Напомним, что 17 декабря в результате рейтингового голосования на финишную прямую выборов уполномоченного вышли два кандидата экс-депутат городского парламента Леонид Романков, собравший 26 голосов в свою поддержку, и зампредседателя горизбиркома Дмитрий Краснянский, которого поддержали 19 парламентариев. При этом за спиной Краснянского вполне очевидно маячил мощный союзник Администрация Петербурга, стремившаяся протолкнуть в кресло омбудсмена лояльного себе человека.
Именно Смольный постарался не допустить второго тура выборов до Нового года, мотивируя это опасностью срыва голосования. Было, однако, ясно с депутатами еще не успели провести соответствующую политическую работу. Неожиданно у исполнительной власти нашелся союзник депутат от Яблока Наталия Евдокимова и стала инициатором переноса второго тура.
У Яблока оказались свои потаенные резоны приближались довыборы в Законодательное собрание по округам 4 и 39, а вероятность повторного похода Романкова в депутаты была очевидна. Дважды представляя округ в парламенте, он имеет неплохие шансы вернуться в Мариинский дворец. Между тем фруктовой партии необходимо раскручивать в преддверии будущих выборов новые кадры, а в 4-й округ планировалось бросить муниципала Николая Рыбакова, неудачно состязавшегося в декабре 2002 г. с Сергеем Анденко.
Логика яблочников была, на первый взгляд, безупречна: выборы перенести, в округе выдвинуть Рыбакова (обеспечив ему и поддержку СПС), а Романкова совместными усилиями избрать уполномоченным по правам человека. Проблемы, между тем, не могли не возникнуть. Романков и ряд его союзников в искренности потенциальных партнеров сомневались, памятуя, что один из яблочных депутатов предлагал своего кандидата на пост омбудсмена, а шансы Рыбакова в округе 4 оцениваются не очень высоко.
Не способствовало успеху яблочного плана и понимание остальными парламентариями и Смольным стремления СПС и Яблока обеспечить избрание уполномоченным именно Романкова. Между тем, провал кандидатуры Краснянского может привести к осложнению отношений между Смольным и Мариинским дворцом, а многие депутаты не желают обижать губернатора. В итоге парламентарии привычно проголосовали ногами - после обеда в зал вернулись лишь 12 народных избранников и спикер Вадим Тюльпанов немедленно поспешил объявить поименную перекличку, после чего торжественно объявил заседание закрытым. Весьма характерно, что один из соискателей Краснянский даже не появился в зале, заранее, видимо, зная, что выборов не будет.
В итоге выборы состоятся уже после президентских выборов и доукомплектования Законодательного собрания 14 марта 2004 г.
Это усугубило политическую коллизию, сложившуюся в округе 4. Если раньше Романков обещал отказаться от участия в выборах депутата в случае попадания на пост омбудсмена, то теперь он занимает обратную позицию: синица в виде округа в руках лучше журавля в небе (то бишь должности уполномоченного).
Такая ситуация, в свою очередь, бьет по пакетному соглашению между правыми и яблочниками. В случае сохранения в округе сразу двух кандидатов от демократов шансы на победу любого из них резко сокращаются. Так что Яблоко и СПС рискуют перехитрить сами себя.
Печальнее другое как городские власти, так и депутаты Законодательного собрания в очередной раз поставили политические интриги выше интересов горожан, вновь оставив их без уполномоченного. Губернатор Матвиенко призывает избрать омбудсмена поскорее, ей вторит спикер Вадим Тюльпанов. Дело за малым: надо лично убедить депутатов в необходимости довести выборную процедуру до конца. Если, конечно, власти действительно заинтересованы в появлении в Санкт-Петербурге человека, который защищал бы права граждан.
Виктор Хейфец
Виктор Хейфец