ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 13 сентября 2004, 12:22

Наталия Евдокимова: Юридическая подготовка прокуратуры просто поражает!

- Наталия Леонидовна, уже много и подробно говорилось о том, как будет изменяться система социального обеспечения в связи с принятием закона о монетизации льгот. Повторять это не имеет смысла, но хотелось бы внести ясность, когда и по какому графику эти намерения будут закреплены законодательно.
- Только вчера, 9 сентября, мы совместно с вице-губернатором Людмилой Андреевной Косткиной рассматривали два законопроекта, связанных не только с монетизацией льгот, но и с перераспределением полномочий.
Первый закон о системе социальной защиты детей в Санкт-Петербурге, фактически, закон о пособиях. Это связано с тем, что государство в лице Российской Федерации полностью отказалось от выплаты детских пособий, кроме пособий соцстраха. Честно говоря, было бы от чего отказываться семьдесят рублей в месяц! По этому направлению сейчас разработан законопроект, в который вчера и вносились последние правки. В этом законопроекте прописана сквозная выплата пособий на ребенка единовременное пособие при рождении, ежемесячные и ежегодные пособия. Это будут безналичные деньги, которые будут переводиться на пластиковую карту и которые могут быть реализованы только на покупку товаров детского ассортимента. Кроме того, для некоторых категорий детей, как это и было раньше, сохраняется бесплатное питание, и остается в прежнем виде бесплатный проезд школьников.
По второму из обсуждавшихся вчера законопроектов а мы пока к единому мнению не пришли. Сложность не в тех категориях граждан, которые передаются на бюджет города это работники тыла, ветераны труда и реабилитированные. Что касается работников тыла, то уже выработали норму компенсации, положенной им из бюджета города, то же самое сделано и по ветеранам труда. Еще проще с реабилитированными мы еще до монетизации приняли закон о помощи реабилитированным гражданам, которым уже взяли на свой бюджет заботу об этих гражданах. Для всех этих категорий мы уже прописали необходимые деньги в бюджете, кроме того, за ними остается право на половинную оплату жилья и коммунальных услуг.
Весь сыр-бор разгорелся из-за того, что у нас существует местный закон о дополнительных мерах защиты ветеранов войны. В частности, согласно этому закону, некоторым категориям, не прописанным в федеральном законе, например, ветеранам последнего призыва, положена половинная оплата жилья и коммунальных услуг. Тот же последний призыв сейчас взят на федеральный уровень, и не совсем понятно, что делать с местным законом. Можно отменить его, но я придерживаюсь другой точки зрения невозможно в год шестидесятилетия Победы вводить дополнительное социальное напряжение, лишая ветеранов этой льготы. Тем более, что это совсем небольшие деньги 30 млн рублей, тем более, что с 2006 года это все равно будет компенсироваться из федерального бюджета. Ну так давайте еще год поддержим ветеранов.
Но останутся еще некоторые проблемы и некоторые категории граждан, которые не попали ни туда, ни сюда. Например, зубопротезирование, которое вывалилось из федерального законодательства вообще. А у нас есть очереди на зубопротезирование на три года вперед. Это обязательно нужно прописать законодательно. Далее дети-сироты, которые должны получать особые пособия, иметь особые льготы. По детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, надо будет писать отдельный закон.
Ну и с лекарственным обеспечением ничего не понятно. С одной стороны, для федеральных льготников законодатели ввели социальный пакет, включающий в себя бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения. Что делать на нашем уровне? Если мы введем такой же социальный пакет, то нашим льготникам вообще ничего от выплат не останется!
К тому же на уровне субъектов оставлено лечение социально значимых болезней, а именно: диабет, туберкулез, онкология и так далее. Так это самые дорогостоящие заболевания! Как с этим быть? Тут больше вопросов, чем ответов, и тут тоже потребуется отдельный закон.
Так что сейчас два законопроекта практически готовы, и в скором времени их уже можно будет рассматривать на Правительстве, а затем и в Законодательном собрании. Но при этом есть еще множество мелких вопросов, которые надо будет прописывать отдельными законодательными актами.

- Получается, что сейчас есть два законопроекта плюс куча проблем. Учитывая длительность законодательного процесса, успеют ли парламентарии принять эти законы?
- Я думаю, к Новому Году успеем. Сейчас главное принять эти два закона, которые требуют большого бюджетного финансирования. С этим бы разобраться, чтобы эти деньги провести через бюджет уже сейчас, ведь разночтения там могут быть в сотни миллионов. Все остальное соответствующие строки в бюджете есть, надо определить механизм.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о выработанном совместно с администрацией протоколе финансирования целевых программ.
- Мы долго работали над этим вопросом, начали еще в прошлом году, и при этом страшно дрались между собой. Ведь поначалу существовали две абсолютно противоположные позиции: точка зрения Комитета финансов и трех из четырех депутатов Закса в рабочей группе помножить на ноль все целевые программы и оставить лишь финансирование по ведомствам. Вторая, противоположная точка зрения оставить все как есть, потому что программы это законы Санкт-Петербурга, и мы не вольны менять их бюджетом.
Эти вопросы и обсуждались на рабочей группе. Слава Богу, удалось отстоять большую часть программ. И почти все депутаты Законодательного собрания пришли к выводу, что программы нужно сохранить. Может быть, стоит оптимизировать затраты на них, но именно оптимизировать, а не уменьшить. К примеру, общая точка зрения, что расходы на программу Молодежи доступное жилье нужно увеличивать, иначе получается чистая профанация.
Теперь, в связи с новым постановлением Конституционного суда, принятым в апреле этого года, утверждено, что законом о бюджете невозможно не только отменять финансирование того или иного закона, но и приостанавливать действие этого закона или уменьшать его финансирование. Поэтому сейчас даже уменьшение финансирования программ проблематично.
Правда, законом об изменениях в бюджет на вторую половину этого года все-таки привели выплаты по рождению ребенка в зависимость от подушевого дохода семьи, что противоречит постановлению Конституционного суда. На мой запрос же городская прокуратура ответила, что в решении Конституционного суда компенсационные выплаты в городе Санкт-Петербурге не прописаны! Юридическая подготовка прокуратуры просто поражает! При этом в законе о пособиях единовременные выплаты опять будут предусмотрены для всех, то есть чего было бороться за эти полгода?!
Вот пример практики выполнения целевых программ. Но в этом вопросе я буду стоять до конца: хотите что-то менять принимайте закон о внесении изменений и дополнений в саму целевую программу. А в бюджете этого сделать невозможно!

- Но в определении Конституционного суда говорится о федеральном бюджете
- Правильно, но есть аналогия права и есть единый бюджетный процесс. Если у кого-то нет этого понимания, то пусть решение подтвердит Уставный суд. Хотя представители администрации уже согласились с этим постановлением. Так что нечего здесь бодаться, все равно Уставный суд подтвердит это решение.

- Но эти юридические проволочки могут затянуться надолго, а бюджет-то уже принимается. Есть ли какие-то гарантии, что этот протокол будет исполняться?
- Гарантий, к сожалению, нет. Единственная гарантия здравый смысл. Все-таки сами депутаты принимали этот закон, и, хотя не всегда можно поручиться за наш здравый смысл, но все-таки удалось же убедить депутатов поддержать целевые программы. А если что-то не удастся доказать, значит я чего-то не дорабатываю, сама виновата в этом.

- Помимо уже сказанного, есть ли у Вас еще вопросы к проекту бюджета?
- Вопросов по социальной политике пока у меня нет, потому что конечная стоимость упомянутых законов еще не известна. Но у меня есть пожелание к финансовым органам исполнительной власти не ухудшать положение ветеранов в год шестидесятилетия победы. Это пойдет вразрез с федеральной политикой, политикой города, и даже будет нарушением Конституции. Ведь это нарушение Конституции, если мы ухудшаем положение граждан, отменяя льготы и не заменяя их на компенсации.

- И последний вопрос: можно узнать Ваше отношение к широко обсуждающейся идее перехода на выборы только по партийным спискам?
- Категорически отрицательное! Не случайно я задала именно этот вопрос Сергею Михайловичу Миронову, и он разделяет мое отношение к этому предмету. В странах развитой демократии все понятно там нет такого патерналистского государства, как в нашей стране, там политика правящей партии не так тесно связана с жизнью людей, система социальной защиты там строится совершенно по другим принципам. А у нас, в условиях становления законодательства, в условиях многочисленных реформ оставлять гражданина без посредника между ним и властью нельзя. Человек, выбранный по партийному списку, будет говорить о политике партии. В политику пойдут партийные функционеры, и дойдут ли до них конкретные граждане со своими чаяниями? Сильно в этом сомневаюсь.
Во-вторых, при выборах по партийным спискам решающее значение приобретают партийные лозунги как у коммунистов, как у элдэпээровцев, а по округам проходят личности. И очень важно, будет парламент состоять из партийных функционеров, которые, будучи людьми неглупыми, все же не привыкли работать на уровне конкретных людей, или парламент будет состоять из личностей, которые способны продвигать законодательство в нужном направлении. Лично я вряд ли попаду в Законодательное собрание по партийным спискам.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Упоминаемые персоны




Новости10 октября
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама