хозяйственника". Впрочем, если эта модель приносит популярность, то вряд ли ее можно назвать неверной или ошибочной.

Турчак лидирует, Сердюков отстает

- Как представлены остальные регионы Северо-Запада в Web 2.0?

- Если говорить о федеральном округе в целом, то ситуация нормальная. Девять из одиннадцати губернаторов имеют аккаунты в социальных сетях и блогах. Впереди нас по этому показателю – УрФО, где "интернетизированы" все главы регионов, и Южный федеральный округ.

Руководители регионов СЗФО упоминаются в рейтингах "Яндекса" и "Интегрума" как блогеры и микроблогеры. То есть присутствуют в информационном пространстве, а это уже неплохо.

- Можно ли выделить среди них лидеров и аутсайдеров в плане использования интернета?

- Среди лидеров (если, конечно, не считать Полтавченко) – губернатор Псковской области Андрей Турчак. У него два блога – на отдельной платформе и в ЖЖ – правда, содержание у них практически одинаковое. Записи собирают немного комментариев, зато на них часто ссылаются СМИ. Еще в качестве "передовиков" можно упомянуть недавно ушедших в отставку губернатора Вологодчины Вячеслава Позгалева и губернатора Архангельской области Илью Михальчука. Оба имели блоги и "Твиттеры", в которых появлялись более или менее регулярно. Вот только активность в Web 2.0 их не спасла после думских выборов...

А отстающий – это губернатор Ленобласти Валерий Сердюков. Поначалу его блог – несмотря на то, что действует он на автономной платформе – вызвал значительный интерес. Первые две записи вместе собрали больше двухсот комментариев. Однако потом посты стали появляться все реже: в 2011 году их было только три. Последняя из прошлогодних записей почти не вызвала отклика, хотя была посвящена подготовке к зиме, а это острая тема. В общем, лучше бы не вести блог, чем вести его так.

- Как вы думаете, что будет с этими блогами после президентских выборов?

- Я бы предпочла осторожно отвечать на этот вопрос. Активность в Web 2.0, безусловно, сильно зависит от политической ситуации. Скорее всего, после марта она сократится. Ряд экспертов предположили, что эта тенденция заметна уже сейчас, но я бы не согласилась с такими высказываниями. Впрочем, есть факторы, которые могут, наоборот, подтолкнуть губернаторов писать в блоги. Например, если продолжится протестная активность на улицах.

- Кто из губернаторов Северо-Запада может первым покинуть блоги и микроблоги после марта-2012?

- Пожалуй, Валерий Сердюков. Ему будет легче всего сделать это без репутационных потерь. А вот имиджу Полтавченко подобный шаг может повредить. Как он будет это делать? Я сложно себе представляю. Нужно будет разрабатывать целый механизм ухода из "Твиттера".

Беседовала Елена Кузнецова

 

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook** и Instagram**, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама