ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 14 октября 2004, 13:55

Закон расширения-сокращения Грызлова-Рогозина

Вслед за чередой региональных выборов в разных концах России состоялась пресс-конференция депутата Госдумы по списку Родины Юрия Савельева. События эти, формально никак не связанные, тем не менее, имеют кое-что общее. Итак, обратимся сначала к заявлению депутата. Савельев провозгласил скорое создание фракции Родины в петербургском Законодательном собрании в составе не менее 7 человек (а то и 10 парламентариев) и 2-3 партий народно-патриотического толка.

Разговоров о создании объединения родинцев петербургские жители уже успели наслушаться немало. Скорое появление парламентской ячейки глазьевско-рогозинского блока обещали уже после декабрьских выборов 2003 года. Но сначала поссорились лидеры коалиции, а затем выяснилось, что для регистрации фракции не находится нужного числа депутатов. Теперь, рискнем предположить, возможность формирования Родины в петербургском Законодательном собрании стала более реальной. И для этого стоит обратиться к ряду событий в российских регионах и в Государственной Думе.

Итак, по порядку. С момента прохождения в Думу родинцы вполне успешно стали вписываться в региональную жизнь. Их кандидат Шпак разгромил на губернаторских выборах в Рязанской области выдвиженца Единой России. Фракция медведей в Самарской областной думе в полном составе переименовалась в Родину. Успели войти (теперь уже в рогозинскую) партию столь разные фигуры, как экс-мэр Грозного Беслан Гантамиров и экс-глава думской фракции Наш Дом Россия Сергей Беляев. Впрочем, их объединяет одно они никогда не теряли хороших отношений с Кремлем и с Единой Россией.

В думскую фракцию Родины перебрался Игорь Морозов, депутат, избранный по списку Единой России.

Наконец, выборы в Тульской, Иркутской и Сахалинской областях и в Республике Марий-Эл показали не успех Единой России (о котором напрасно трубят центральные телеканалы), наоборот, медведи сдали свои позиции по сравнению с думскими выборами. Партия власти стала только второй на выборах в Сахалинскую областную Думу, проиграв блоку Родины, аграриев, Народной воли и Евразийской партии. В трех остальных регионах единороссы формально выиграли, но результаты у них ниже на выборах в Госдуму: в Иркутской области они потеряли 2,6% голосов, в Марий Эл - 2%, в Тульской области - 8% голосов. Рогозинцы же голосов прибавили, а в Тульской области вышли на второе место с 13% (а если учитывать отдельный блок глазьевцев, то Родина и вовсе в полтора раза превысила свой думский результат).

Представляется, что сему феномену есть два объяснения.
Первое успешная работа Родины в регионах позволяет ей наращивать влияние. Отчасти это верно, тем более что рогозинцы явно залезли на электоральное поле ЛДПР и крупными кусками отщипывают электорат, проголосовавший за партию Жириновского на думских выборах. Но такое объяснение правильно лишь частично. Хотя Родина и пытается активно аккумулировать протестные настроения, у партии власти давно накоплен опыт пресекания невыгодных акций в зародыше. Рогозину же чтобы он не говорил об административном ресурсе - Кремль не особенно мешает.

И это приводит ко второму возможному объяснению: Родине позволяют покусывать единороссов, чтобы те не слишком расслаблялись в аппаратных дрязгах и почивании на лаврах.

Естественно, появилась некая мода на Родину в провинциях. Она, в частности, привлекает функционеров, не нашедших места в жесткой партийной иерархии Единой России. Но функционеры давно научились улавливать веяния наверху и на открытый демарш в свете происходящего усиления центральной власти не пойдут.

Но недовольство в рядах Единой России есть, и его наличие не может не настораживать кремлевских политтехнологов. Победив как партия президента Путина, медведи успели проголосовать за отмену льгот, негативно воспринятую населением. Довольно много единороссов чувствуют, что их предвыборные ожидания оказались обманутыми и крайне недовольны своим сегодняшним положением. Правда, публично об этом никто из них до сих пор не заявлял. А вот избиратели, не связанные партийной дисциплиной, могут и показать власти фигу в кармане. Пустить протестные настроения на самотек означает неизбежно усилить влияние левой и (но в меньшей степени) правой оппозиции. Кстати, региональные выборы показали некоторое усиление и КПРФ и СПС, хотя пока рано говорить об общероссийской тенденции. Родина же, выступающая против Единой России, но в поддержку президента, оказывается весьма удобной партией для аккумулирования недовольных происходящим избирателей.

Потому, учитывая изначальную связь рогозинцев с Кремлем, можно предположить: процесс перетекания единороссов в Родину является скоординированной акцией, направленной на придание последней партии статуса официального и системного спарринг-партнера власти. Для этого очень удобно расширение партийных рядов оппозиции за счет лиц, замеченных в связи с Единой Россией. А на региональных выборах Родине даже не надо помогать, достаточно просто не мешать и не бросать все президентские ресурсы на поддержку медведей. За рогозинцев все сделают протестные настроения.

Возвращаясь к петербургскому Законодательному собранию, посмотрим, кто же может войти в состав Родины. Конечно, прежде всего на ум приходит Народно-Патриотическая фракция, многие участники которой весьма активно критикуют действия местной и федеральной власти, но только пока речь не доходит до голосования. Под вопросом остается лишь возможное вступление во фракцию Станислава Житкова.

Практически состоявшийся распад фракции ЛДПР также может пополнить Родину новыми участниками. И Алексей Тимофеев, и Вадим Войтановский, и Вадим Белозерских в свое время продемонстрировали идеологическую всеядность и пытались связаться с политиками как правого, так и левого спектра. Вступление в пророгозинскую структуру ничем не испортит их имиджа. Наконец, и это самое интересное, Родине могут помочь усилиться и единороссы. Не секрет, что в свое время в Единую Россию чуть ли не насильно затащили Игоря Высоцкого и Игоря Риммера, которые гораздо ближе к лево-националистическому флангу, чем остальная часть медведей. Да и Владимир Еременко смотрится в Единой России как-то странно. Так что все трое могут стать кандидатами на вступление в будущее левое объединение.

Вопрос в ином означает ли расширение Родины сокращение влияния Единой России. Безусловно, нет. Речь идет лишь о распределении голосов электората, который в разной ситуации может проголосовать за партию власти или за оппозицию, лишь о том, чтобы не допустить неконтролируемого полевения электората. А ближе к следующим думским или президентским выборам Кремль проведет очередную реконфигурацию партийного спектра. Такой вот закон расширения-сокращения влияния. Борис Грызлов и Дмитрий Рогозин могут смело его патентовать.

Борис ВОРОНИН

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама