Проект бюджета Петербурга на 2005 год, представленный правительством Петербурга Законодательному собранию, представляет собой неясную субстанцию во всех сферах, кроме основных параметров. Прежде всего, непонятно, почему параметры бюджета оказались значительно меньше тех, которые прогнозировались два года назад, а также почему резко возрос дефицит бюджета и в какой степени новый проект соответствует поставленной Президентом задаче двукратного удвоения внутреннего регионального продукта.
В проекте на 2005 год дефицит бюджета составит 8,7 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше дефицита бюджета 2004 года. По словам главы комитета по финансам Александра Никонова, существенное увеличение дефицита бюджета не связано с увеличением городского долга. Он также назвал среди причин увеличения дефицита бюджета уточненный прогноз социально-экономического развития Петербурга на 2005 год и изменения в федеральном законодательстве.
Согласно проекту, доходы бюджета составят 112,2 млрд. рублей и возрастут по сравнению с 2004 годом на 29%. Этот прогноз основан на ожидании увеличения налоговой отдачи по основным источникам доходов бюджета. Чиновники Смольного ждут также, что новации в управлении госсобственностью дадут в следующем году рост неналоговых доходов на 30% к уровню бюджета текущего года.
При этом непонятно, как в управлении Министерства по налогам и сборам по Петербургу насчитали налоговых доходов на 2,8 млрд. рублей меньше, чем в проекте бюджета. И это несмотря на то, что налоговики располагают резервом для взыскания долгов по налогам и усиленного контроля над собираемостью налогов.
Общая сумма расходов в проекте бюджета возросла на 29 млрд. рублей и составила 120,8 млрд. рублей. Особенностями бюджета 2005 года станут увеличение расходов на капитальное строительство и ремонт, обеспечение дополнительной поддержки льготных категорий граждан в связи с изменением федерального законодательства, а также на повышение оплаты труда в бюджетной сфере. Часть средств будет выделена на празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Проблемами при расчете бюджета были, как легко предположить, закон о монетизации льгот и перевод выплаты детских пособий на региональный уровень. Интересно, что прогнозы по затратам на монетизацию льгот изначально варьировались от 4,5 до 6 млрд. рублей по оценкам различных профильных комитетов Смольного и БФК.
Соответственно, поскольку никто не мог заранее понять, как изменятся параметры бюджета, никто не мог и придумать, что это будет за бюджет. В начале сентября глава БФК Владимир Барканов назвал его "капитальным бюджетом", Смольный при представлении обозначил как "социальный бюджет", а в результате большинство специалистов сошлись на названии "бюджет развития".
В принципе, бюджет Петербурга на 2005 года должен порадовать отсутствием в нем депутатских поправок и увеличением расходов на образование. Больше всего увеличат расходы на здравоохранение и физкультуру (на 10,7 млрд. руб.). Вадим Войтановский назвал этот приоритет очень правильным и вообще подчеркивает, что бюджет на 2005 год придуман удачно. Он считает, что "социальную помощь, конечно, нужно увеличивать, но средств слишком мало, поэтому правильна тенденция увеличения средств на развитие города, например, на создание новых пятен под застройку".
Валентина Матвиенко тоже хвалит бюджет: по сравнению с прошлым годом он вырос как ни один другой бюджет субъекта федерации на 30 млрд. рублей (на 36%). Губернатор считает, что правительство города берет на себя крайне тяжелые обязательства, но считает их реалистичными и взвешенными. Она полагает, что новый бюджет позволит городу приступить к решению (а в ряде случаев и решить) самые наболевшие проблемы. Например, глава исполнительной власти снова вспомнила о бюджетниках и пообещала, что к концу года в Петербурге не останется ни одного работника бюджетной сферы, чья зарплата не превышает прожиточный минимум. В бюджете на эти цели выделяются 28% в общей сумме расходов. Впрочем, бюджетники наверняка не поверят Валентине Матвиенко, потому что им всегда что-то обещают, но почти никогда не дают.
Увеличение расходов на развитие города должно привести к ускорению расселения ветхих и аварийных домов, ремонту и развитию инженерной инфраструктуры и интенсивному дорожному строительству. При всем том, что эти сфер важны для города, председатель комиссии по социальным вопросам петербургского парламента Наталия Евдокимова готова использовать все возможные резервы для укрепления социальной защиты. Она пообещала внести ряд законопроектов для увеличения социальных гарантий петербуржцев.
Вообще, надо сказать, что бюджет был крайне противоречиво оценен депутатами. Например, Геннадий Озеров считает бюджет сбалансированным и рад его социальной направленности, но при этом считает, что при таком уровне доходов это документ не позволит городу развиваться дальше. Депутат же Сергей Анденко считает бюджет хорошим, и, несмотря на разные мелкие вопросы к нему, - действительно "бюджетом развития". Вице-губернаторы Петербурга Сергей Тарасов и Михаил Осеевский спорят с Евдокимовой и называют бюджет ярко социально направленным.
Непонятный бюджет. Одновременно социальный, капитальный и развивающий, что в принципе плохо совмещается, одновременно защищает интересы бюджетников, дорожников и чиновников, одновременно нравится многим непохожим депутатам. Наиболее интересно, что разошлись позиции двух крупных специалистов в бюджетном процессе: бывшего и нынешнего глав бюджетно-финансовой комиссии ЗакС Сергей Никешина и Владимира Барканова. Бюджет не нравится Никешину, но заслужил похвалу Барканова. Даже с учетом разных позиций по бюджетированию, было бы логично предположить, что главе комиссии, курирующей бюджет в законодательной ветви власти, не могут полностью нравиться все задумки власти исполнительной. Владимир Барканов никогда не был известен как ярый противник Смольного, но и в ярых сторонниках никогда не был замечен. Впрочем, в ситуации, когда глава КСП Дмитрий Буренин покинул свой пост и ушел на повышение, а тендер на замещение его должности пока туманен, внезапная лояльность главы БФК может быть первым шагом в схеме - проведенный бюджет-новое кресло. Впрочем, нельзя ничего утверждать. Тут, как в и бюджете, пока мало что понятно.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1