ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 августа 2017, 17:39

За петербургскую "наружку" вступились в Москве. Хроника пикирующего рынка

ФАС нашла нарушения в конкурсе на установку более 9 тысяч рекламных конструкций в Петербурге. Комитет по печати, по мнению антимонопольщиков, неадекватно оценивает заявки претендентов и неверно составляет конкурсную документацию. Теперь, если следовать логике УФАС, условия конкурса придется изменять и продлевать срок рассмотрения заявок. В самом комитете пока молчат. ЗАКС.Ру разобрался в том, что творится на этом рынке и почему уже который год комитет по печати вызывает столько нареканий у рекламщиков.

Комитет-нарушитель

В УФАС обратили внимание на то, что заявки участников в комитете собирались оценивать по пяти критериям – в том числе, по предложенной цене. Причем чем она выше, тем больший балл должен получить участник. Однако "повышение начальной цены контракта более чем в 1,9 раз никак не сказывается на присваиваемых заявке баллах", обратили внимание антимонопольщики. Дело в том, что заявитель не может получить более 25 баллов, вне зависимости от того, какую цену он предложит. Как будто в комитете по печати не очень заинтересованы в том, чтобы бюджет получил от "рекламщиков" больше денег.

Размещение социальной рекламы за счет бизнеса тоже, кажется, в задачи чиновников не входит. Так, в заявке можно указать заявке объем социальной рекламы, который участник готов размещать в течение года бесплатно. Однако этот показатель не должен превышать 5% годового объема распространяемой участником рекламы.

"Установление максимальных предельных значений по этим критериям лишает участников стимула конкурировать на торгах и предлагать более выгодные условия исполнения контракта, так как они не будут оценены организатором торгов должным образом. Такой порядок оценки заявок не позволяет выбрать наилучшее предложение", – пояснил замглавы ФАС Рачик Петросян. Прочие критерии, отмечают в антимонопольной службе, содержат "неопределенные формулировки и неадминистрируемые требования к составу заявок".

В ФАС считают, что все это может помешать участникам подготовить заявки, которые бы максимально соответствовали требованиям организатора торгов. В связи с этим антимонопольщики признали комитет по печати и взаимодействию со СМИ нарушителем закона о защите конкуренции и предписали внести изменения в конкурсную документацию и продлить срок рассмотрения заявок. Который, кстати, истекал 3 августа – получается, что ФАС успел заметить нарушения в последний момент. Теперь срок должен быть продлен так, чтобы он составлял не менее 30 календарных дней с момента уже нового опубликования. И состояться это "новое опубликование" должно до 11 августа. В комитете от комментариев отказались, ЗАКС.Ру направил чиновникам официальный запрос.

Как все начиналось

2 июня 2017 года должно было произойти то, чего городская отрасль ждала уже много лет — торги на размещение рекламных конструкций. Смольный выставил 23 лота на сумму 984 миллиона рублей. Всего через неделю после публикации схемы размещения рекламных конструкций, которую операторы  также ждали с 2014 года. Так что подробно ее изучить никто не успел. Мероприятие пришлось отложить — операторы "наружки" начали жаловаться на недобросовестную конкуренцию.

Через месяц состоялось заседание УФАС Петербурга, на котором ведомство признало жалобы обоснованными и предписало комитету по печати внести изменения в конкурсную документацию. 13 июля служба изучила еще несколько заявлений и выдала комитету еще несколько предписаний. В Смольном исправлять документацию не спешили, сказали, что дождутся рассмотрения всех жалоб. При том, что новые торги уже были назначены на 17 июля. Они и прошли. Без изменений в бумагах. Тогда за дело и взялась центральная ФАС.

Что не устраивает?

Есть несколько моментов, с которыми не согласны некоторые участники торгов. Речь идет не о тех компаниях, которые давно работают на петербургском рынке. Напротив, конкуренты подозревают, что в их интересах и упрямятся городские чиновники.

Во-первых, фундаменты рекламных конструкций. Чтобы набрать максимальное количество баллов, надо сдать их проекты. Но сколько их и как это оценивается конкурсной комиссией, остается тайной. И участники торгов видят в этом коррупционную составляющую. Во-вторых, даются привилегии местным компаниям. Для победы в конкурсе рекламщики должны иметь в Петербурге штат сотрудников. К примеру, в Москве таких условий нет. И петербургские компании успешно там работают. В-третьих, один из критериев победы — предоставление конструкций для бесплатной социальной рекламы. Бизнесмены считают это двойной платой за использование площадей.

Есть и еще ряд претензий. В документации есть параметры, которые не учитываются в формуле. К примеру, весовой коэффициент. Насколько он повлияет на результат, участники конкурса понять не могут. Информация о торгах не размещена на сайте госзакупок, что уже является нарушением. Комитет демонтировал рекламоносители одних компаний, но конструкции других до сих пор находятся в продаже на август. Что, по мнению бизнесменов, создает конкурентные преимущества.

Некоторые игроки рынка получили возможность загодя подготовить всю необходимую документацию, а их конкурентам дали на это лишь месяц. Участники одного из недавних заседаний ФАС утверждают, что у представителей "Постер" и Russ Outdoor были ответы на все претензии еще до начала заседания. Хотя эта информация не была открытой. В компании Russ Outdoor не смогли оперативно предоставить комментарий по этому поводу, ЗАКС.Ру направил в компанию официальный запрос.

Скандальная "наружка"

Рынок наружной рекламы для администрации Полтавченко — неиссякаемый источник скандалов. Громкие конфликты в отрасли как раз начались с приходом нынешнего губернатора 6 лет назад. И попытками его подчиненных навести якобы порядок на рекламном рынке. О его реформе было объявлено в конце 2011 года. Тогда чиновники готовили проект вместе с экспертной группой при Общественном совете по развитию малого предпринимательства.

В группу входили представители компаний, несколько бывших главных архитекторов города, ректоры петербургских ВУЗов. Был создан проект постановления, который и передали в Смольный. Однако документ №1002 "О порядке согласования наружной рекламы в Санкт-Петербурге" был принят в совсем иной редакции. Согласование рекламных конструкций перешло к учреждению, созданному в структуре комитета по печати.

Нынешний председатель комитета Сергей Серезлеев, тогда замглавы ведомства, спустя три месяца после вступления постановления в силу с гордостью сообщал, что удалось обработать 500 заявлений. Рекламщики с грустью сообщали, что 7 тысяч заявок получили обратно.

Но некоторые животные равнее

Одна из заповедей в "Скотном дворе" Джорджа Оруэлла – "Все животные равны, но некоторые животные равнее других". Трудно судить о религиозности нынешних хозяев Смольного, но именно эту заповедь они соблюдают наиболее ревностно. В сентябре 2012-го власти объявили о решении освободить центр города от крупных форматов наружной рекламы. О том, что они будут выведены в отдаленные районы, глава комитета по печати Александр Лобков сообщил телеканалу "Санкт-Петербург".

Через три недели на Лиговском, прямо у площади Восстания, появились огромные баннеры с рекламой газеты "Петербургский дневник" и... телеканала "Санкт-Петербург". При этом, как оказалось, ни комитет по печати, ни учредитель и издатель "Дневника" "Петроцентр" не объявляли конкурсы на наружное продвижение. Кроме всего прочего, размещение плакатов нарушало нормы закона о зонах охраны.

А весной 2013-го чиновники пошли еще дальше и разрешили установку видеоэкранов агентства "Третий глаз". В центре, на Лиговском и Московском, Литейном и Каменноостровском проспектах. Тут взвыл даже КГИОП. Представители комитета по охране памятников заявили, что не согласовывали размещение панелей. А по двум из них даже заявок не поступало. В комитете по печати ответили, что коллеги недостаточно мотивировали свой отказ. В КГИОП, в свою очередь, напомнили, что речь идет о нарушении законодательства РФ об объектах культурного наследия.

Концепционеры

Все это время чиновники с важным видом слона в посудной лавке писали концепцию развития наружной рекламы. О создании документа объявил глава комитета по печати Александр Лобков осенью 2011-го. Концепция должна была определить жизнь "наружки" с 2012-го по 2015-й годы. К середине 2013-го текст был готов по большей части и уже прошел несколько слушаний. 3 июля губернатор встретился с градозащитниками, которые указали ему на появление крупногабаритной рекламы в центре. Участник встречи, депутат Максим Резник, рассказал, что Полтавченко недоволен концепцией и потребует её изменить.

При этом сам глава города к этому моменту уже не раз докладывал, что разработка документа находится в финальной стадии. Там она находилась в 2012-м и потом еще несколько лет подряд. Сроки постоянно менялись. Сначала Полтавченко обещал доработать и согласовать документ к 20 декабря. Потом к 20 января. Как будто между этими датами чиновники не отрывались от процесса. И действительно – 20 января глава комитета по печати Лобков сослался на день Конституции, Новый год и Рождество. И назвал новую дату — 1 февраля.

Как мы знаем, праздников в нашей стране много. Поэтому на сайте правительства вы не найдете даже проекта концепции размещения наружной рекламы. В неофициальных разговорах с руководством комитета по печати звучало мнение, что разработка концепции является нецелесообразной.

Пошли по схеме

Не справившись с концепцией, смольнинская бюрократия решила добить хотя бы часть этого документа. Речь идет о схеме размещения наружной рекламы. Текст с картинками должны были опубликовать к 1 января 2014 года. Файлы появились в одной из петербургских редакций лишь спустя месяц. Но вот найти их на сайте комитета по печати не смогли даже игроки рекламного рынка. В самом ведомстве говорили, что комментировать ничего не собираются. 

Члены комиссии по образованию, культуре и науке ЗакСобрания обратили тогда внимание на неувязку с числами. Официальная дата публикации была указана 21 января. Но выложен он был только 30-го. Глава комиссии Максим Резник предположил — это было сделано, чтобы сократить время антикоррупционной экспертизы с 14 дней до четырех. 

В итоге Георгий Полтавченко подписал схему лишь 17 апреля 2014-го— на 3,5 месяца позже, чем того требовало федеральное законодательство.

При этом большинство договоров об аренде рекламных мест истекло еще в 2013-м. Без схемы не могли провести торги. Городской центр размещения рекламы подал десятки исков с требованием демонтировать конструкции. Лишь часть компаний получили отсрочку.

"Лобковый закон"

Экзотический способ решения проблемы внезапно предложил депутат Виталий Милонов. Он внес изменения в закон Санкт-Петербурга "О мерах по реализации Федерального закона "О рекламе"". Речь шла о том, чтобы разрешить компаниям заключать договоры на 10 лет даже при отсутствии схемы размещения. Лидер фракции "Справедливая Россия" Алексей Ковалев назвал эту попытку "беспрецедентным лоббизмом". И выразил мнение, что за его внесением стоит глава комитета по печати Александр Лобков. С подачи депутата Максима Резника документ был назвал "лобковым законом".

Сам Милонов объяснил претензии к нему со стороны Ковалева противостоянием с помощником эсера Александром Карповым, назвав того "жуком" и "иностранным агентом". Карпов описал ситуацию так:

"У всех свои проблемы... А вот за мной сегодня бежал по коридору Милонов с криками "агенты!", "окопались тут!!", "перекрою каналы финансирования!!!", "... на велосипедиках!!!"

В результате вето на этот вариант документа наложил губернатор Полтавченко. Был ли он "жуком" и "иностранным агентом", Милонов уже не сообщал.

И ГОСТом сверху

В условиях лоббистской активности и растерянности чиновников рекламный рынок ждал наступления 1 марта 2016-го. В этот день по всей стране должен был стать обязательным госстандарт по наружной рекламе. Новые условия били преимущественно по рынкам мегаполисов. Так, в Петербурге не соответствовали ГОСТу более 90% конструкций. Губернатор Полтавченко и мэр Собянин обратились к премьеру Медведеву с просьбой пересмотреть  ГОСТ.

На деле катастрофы не произошло. По крайней мере, в тех масштабах. Комитету по печати пришлось несколько раз переписывать уже принятую схему размещения рекламы. Итоговый вариант Георгий Полтавченко подписал в конце мая этого года. Число мест сократилось на треть — с 14,5 тысяч до 9,3 тысяч.

И вот, наконец, летом 2017-го чиновники смогли начать проводить конкурсы на размещение "наружки". Только выяснилось, что все старые проблемы никуда не делись – к ним только добавляются новые.

Причем нарушения замечали уже и в петербургской ФАС. За неисполнение их предписаний рекламщики (компании "Сайн Сити", "Рекламное агентство "Стоик" и "Рекламная сеть "Стоик") просят привлечь к административной ответственности главу комитета по печати Сергея Серезлеева. Собирается ли Серезлеев исполнять предписания теперь уже и федеральных "антимонопольщиков" – неизвестно, ведь от комментариев в комитете отказываются. 

Роман Перл


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама