ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 февраля 2005, 14:26

Демократическое дежа вю

Во время своего визита в Санкт-Петербург член Комитета-2008 Гарри Каспаров объявил об основании новой оппозиционной партии. Выбор места для формирования этой политической силы вряд ли случаен. Размах антиправительственных выступлений в Северной столице и пестрый состав их участников дали основания некоторым экспертам говорить о возможности создания право-левой оппозиционной партии именно на берегах Невы. Сам Гарри Кимович подтвердил наличие практических трудностей в Москве, вызванных близостью власти. Петербург же, уже ставший одним из крупнейших центров социального и политического протеста, годится на роль стартовой площадки для развития новой политической силы (с последующим перенесением проекта в другие регионы). Демократы торжественно объявляют, что вот теперь-то они договорились. Но внутреннее чувство не позволяет избавиться от ощущения дежа вю.

Политический проект Каспарова и его единомышленников вряд ли будет сформирован на базе блока СПС+Яблоко. Это вызвано как сохраняющимися серьезными разногласиями между этими двумя крупнейшими либеральными партиями, так и разным видением стратегии развития оппозиции. Каспаров и его соратник, депутат Госдумы Владимир Рыжков полагают необходимым привлечь в новую партию как можно больше новых лиц. Это необязательно означает формирование оппозиционной структуры из лиц, не состоящих в СПС и Яблоке, но требует задействовать тех партийных активистов, кто не ассоциируется в общественном мнении с поражениями либералов.

В этом плане является показательным тот факт, что в ходе визита в Петербург несколько месяцев назад независимые депутаты Госдумы Владимир Рыжков и Михаил Задорнов встречались преимущественно с представителями органов муниципального самоуправления. Муниципалы, состоящие в рядах СПС, Яблока, Нашего выбора, могут составить костяк новой оппозиционной партии.

Кроме того, Каспаров ясно дал понять, что в случае создания новой структуры на базе "Комитета 2008", такая партия должна будет учитывать "требования улицы и работать с ней". Это придает дополнительную значимость Петербургу как городу, где произошло фактическое слияние значительной части оппозиции в рамках Петербургского гражданского сопротивления. Вряд ли произойдет объединение с левыми активистами в рамках единой структуры, в том числе и потому, что КПРФ не станет отказываться от своего независимого организационного статуса.

В то же время Каспаров и Рыжков дают понять необходимость выйти за рамки традиционных требований либералов, поскольку это единственная возможность претендовать на собирание воедино протестного электората. В случае успешной реализации плана организаторов новой партии можно предположить ее активное участие в акциях политического и социального протеста в различных российских регионах.

Войдут ли в эту партию СПС и Яблоко или хотя бы большинство их активистов? На данный момент подобный шаг представляется весьма маловероятным. Заявляя о необходимости вести переговоры, лидеры СПС уже дали понять, что сожалеют о нежелании Каспарова и Рыжкова договариваться. В переводе на русский язык это надо, видимо, понимать так: опять не получилось создать общую структуру. Яблоко сожалений не выражает, но всячески дает понять: никакой новой партии зарегистрировать не удастся, надо действовать на базе их организации.

Попробуем представить себе, что заклятые друзья СПС и Яблоко все-таки достигнут соглашения. Обе партии, а вдобавок члены Комитета-2008 и руководитель Нашего выбора Ирина Хакамада чуть ли не хором утверждают: договоренность близка как никогда. Но уже сейчас ясно: переговорщики готовы признать исключительно невозможность выживания поодиночке, конкретный же механизм создания единой партии или общего списка они видят по-разному.

Секретарь Федерального политсовета СПС по идеологии Леонид Гозман недвусмысленно заявил: новую партию не создать, речь идет только о списке; но спасибо Григорию Явлинскому за поддержку идеологии СПС. Явлинский, впрочем, откликнулся пресс-релизом, в очередной раз перечислившим ошибки правых на протяжении 1990-х гг. То есть мы вновь видим картину, не менявшуюся на протяжении всего 2004 года: все понимают, что менять что-то надо (и многое), но не в состоянии предпринять ни одного шага в этом направлении. Именно это, судя по всему, осознали Рыжков и Каспаров, решившие форсировать процесс создания новой оппозиции.

По-прежнему Яблоко настаивает на социальном либерализме и указывает на свою численность в 70 тыс. человек как основу для объединения. От внимания явлинцев ускользнул пренеприятнейший факт: практически на всех региональных выборах в 2004 году Яблоко успешно проиграло, а большинство местных парторганизаций существуют лишь номинально и не подают признаков жизни. Не приходится в этих условиях сомневаться: конкуренты Яблока не пойдут на требуемое фруктами предоставление половины мест в руководстве. А значит, Яблоко пойдет на выборы самостоятельно.

СПС тоже близок к этому. Правые преисполнены гордости за свои победы в регионах, многие из которых достигнуты под старым брэндом. Ряд руководителей партии всерьез считает, что возрождение СПС началось, что позволит обойтись без союзников. Кроме того, сильное прочубайсовское крыло внутри правой партии вряд ли согласится пожертвовать своим неформальным лидером (даже если на такой шаг будет согласен сам глава РАО ЕЭС России). Иными словами, для СПС наилучший вариант - это выдвижение единого демократического списка на грядущих выборах или самостоятельный поход в Думу. Между тем, полученных результатов может не хватить для преодоления 7-процентного барьера.

Вернемся к Рыжкову и Каспарову. Не подпадая под влияние магических формул о 30% демократических избирателей, отметим создание новой оппозиционной партии их шанс на возвращение в активную политику, поскольку в рядах старых демократов им явно будет тесно. В этом плане путь соратников по Комитету-2008 вынужденно ограничен: если СПС и Яблоко идут на выборы порознь, то Рыжкову и Каспарову просто необходимо создавать третью партию и, ведя жесткую кампанию, пытаться отобрать голоса и у них, и у части левых.

Не исключено, что к этой партии примкнут политические карлики вроде Развития предпринимательства, СЛОНа и Демократической партии. Весьма примечательно, что они уже подписали протокол о грядущем слиянии в единую структуру. Не менее интересно то, что подпись под документом поставила заместительница Ирины Хакамады Наталья Бородина. Руководство Нашего выбора находится в тяжелом положении партия рискует не набрать требуемой законом численности в 50 тысяч человек, а возвращаться в СПС и Яблоко (оттуда происходит большинство нашвыборовцев) как-то неудобно. Союз с новой оппозицией оказывается чуть ли не единственно возможным шансом на возвращение в активную политику.

Ну и, наконец, не исключено появление четвертой правой партии кремлевской. Среди ее потенциальных лидеров раз за разом называют думских депутатов Владислава Резника, Владимира Плигина, Павла Крашенинникова, а также членов кабинета министров Александра Жукова и Алексея Кудрина. Смысл этого проекта вполне понятен: после провала СПС и "Яблока" на парламентских выборах 2003 года на политическом поле не осталось партий, выражающих интересы правого электората. Хотя СПС показал себя довольно неплохо в ходе региональных выборов прошлого года, в целом эта партия утеряла значительную часть своего прежнего влияния. Ситуация усугубляется еще и отсутствием у СПС лидера после отставки Чубайса, Немцова, Хакамады и Гайдара.

Между тем, для всех очевидно, что потеря доверия к правым партиям отнюдь не означает отсутствия правого электората. Дабы он не был подхвачен протестными настроениями, Кремль хотел бы использовать имеющийся потенциал СПС или, точнее, его избирателей. Другое дело, что непонятно, как это возможно в условиях выстроенной вертикали власти, в которой роль либералов сведена к минимуму. Превращение правых сил внутри "Единой России" в некую более или менее самостоятельную структуру в этой ситуации ничего не изменит. В лучшем случае новое образование займется курированием правого фланга и объяснением избирателям, что Единая Россия и есть настоящая реинкарнация либерализма. Если же для виду будет отпочкована небольшая прокремлевская партия (вроде Новых правых), то перспектив на выборах у нее просто нет.

Естественно, оппозиция будет стараться играть на всех просчетах Кремля. Ручные партии в принципе неспособны представлять реальные интересы ни правого, ни левого секторов российского общества. Следовательно, разочарованному электорату останется только не пойти на выборы, либо поддержать разнокалиберную оппозицию. Осталась малость объединить несколько колонн правых и либеральных оппонентов власти. Как у демократов это получается, мы уже видели.

Борис ВОРОНИН

Борис Воронин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама