Депутаты лоббировали, лоббировали, да не вылоббировали
Парламентариям все же удалось договориться со Смольным в вопросах повышения земельного налога. Бунт депутатов, которые 10 октября на втором чтении соответствующего законопроекта неожиданно дали отпор администрации города, отменился. В третьем чтении депутаты и чиновники сошлись на компромиссе, и документ был утвержден. Некоторые депутаты называют финальную редакцию более взвешенной, другие видят в ней лоббизм со стороны правительства.
Миллион на "потолок"
Согласно принятому 14 ноября закону о земельном налоге, с 1 января 2013 года петербуржцы, владеющие в регионе участками, будут платить в ФНС в среднем в 8 раз больше, чем раньше. Столь резкий скачок объясняется переоценкой кадастровой стоимости земли. Последний раз такая оценка проводилась 10 лет назад, с тех пор рыночная цена земли значительно возросла, а налоги по-прежнему продолжали считаться с оглядкой на старые нормативы.
Об "обновлении" налога Смольный вспомнил не случайно. Бюджет на 2013 год верстался сложно из-за дефицита (25 млрд рублей) и спорных статей расходов вроде финансирования стадиона на Крестовском острове, газеты "Петербургский дневник" и Западного скоростного диаметра.
Однако закон о земельном налоге принимался не в спешке. Летом 2012 года документ поступил в ЗакС, в сентябре депутаты поддержали законопроект в первом чтении. А десятого октября они проголосовали во втором чтении за поправки, позволяющие малому и среднему бизнесу платить лишь 75% от налоговой ставки.
Кроме того, поправки предусматривали целый ряд льготных категорий, куда попали ветераны войны, многодетные семьи, инвалиды и прочие социально незащищенные граждане, для которых был определен "льготный" потолок в размере 1 млн рублей.
То есть, если стоимость земельного участка петербуржца была ниже миллиона, он полностью освобождался от налога, если больше – вынужден был оплатить оставшийся "хвост". В таком случае расчет должен был происходить по формуле A-B=C, где A – общая стоимость участка, B – льготный "потолок" в 1 млн рублей и C – стоимость участка, по которой в конечном счете рассчитывается налог. Итого, если участок земли по новой кадастровой оценке стоит 1 млн 200 тыс. рублей, то пенсионеру или инвалиду придется платить налог, как если бы этот участок стоил 200 тыс. рублей. Для всех остальных жителей города налог действительно увеличивался примерно в 8 раз (в зависимости от месторасположения). Но, учитывая, что до переоценки стоимости земли петербуржцы, по словам депутатов, платили копейки, то этот рост будет не смертельным – на 300 рублей в год, если земля находится на окраине и на 0,5-3 тыс. рублей – если в центре.
- Это скорее выражение своей позиции, чем попытка пополнить бюджет, - рассказывает руководитель центра экспертизы "Эком" Александр Карпов.
Депутат ЗакСа Константин Смирнов (фракция КПРФ), в свою очередь, уверен, что шумиха, развернувшаяся вокруг закона о земельном налоге - не более чем политические игры.
- Шекспировские страсти, развернувшиеся при первом и втором чтениях, крутились вокруг повышения платы за трехкомнатную квартиру максимум на 300 рублей в год и были абсолютным флером. В третьем же чтении депутаты не стали зарабатывать себе очки, а приняли взвешенное, выверенное решение, - считает Смирнов.
Промах же парламентариев, голосовавших за "социальные" поправки во втором чтении, заключался в том, что до принятия закона указанные льготники и так полностью освобождались от земельного налога. Теперь же некоторым из них пришлось бы платить, пусть и не в полной мере. Кроме того, в результате технической ошибки ряд категорий граждан "выпал" из списка льготников. Вот почему закону, который рассматривался на протяжении нескольких месяцев, понадобилась очередная, на этот раз финальная поправка.
300 рублей за политический флер
Автором единственной, прошедшей третье чтение поправки, стали комиссия по городскому хозяйству и бюджетно-финансовый комитет. С одной стороны, документ возвращал случайно "потерянных" в ходе второго чтения льготников и полностью освобождал их всех от налога, с другой стороны - отнимал льготу у малого и среднего бизнеса, которую предполагалось предоставить в ходе второго чтения.
- Предполагалось, что малый и средний бизнес будет платить 75% от тарифа, о чем мы говорили на втором чтении. Но потом мы пришли к выводу, что такая норма будет невозможна, поскольку в нашем законодательстве нет критериев, определяющих бизнес как "малый" или "средний". В противном случае каждый второй предприниматель мог бы требовать от нас налоговых льгот, - пояснил член БФК, депутат от ЛДПР Максим Яковлев.
Некоторые депутаты считают, что поправки во втором чтении, предоставляющие льготу малому и среднему бизнесу, появились благодаря сильному промышленному лобби в ЗакСе или правительстве.
- Суть поправки БФК и комиссии по городскому хозяйству (третье чтение – прим. ЗАКС.Ру) была в том, чтобы земельный налог взимался со всех в полной мере, с учетом рыночной стоимости земли. Отдельные лоббисты добивались того, чтобы некоторым отраслям и даже конкретным предприятиям предоставить льготный режим, - рассуждает депутат от КПРФ Константин Смирнов.
Повышение стоимости земли для промышленников Смирнов считает оправданным шагом, поскольку цена участков должна соответствовать собираемым налогам.
- Мы хотим гарантированно получать свой налог за землю, независимо от налога на прибыль, которая постоянно колеблется. Сейчас мы наблюдаем колоссальное падение - на 40% - поступлений по налогу на прибыль, - добавил депутат.
С этим принципиально не согласен эсер Анатолий Кривенченко, который выступает против любого повышения налогов для бизнеса, поскольку такие неосторожные меры могут задушить свободное предпринимательство.
- Мы привыкли пополнять бюджет, повышая налоговые ставки, но увеличение налогов не всегда означает увеличение бюджета, иногда бывает и наоборот. Во втором чтении даже некоторые единороссы голосовали против, понимая, что нельзя душить бизнес, - подчеркнул Кривенченко.
А вот депутат Вячеслав Нотяг (фракция "Яблоко") считает, что закон от начала до конца пролоббирован представителем губернатора в ЗакСе Михаилом Бродским.
- Если в ЗакСе появляется Бродский, это значит, что поступила команда сверху всем голосовать за. Двадцать депутатов ЕР, пять от ЛДПР и несколько отщепенцев обеспечивают прохождение закона в парламенте, - пояснил Нотяг.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.