ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 25 сентября 2012, 23:51

Комитет по культуре сорвался в мутную воду

"Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой", - гласит последний пункт распоряжения комитета по культуре от 30 августа, подписанного первым замом председателя Борисом Илларионовым. Сухие приложения к документу канцелярским языком ставят крест на недавнем ярком, но скоротечном периоде правления ведомством Дмитрием Месхиевым. Чиновники позаботились о том, чтобы скандалов с праздниками больше не было: отныне про конкурсы никто ничего не узнает. А сам Илларионов, контролирующий процесс "ухода в тень", в скором времени может уволиться по собственному желанию.

Помянут лихом

Покинувший два месяца назад комитет по культуре Дмитрий Месхиев городу запомнился скандалами. На площадке госзаказа вверенное ему ведомство проводило конкурсы на право проведения городских праздников. И получалось это весьма скверно: конкурсы постоянно отменялись, недовольные участники жаловались, что их незаконно лишили права осваивать городские средства.

Закончилось все печально. По подсчетам прокуратуры, праздник День Победы обошелся организаторам – компании "Крамер и Ко продакшн" - в 5,6 млн рублей. Город выделил на торжество 19,6 млн. Разница пропала. Подписал бухгалтерские документы, "закрывающие" праздник, тогдашний председатель комитета Дмитрий Месхиев. В связи с чем претензии у прокуратуры появились не только к "Крамер и Ко", но и к нему.

Все это правоохранители изложили в ответе на запрос депутата ЗакСа от фракции "Яблоко" Вячеслава Нотяга. А он, в свою очередь, написал запрос из-за того, что эксперты, озлобившиеся на "Крамер и Ко", попытались "на глаз" определить, сколько реально стоил праздник. И насчитали около 7 миллионов рублей. А смогли это сделать эксперты потому, что информация о празднике публиковалась на сайте госзаказа, где в открытом доступе находятся все документы: что подрядчик в рамках торжества обязался сделать, сколько на свою программу просил денег. То есть источником всех бед был этот самый злополучный госзаказ, делающий процедуру проведения мероприятия максимально прозрачной.

Кто вытащил праздники на свет Божий?

Госзаказ оказался то ли тяжелой ношей Дмитрия Месхиева, то ли его неудачной попыткой работать по-честному. На протяжении долгих лет, при прежней команде Смольного, деньги на праздники выделялись путем субсидирования. То есть на сайте комитета публиковалась информация о том, что начался прием заявок на проведение таких-то и таких-то мероприятий. Почти всегда право организации значимых торжеств получала компания Марины Фокиной "Международный центр фестивалей и праздников" (МЦФП). Чиновников постоянно критиковали за непрозрачность процедуры, с помощью которой определяли победителя на право проведения праздника, за то, что информация о распределении субсидий публиковалась задним числом, или настолько поздно, что собрать документы, необходимые для подачи заявки, было уже не успеть. Также недовольство участников вызывала практика комитета распределять субсидии "пакетами" - незадолго до окончания приема заявок сообщалось, что чиновники единовременно намерены "расписать" по подрядчикам чуть ли не все значимые праздники ближайшего полугодия. И в условиях позднего информирования потенциальных участников о готовящемся распределении субсидий, те просто не успевали собрать необходимую документацию для конкурсов. В конце концов компании, занимающиеся праздниками, окончательно отчаялись что-либо выиграть, и либо стали работать субподрядчиками МЦФП, либо вообще перестали подавать документы на участие.

Ситуация кардинально изменилась после смены администрации города. При новом главе комитета Дмитрии Месхиеве все деньги стали распределять путем конкурсов. А они, в отличие от субсидий, подпадают под действие 94-го федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Он обязывает распределять средства через площадку госзаказа.

Существует две версии, объясняющие отказ Месхиева от процедуры распределения денег субсидиями. Первая его красит. Поговаривают, что, когда новый глава комитета вступил в должность, он наотрез отказался подписывать какие-либо бухгалтерские документы, связанные с праздниками. Потому что понимал, что далеко не все в этих бумагах так прозрачно и честно, как того требует закон. Принципиальность Месхиева якобы даже стоила поста заместителю председателя комитета Марине Меркурьевой. Когда она поняла, что всю отчетность придется визировать ей, предпочла уволиться "от суда подальше". Как бы то ни было, в конце концов Месхиева ставить автографы на документах уговорили, но он якобы настоял на открытой процедуре распределения средств через госзаказ.

Вторая версия более прозаична. Дело в том, что для распределения средств путем субсидирования необходимо было принять соответствующее постановление, подписанное губернатором. А в начале года решения в Петербурге принимались с трудом – градоначальник подолгу ничего не подписывал. Якобы из-за Великого поста. Как следствие - постановление никак не выходило из под пера Георгия Полтавченко.

Что было дальше – всем известно. Обнадежившиеся компании-организаторы праздников принялись строчить заявки, по разным причинам от участия их отстраняли, деньги отдавали "Крамер и Ко продакшн", как "единственному поставщику" - фирме, которая в отличие от остальных смогла правильно оформить документы. А затем были скандалы, претензии к Месхиеву, его увольнение и последовавшая после этого проверка прокуратурой Дня Победы.

Охранная грамота за подписью и.о.

И вот 30 августа исполняющий обязанности главы комитета по культуре Борис Илларионов подписал долгожданное распоряжение, которое вернет процедуру распределения "праздничных" денег на старые рельсы (опубликовано оно было лишь на прошлой неделе). Накануне, 29 августа, тоже и.о., но уже губернатора Игорь Дивинский подписал необходимое постановление правительства, в котором черным по белому написано: "утвердить порядок предоставления в 2012 году субсидий на реализацию Закона Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге»". Здесь важно это заветное слово, произнесенное и закрепленное подписью главы города (в лице и.о.): "субсидии". После того, как оно прозвучало, госзаказ можно покидать.

Почему комитет в первой половине года распределял деньги через конкурсы, а во второй – субсидиями, в самом ведомстве узнать не удалось. До Бориса Илларионова ЗАКС.Ру пытался дозвониться несколько дней. Поначалу трубку или вообще не брали, или брали, очевидно, помощники зампреда. Они спрашивали, по какому вопросу беспокоят чиновника и либо обещали передать ему, кто звонил, либо советовали перезвонить попозже. Закончилось все тем, что во вторник утром сотрудники комитета позвонили в редакцию и предупредили: беспокоить Илларионова сегодня не нужно, лучше написать запрос. Что ЗАКС.Ру и сделал. Однако пока ответа не дождался (впрочем, редакция понимает, что сроки по закону еще не вышли, а у главы комитета, вероятно, есть и другие дела, кроме как разговаривать с ЗАКС.Ру).

Анонимно один из сотрудников комитета попытался объяснить редакции, что способ распределения средств – конкурсом или субсидией – прописан в бюджете города.

На самом деле это не совсем так. Но ответ нужно искать действительно в бюджете. Дело в том, что согласно коду целевой статьи расходов 4400072, которая и фигурировала на сайте госзаказа, деньги выделяются по статье "Расходы на реализацию Закона Санкт-Петербурга «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге»" (на год по ней заложено более 365 миллионов – самая большая статья расходов комитета). В ней нет ни слова "субсидии", ни слова "конкурсы". Но пока губернатор не утвердит постановление, что средства должны расходоваться путем субсидирования, комитет должен тратить их через конкурсы.

29 августа долгожданное событие свершилось: Дивинский подписал "порядок предоставления субсидий".

Хотя комитету давался месяц на утверждение собственного "порядка принятия решений о предоставлении субсидий", документ был готов уже на следующий день. И следовало из него вот что: организационный отдел комитета принимает заявки, передает их в отдел реализации проектов в сфере культуры. Тот их рассматривает, проверяет документы, сценарный план и направляет в отдел планирования и исполнения бюджета служебную записку: можно или нет давать заявителю субсидию. Этот отдел тоже проводит свою проверку и отправляет служебную записку первому заместителю главы комитета. Если первый заместитель ставит положительную резолюцию на служебной записке, заявителю дают деньги на проведение праздника.

Еще в этой цепи присутствует некая экспертная комиссия, которая и определяет, какая из заявок достойна стать лучшей.

Праздники на трех китах

В распоряжении важны три момента. Во-первых, то, что теперь про госзаказ можно забыть. Ни заявки, ни сценарный план, ни прочие документы отныне нигде публиковаться не должны. То есть историй, аналогичных запросу Нотяга, больше происходить не будет. Поскольку эксперты не узнают, что именно компания обещала провести согласно представленному техзаданию, они не смогут оценить расхождение между тем, что должно было быть и тем, что получилось.

Все, что останется в открытом доступе – это "извещение о проведении конкурсного отбора на предоставление субсидии". Например, последнее извещение появилось на сайте во вторник, 25 сентября. Окончание приема заявок – 9 октября. Чтобы получить необходимую для подачи заявки форму об отсутствии задолженностей, компании нужно затребовать ее в налоговой заранее - за две недели. Ровно через две недели после публикации данного извещения срок приема заявок оканчивается. Успеть подать документы фактически невозможно.

Во-вторых, экспертная комиссия. Кто в нее входит – неизвестно. В частности об этом ЗАКС.Ру хотел спросить Илларионова и об этом написал в своем запросе. Документов, подтверждающих факт существования некой экспертной комиссии на постоянной основе, редакции обнаружить не удалось. Депутат ЗакСа от фракции "Яблоко" Максим Резник, возглавляющий профильную комиссию по образованию, культуре и науке и делегированный петербургским парламентом в "экспертную комиссию по проведению конкурсного отбора на предоставление субсидий на проведение фестивалей и конкурсов в области культуры и искусства…", разъяснить ситуацию также не может.

Согласно распоряжению комитета от 30 августа, в течение трех дней после получения заявки она должна быть рассмотрена (ну, можно прибавить еще один день пути от одного отдела в другой). 24 сентября окончился срок приема заявок на проведение четырех праздников: День народного единства (распределяются 8 миллионов рублей), День матери (8 миллионов), День Героев Отечества (6 миллионов), День юриста (2 миллиона). Сколько и от кого подано заявок, нигде не написано, когда их будут рассматривать – тоже. Резника рассматривать заявки пока не звали.

Ну и наконец третий момент. В распоряжении комитета вообще не фигурирует председатель. В нем написано, что деньги выделяются "при наличии положительной резолюции первого заместителя председателя". То есть, "если что", прокуратура теперь будет знать, к кому предъявлять претензии. Вовсе не следующему Месхиеву, а условному Илларионову. И вот поэтому можно предположить, что действующий и.о. – человек опытный, бывший главный специалист отдела экономического развития комитета - скорее повторит судьбу Марины Меркурьевой, чем станет гарантом честности подрядчиков. Но это, конечно, после того, как комитет обретет долгожданного председателя

Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама