ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 28 декабря 2012, 21:11

Демонические аллюзии путинского закона

Владимир Путин подписал "антимагнитский закон", в числе прочего запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Вероятно, единственным критерием выбора даты подписания – 28 декабря - стало желание завершить все формальности до конца года, чтобы с 2013-го закон уже мог вступить в силу. Однако произошло очень многозначительное совпадение. Дело в том, что именно 28 декабря как в Православной, так и в Католической церкви читались места из Евангелия, имеющие непосредственное отношение к теме детей.

Православие

В России много говорится о духовности, все большее значение приобретает Русская православная церковь. Первые лица государства в обязательном порядке присутствуют в храме во время церковных праздников, девушки из группы Pussy Riot получают тюремные сроки за "оскорбление чувств верующих", а законодательные инициативы православного депутата Виталия Милонова обретают поддержку даже на федеральном уровне. Однако имеет ли на самом деле современная российская государственность какое-то отношение к христианству и если да, то какое?

В литургическом календаре Русской православной церкви 28 декабря 2012 года (или 14 декабря по старому стилю) выпало на 29-ю неделю по Пятидесятнице. В этот день в православных храмах читалось Евангелие от Марка. В этом отрывке есть, в частности, следующие строчки: "И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня" (Мк. 9, 36-37).

Вышеприведенные слова - прямая речь Иисуса Христа. Учитывая контекст - перед этим ученики рассуждают о том, кто из них "больше", то есть более значим - считается, что речь в отрывке идет о том, чтобы умалиться и сделаться похожим на ребенка.

Однако буквальный смысл приведенной цитаты также всегда имел большое значение для христиан. В частности, именно эти слова на протяжении всей истории христианства были для верующих мотивацией, чтобы брать в свои семьи детей, оставшихся сиротами. Если же говорить о США, которых касается подписанный закон, то, по рассказам очевидцев, выставленные в американских церквях стенды с фотографиями нуждающихся в усыновлении детей зачастую сопровождаются именно приведенной цитатой из Евангелия.

Правда, большинство этих церквей принадлежат к протестантским деноминациям. А протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, за время обсуждения закона успел высказать оригинальную мысль: по его словам, усыновленные "инославными" дети лишаются спасения. Вероятно, по мысли православных законотворцев, оказаться в такой семье - намного хуже медленной смерти в детдоме.

Примечательна и первая часть евангельского чтения пятницы на 29-ой неделе по Пятидесятнице: она говорит о власти. В ответ на рассуждения учеников о том, кто из них "больше", Иисус дает им рекомендацию: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".  

Католичество

Совпадение литургического чтения Православной церкви с подписанием Путиным "антидетского" закона заставляет задуматься. Однако если посмотреть в этом контексте на календарь Католической церкви, можно по-настоящему испугаться.

Дело в том, что Римско-католическая церковь 28 декабря отмечает праздник святых невинных младенцев Вифлеемских, мучеников. Речь идет о детях, которые, как говорит Евангелие, были убиты царем Иродом в Вифлееме. Ирод узнал о рождении Царя Иудейского, то есть Иисуса, и, испугавшись за свою власть, решил убить новорожденного. Волхвы нашли Иисуса, но Ироду ничего не рассказали, и в гневе он приказал убить "всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже". Собственно, именно этот отрывок из Евангелия и читается в этот день в католических церквах по всему миру. День праздничный, так как младенцы считаются святыми, но ответственности с Ирода это никак не снимает.  

Иные конфессии

Обнаружив знаменательные совпадения, логично обратить внимание и на то, что читают и празднуют в церквах остальных конфессий. Вариантов немного. Евангелическо-лютеранская церковь, одна из наиболее многочисленных среди религиозных меньшинств России, живет по тому же календарю, что и Католическая. Она также недавно отметила Рождество и 28 декабря вспоминает убиенных Вифлеемских младенцев.

В православных церквах, подчиняющихся Константинопольскому патриархату, читают притчу о виноградарях. Эти церкви, в отличие от Русской православной, используют григорианский календарь ("новый стиль") и Рождество, как и католики, уже встретили, но литургические чтения там другие. В притче, читаемой 28 декабря, говорится о виноградарях, которых наняли на работу. Вместо того чтобы вовремя сдавать хозяину виноград, работники регулярно убивали присылаемых слуг и в конце концов убили хозяйского сына. Виноград они, очевидно, воровали (примерно как российский бюджет). В конце рассказа Иисус предрекает, что виноградари будут отстранены и преданы смерти, а их сменят другие. Притча была направлена в том числе против фарисеев, претендовавших на духовное лидерство. Под убитыми слугами обычно понимают ветхозаветных пророков и, в более широком смысле, мучеников, убитых за то, что говорили правду - в частности, обличали неправедную власть.

В Старообрядческой церкви фиксированные чтения на 28 декабря не определены. В этот день празднуется память нескольких святых, среди которых - священномученик Елевферий, живший во II веке. При императоре Адриане Елевферий за смелую проповедь был обезглавлен. Примечательно, что некто Корив, мучивший святого Елевферия, в процессе исполнения приговора сам уверовал во Христа и также был казнен.
 
Инициация

Неизвестно, какими все-таки соображениями руководствовался российский президент или составители его рабочего графика, назначая подписание закона именно на этот день. Католический церковный календарь они изучали вряд ли. Но не заметить, что вся эпопея с "законом Димы Яковлева" пришлась на околорождественский период, трудно. Борьба с детьми так или иначе ассоциируется с борьбой с Младенцем, что должно бы насторожить христиан.  

Даже в правительстве России нашлись отдельные противники скандального закона. Как известно, запрет на усыновление не поддержали глава МИД Сергей Лавров, министр финансов Антон Силуанов, министр по связи с Открытым правительством Михаил Абызов, министр образования Дмитрий Ливанов и вице-премьер Ольга Голодец. Озвученную ими критику санкционировал премьер Дмитрий Медведев. Все это послужило толчком к разговорам о расколе во власти.

Зато от рядовых единороссов требуется безусловная поддержка закона, а с сомневающимися проводятся беседы. Так, в Псковской областной думе устроили голосование в поддержку закона уже после принятия Госдумой в трех чтениях и одобрения Совета Федерации, то есть голосование псковских депутатов носило чисто ритуальный характер. Депутаты-единороссы сопротивлялись как могли - часть из них отказалась голосовать, но после перерыва они заявили, что у них сломались кнопки, и дрожащими голосами попросили о переголосовании, чтобы закон все-таки одобрить. С обрядовой точки зрения это что-то вроде инициации через убийство. Чтобы доказать верность, необходимо переступить через определенные моральные ограничения, причем заходить так далеко те, от кого этого требуют, явно не планировали. Для христиан это хорошая иллюстрация того, почему плохо идти на сделку даже с "маленьким", как казалось, злом.  

Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама