ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 23 октября 2006, 20:54

Андрей Васильев: Парламент Ленинградской области отказался выполнять свои функции

Председатель Контрольно-счетной палаты Ленобласти Андрей Васильев заявил журналистам, что решение депутатов Законодательного Собрания Ленинградской области принять бюджет сразу во втором, третьем и четвертом чтении, не обсуждая внесенные поправки, является незаконным. "Думаю, прокуратура Ленинградской области опротестует решение депутатов, так как это явное нарушение закона. Решением депутатов бюджетный процесс перевернут с ног на голову. Это кулуарное решение вопроса", - подчеркнул председатель КСП.
Свою позицию глава областной КСП разъяснил в интервью корреспонденту ЗАКС.Ру Александре Конфисахор.

А.К.: Андрей Валентинович, вы заявили в своем комментарии, что права депутатов были нарушены. Каким образом? Депутаты сами приняли это решение, проголосовав "за" принятие бюджета в целом без рассмотрения поправок
А.В.: В областном законе "О бюджетном процессе в Ленинградской области" написано: "В течение 10 дней со дня принятия проекта областного закона об областном бюджете во втором чтении субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в комиссию по бюджету, которая готовит сводную таблицу предложенных поправок к проекту областного закона об областном бюджете". Получилось, что Законодательное собрание Ленинградской области сократило процесс рассмотрения проекта областного бюджета с 80-ти дней, предусмотренных законом, до 30-ти дней. Это решение означает не только нарушение областного законодательства, но и то, что парламент отказался от выполнения одной из важнейших функций финансового контроля. При этом депутаты не только не смогли реализовать свое право на внесение тех ли иных поправок. Не были даже получены объяснения по тем замечаниям, которые поступили в процессе предварительного рассмотрения проекта областного бюджета на 2007 год.

А.К.: Какие именно замечания? Перечислите, пожалуйста
А.В.: Дело в том, что внесенный 18 сентября на рассмотрение в парламент законопроект о бюджете на 2 млрд. 387 млн. рублей не соответствует тому, который рассматривали 14 сентября на заседании правительства. Это означает, что депутаты обсуждали в первом чтении проект бюджета-2007, не утвержденный правительством.
В частности, Контрольно-счетная палата нашла разногласия в прогнозах показателей областного бюджета между Комитетом финансов и Комитетом экономического развития. По налогам на имущество разница составляет 99 млн. 972 тыс. рублей, по объемам расходов областного бюджета на предоставление налоговых льгот предприятиям-инвесторам и предприятиям-трейдерам - 289 млн. руб. Нельзя не упомянуть тот факт, что в основных показателях прогноза социально-экономического развития региона на 2007 год предусмотрен рост доходов населения на 21,7%. Однако рост поступлений налога на доходы физических лиц составит всего 4,4%. Получается, что темп роста оплаты труда почти в 5 раз превысит темп роста налогов на доходы физических лиц.

А.К.: Вы не раз в своих докладах упоминали о том, что правительство неточно прогнозирует показатели социально-экономического развития
А.В.: Вообще говоря, не удается даже правильно оценить тенденции развития процессов в экономике региона. Так, например, на протяжении 2004-2005 годов Комитет экономического развития предполагал снижение индекса промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2004 годом. Причем в 2005 году комитет еще вдвое (против прогноза, сделанного в 2004 году) снизил прогноз роста промышленного производства на 2006 год. Однако уже за первое полугодие 2006 год индекс промышленного производства в Ленинградской области достиг 130,5% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. В целом за 2006 год прирост этого показателя теперь оценивается Комитетом экономического развития в 5 раз больше, чем год назад. Как это понимать?

А.К.: А как это объясняет вице-губернатор Григорий Двас, возглавляющий комитет экономического развития?
А.В.: Григорий Викторович, скажем так, уклоняется от комментариев на эту тему. Думаю, с этим вопросом лучше обращаться прямо к нему.

А.К.: К каким еще комитетам у вас есть претензии?
А.В.: Например, КУГИ. Из областного бюджета предлагается выделить 70 млн. руб. на приобретение в собственность Ленинградской области объектов недвижимости и 2,5 млн. руб. - на приобретение акций. При этом отсутствуют перечень объектов недвижимости, предполагаемых к приобретению, перечень акционерных обществ, чьи акции планируют приобрести, обоснования целесообразности, экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиций из областного бюджета. Кроме того, мы уже обращали внимание на недооценку потенциала доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. На заседании правительства 25 февраля 2005 года, подводя итоги исполнения бюджета за 2004 год, вице-губернатор председатель Комитета финансов Александр Яковлев заявил, что объемы неналоговых поступлений, связанных с умелым использованием госсобственности, могут быть удвоены. Однако если за 2004 год доходы консолидированного бюджета Ленинградской области от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составили 1462,6 миллионов рублей, то на 2007 год они прогнозируются в сумме 1748,1 миллиона рублей, что лишь на 19,5% больше, чем в 2004 году. При таких темпах роста прогноз Яковлева об удвоении этих доходов исполнится только через 15 лет. Получается, что бюджетная эффективность управления государственной и муниципальной собственностью за четыре года увеличилась всего на 19,5%.

А.К.: КСП постоянно выдвигает претензии вице-губернатору Николаю Пустотину, курирующему поставку льготных лекарственных средств на территорию Ленобласти. Как обстоит ситуация сейчас? Чем заканчивались ваши обращения в прокуратуру и к губернатору?
А.В.: Контрольно-счетная палата не является правоохранительным органом, и не нам решать, кого нужно наказать, а кого нет. Мы только предоставляем объективную и независимую информацию, на основании которой исполнительные и правоохранительные органы власти принимают собственное решение. Материалы нашего отчета по проверке обеспечения льготников лекарственными средствами были направлены Законодательным Собранием в прокуратуру. Весной текущего года эти материалы прокуратура направила в ГУВД, о чем нас и известила. В своем отчете КСП предлагала расформировать комиссию по льготным лекарствам, возглавляемую Пустотиным. На сегодняшний день ее не существует. Как сложится ситуация в дальнейшем покажет время. Николай Пустотин выдвинул против нас два судебных иска о защите чести и достоинства, разбирательства по которым продолжаются. Могу сказать, что пока суд принимает положительные решения в нашу пользу.

А.К.: Зачастую Законодательное Собрание принимает к сведению отчеты КСП. Скажите, комитеты исполняют ваши рекомендации? Насколько я понимаю, у КСП нет таких полномочий, чтобы принудить чиновников к "работе над ошибками". Не кажется ли вам в таком случае, что Вы занимаетесь "сизифовым трудом"?
А.В.: Да, КСП не обладает такими полномочиями. Наша роль заключается в другом: КСП является органом внешнего контроля, мы оцениваем бюджетный процесс не изнутри, как органы исполнительной власти, а извне, и наша оценка это оценка общества. В этом состоит смысл существования органов финансового контроля в любом цивилизованном государстве. Счетная палата необходимый элемент демократического устройства. За 10 лет существования КСП произошел переход от хаоса к установлению четких правил участия в бюджетном процессе всех сторон. Процесс этот шел очень трудно, но не только по субъективным причинам, которые были присущи именно Ленинградской области. Для всей Российской Федерации целый ряд лет, начиная с развала прежней государственной системы, памятного парада региональных суверенитетов, была характерна ситуация с огромными белыми пятнами в бюджетном законодательстве. Можно сказать, что в этот период начался крайне опасный процесс определенной приватизации власти и бюджетных ресурсов. В этот период смутного времени на любом уровне бюджетной системы страны от федерального до муниципального, - законы о бюджете, по сути, являлись законами лишь по форме. Повсеместно не исполнялись заложенные в них финансовые обязательства, с многомесячными задержками выплачивалась заработная плата, социальные пособия, не оплачивались выполненные работы и т.д. И никто никакой реальной ответственности за это не нес, поскольку для этого просто отсутствовала правовая база. На протяжении всех этих лет КСП немало способствовало тому, что преодолеть вакуум в законодательном регулировании бюджетного процесса в области. Сегодня каждый отчет палаты о проведенном мероприятии подвергается внимательному изучению, как со стороны ответственных руководителей администрации области, так и депутатов Законодательного собрания. Главное, что давно уже нет ни равнодушия, ни попыток отмахнуться. Законодательное собрание Ленинградской области, регулярно получает от Контрольно-счетной палаты объективные, обоснованные и продуманные заключения на все проекты областных законов, так или иначе затрагивающие интересы бюджета и казны Ленинградской области. Критерием эффективности нашего "сизифова труда" является также негативная реакция тех руководителей, чья деятельность оказалась под нашим пристальным, но объективным вниманием.




Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама