ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 ноября 2005, 16:50

Все звери равны, но некоторые - равнее...

Последний год жизни Петербурга был богат акциями протеста и митингами. Чашу народного терпения в январе переполнила монетизация льгот, и покатилось. После январских событий, когда едва ли не каждый день тысячи горожан выходили на улицу при поддержке оппозиционно настроенных партий, стало ясно, что свои права они могут хоть как-то отстоять только таким путем. По-другому до властей было не достучаться. Тогда же было создано Петербургское гражданское сопротивление. Тогда же произошло то, что раньше и представить было невозможно: объединились в борьбе против власти Яблоко и НБП.

В те дни руководитель фракции Единая Россия депутат петербургского парламента Вадим Лопатников заявил, что люди не сами выходили на улицы митинговать. По его словам, людей, пострадавших в результате монетизации льгот, на митинги выводили политические организации, среди которых НБП, КПРФ, социал-демократы, Лига избирательниц, Гражданский союз и другие. Позже подобное заявление сделал и председатель петербургского ЗакСа Вадим Тюльпанов, что даже послужило поводом для судебного разбирательства, которое, естественно, было решено в его пользу.

В любом случае митинги и пикеты как для горожан, так и для политических сил, ставших ближе к народу после поражения на выборах в Государственную Думу, стали главными оружием в борьбе с произволом властей. Здесь необходимо дать небольшую ремарку. Отдавая должное политическим партиям, наконец-то спустившимся с небес на землю, хочется надеяться, что этот странный для менталитета россиян (которые привыкли считать народ отдельно, политические партии отдельно) союз народ и политическая партия продлится долго, а еще лучше вечно. В связи с этим абсолютно всем и особенно оппозиции рекомендую прочитать и в дальнейшем постоянно перечитывать гениальное произведение Джорджа Оруэлла Скотский хутор. Один раз оно уже оказалось пророческим. Пора начать учиться на своих ошибках.

Все к ТЮЗу!
Возвращаемся к митингам. Власти быстро поняли: недалеко и до того, чтобы пойти на поводу у народа, и всех недовольных начали отправлять к ТЮЗу. Там они никому не мешают, особенно городской администрации. Эта мера не поубавила протестные настроения, скорее, наоборот. Милиция, задача которой обеспечить безопасность и порядок, оказалась инструментом в борьбе с протестующими, в частности, с представителями политических партий, которые после каждого мероприятия препровождались в отделение для составления протокола. Их можно понять: они получают приказ сверху и вынуждены подчиниться. С другой стороны, честное слово, нельзя же так: они сами должны понимать, что сегодня попирают права пенсионеров, завтра студентов, а после завтра, глядишь, и их самих кинут за ненадобностью. Государство давно забыло очень важное правило: не гадить там, где спишь.

Я спросила одного не последнего начальника в органах милиции: Охота Вам все это? Сначала он объяснял мне о важности поддержания общественного порядка, убежденно рассказывал о том, что простыми горожанами нагло пользуются аутсайдеры официальной политической борьбы, играя на популистских настроениях. И вообще, закон есть закон. А если имя в статье не назову? Обещаю, - спрашиваю тоскливо. Он пожал плечами: Ну, что тут говорить? Есть распоряжение сверху. Хочешь не хочешь, поддерживаешь не поддерживаешь, а идешь и делаешь, что сказано.

Митингуют бездельники
После митингов против монетизации льгот горожане стали более организованными. Активизировались и политические партии. Повсюду в городе стали еще активнее и организованнее проходить митинги против уплотнительной застройки, Генплана, строительных проектов, и протест в некоторых случаях имел определенный успех. Не все же властям рапортовать о том, что в Петербурге тишь да гладь. Кстати, такое впечатление вполне может создаться. Ведь официальных СМИ, коих подавляющее большинство, либо не освещают протесты вообще, либо освещают так, чтобы всем было понятно: народ с жиру бесится.

Вообще же, вся ответственность за какие-либо протесты теперь переложена на плечи оппозиции. В этом есть доля истины, но, например, руководитель петербургского Яблока Максим Резник, который не один раз выступал организатором митингов и задерживался милицией, заявил, что без поддержки граждан никакой протест невозможен.

На это у властей есть свой ответ. Губернатор на встрече с молодежными организациями заявила, что нужны те, кто дела делает, а не на митинги ходит. Перевожу: те, кто протестуют против нарушения своих прав, против уплотнительной застройки, вырубки зеленых насаждений, чиновничьего беспредела и т.д., все они бездельники. Вместо того, чтобы пахать, как лошади, на государство за зарплату, равную прожиточному минимуму (поясню: прожиточный минимум это то, сколько надо съесть среднестатистическому человеку в месяц, чтоб не сдохнуть), терпеть и ждать удвоения ВВП , люди вдруг возмущаются.

Несанкционированный митинг нет такого понятия
Основным инструментом борьбы стали митинги. Причем несанкционированные. Людям просто отказываются давать разрешение на их проведение или отправляют к ТЮЗу. Предлоги для отказа - самые разные. Остается только удивляться богатству чиновничьей фантазии. Где бы ни хотели митинговать петербуржцы, они будут мешать движению транспорта, людей и т.д. Поэтому несанкционированный митинг перестал быть редким явлением. Теперь это нормально.

Впрочем, в Конституции Российской Федерации, по которой мы сейчас живем, понятия несанкционированный митинг не прописано. Статья 31 гласит: Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Следует также упомянуть Декларацию прав и свобод человека и гражданина (РСФСР, 1991 г.): Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей, статья 19.

Федеральный Закон О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях утверждает, что он направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. О разрешении на проведение митинга нигде не сказано. Задача митингующих УВЕДОМИТЬ власти, а не спрашивать у них разрешения. Соответственно, никакого запрета на проведение митинга быть не может. Несмотря на это, существует множество причин, чтобы отказать в акции протеста. Например, это может быть неправильно составленный текст уведомления или проведение другого митинга в то же время на том же месте и т.д. И чиновники не стесняются в отказах.

Вот когда разрешение получено, стоит ждать подвоха. К чему бы это? На санкционированном митинге организаторов поджидают сюрпризы. По словам одного из оппозиционных лидеров, председателя петербургского отделения НБП Андрея Дмитриева, власти избрали новую тактику борьбы. Милиция теперь спокойно стоит и смотрит, как митингующих начинают провоцировать непонятно откуда взявшиеся люди. На провокации уже научились не поддаваться. Если митингующие как-то отреагируют, то милиция тут же обвинит их в хулиганстве, беспорядках и т.д. Причем это происходит не только с НБП, но и с другими политическим организациями. Пример тому сентябрьский митинг Объединенного гражданского фронта во Владикавказе, который пыталась сорвать группа провокаторов.

Все звери равны, но некоторые - равнее
Но и здесь не все так просто. Процитирую Скотский Хутор Оруэлла: Все звери равны, но некоторые равнее других. Зверями равнее других оказались... Наши. Это наспех скроенное Кремлем движение позиционирует себя как прогосударственное, любит президента и называет себя антифашистским. Наши открыли себя Петербургу, когда провели акцию Без слов, посвященную памяти жертв трагедии в Беслане. На акции не обошлось без эксцессов.

Так, сотрудники милиции задержали четверых человек, которые раздавали листовки собравшимся. Просто раздавали листовки собравшимся. Федеральный комиссар движения Наши Михаил Куликов прокомментировал это так: Милиция задержала раздающих листовки. Это были представители Движения гражданского сопротивления Петра Алексеева. Их задержали за несанкционированную агитацию. Мы проводили митинг и по закону определяли его формат. Мы решили, что там не будет ни флагов, ни листовок, ни агитационных материалов, поэтому попросили милицию вмешаться в ситуацию. Несанкционированная агитация это уж слишком, а задержанных позже пытались обвинить в хулиганстве. Многие, кто был на митинге, отмечали, что милиция предприняла беспрецедентные меры безопасности. Для Наших, конечно. Другая акция Наших не стала известной широкой общественности. Они потребовали возобновить расследование событий октября 1993 года. Когда им не удалось привлечь к себе внимание этой акцией, они нашли другой повод. Не так давно в Петербург приезжал лидер НБП Эдуард Лимонов. После того, как ему отказались предоставить помещение для встречи с горожанами, он обратился к петербургскому Яблоку. Максим Резник в те дни заявил о том, что существо вопроса, за который выступает Лимонов, ему близко и понятно. Лидер НБП говорил о необходимости объединения оппозиции. Наши не могли оставаться в стороне. Устроили пикет у офиса Яблока, обвинив Макисма Резника в поддержке фашистов. Но самое интересное в другом. Пикет был несанкционированным. А многочисленные сотрудники милиции и ОМОНа вообще на это не реагировали. Только к концу этого мероприятия у Нашистов все же появилось разрешение на проведение пикета, подписанное заместителем главы администрации Центрального района С.В. Кузьмицкой. В администрации Центрального района, куда я позвонила, чтобы полюбопытствовать по поводу разрешения, мне ответили, что оно у Наших было. Причем они получили его вовремя и никаких нареканий быть не должно.

Тем не менее, не всем так везет как Нашим. Вот лишь очень краткий список митингов и пикетов, в проведении которых организатором было отказано (а ведь они гораздо более значимы, чем поддержка яблочниками Лимонова):
1. Пикет на Итальянской ул., у Открытой студии 5 канала (выражение отношения горожан к информационной политике государственных телеканалов);
2. Шествие от Пионерской площади до Исаакиевской площади (выражение отношения горожан к закону 122 и росту тарифов в ЖКХ);
3. Митинг протеста у Мариинского дворца в связи с невыполнением депутатами gетербургского парламента требований горожан;
4. Митинг против принятия нового Жилищного кодекса на Троицкой площади;
5. Пикет против призывного рабства у станции метро "Технологический институт";
6. Митинг в защиту малого бизнеса на пл. Пролетарской диктатуры;
7. Митинг против изменения системы выборов в Законодательное собрание у Мариинского дворца.

По митингующим будут стрелять из водометов
И напоследок. По сообщению ИА NEWS.RU, заместитель главы МВД РФ Михаил Суходольский заявил: "Мы уже заключили контракт с израильской стороной на закупку водометных машин, которые в ближайшее время будут использоваться для ликвидации несанкционированных митингов и массовых уличных беспорядков".

По словам Михаила Суходольского, это решение было принято в связи с обновлением парка спецмашин, большинство из которых уже не отвечает современным требованиям. "Сейчас таких водометных машин всего семь-восемь из них, хотя потребность в подобной технике ощущается остро", - отметил замглавы МВД России.

Комментарии излишни. Напомним же господину Суходольскому мудрые слова французского писателя Антуана де Ривароля: По идеям бесполезно палить из пушек. Пусть даже из водяных.


Александра КОНФИСАХОР

Александра Конфисахор


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама