Несколько часов назад в Петербурге завершился Марш несогласных. Маршировали протестующие совсем недолго: метров двести от Пионерской площади до станции метро "Пушкинская". Попытка прорыва по Загородному проспекту в сторону метро "Технологический институт" оказалась неудачной: людей было немного, ОМОН зверствовал. Этот марш не был столь масштабным в отличие от предыдущего. Впрочем, организаторы утверждают, что он удался.
Начиналось все традиционно и скучно. Накануне в офисе "Яблока" провели обыск и изъяли газеты "Марш несогласных". Активистов различных организаций, которые раздавали эти газеты, задерживали по надуманным причинам. Утром перед началом марша были задержаны Ольга Курносова, представители ОГФ и АКМ.
К площади у ТЮЗа, где был санкционирован митинг вместо марша, стянулись милиция, внутренние войска и ОМОН из различных регионов России (Архангельска, Пскова, Смоленска и Рязани). Оцепили не только площадь, но и весь Загородный проспект, улицу Марата и другие близлежащие улицы. Таким образом, участникам митинга перекрыли все выходы. Ничего нового.
Наученные горьким опытом первого марша петербургские власти сообразили, что протестующих надо брать массой: примерно на две с половиной тысячи митингующих у ТЮЗа пришлось минимум втрое больше силовиков. Некоторых желающих пройти к ТЮЗу (видимо, тех, кто выглядел особо неблагонадежно) милиция проверяла металлоискателем. Так, одного молодого человека попросили снять ремень от брюк. Тогда уже стало ясно, что марша не будет: чтобы вырваться из кольца ОМОНа, людей явно недостаточно. "Куда отсюда прорываться? Подойдут к оцеплению, покричат, снесут пару железных заграждений Имитация прорыва будет", отметил один из организаторов марша.
Митинг начался в первом часу дня. В толпе развевались флаги петербургского "Яблока", ОГФ, НБП, АКМ, движения "Васильевский остров" и многих других. На трибуне организатор марша Сергей Гуляев в первую очередь попросил собравшихся проскандировать "Верните Ольгу Курносову!", после чего перешел к стандартному выступлению. Говорил про выборы, свободу слова, режим Путина и самоуправство Матвиенко. Толпа периодически скандировала "Путин враг народа", "Революция!", "Свободу!", "Матвиенко, уходи!", "Евдокимову вместо Зурабова" и другие стандартные лозунги. Люди держали транспаранты: "Нет чиновничьему беспределу!", "Мы не рабы", "Нет уплотнительной застройке", "Петербург в Европу, Матвиенко в жопу", цитату из Конституции о свободе проведения митингов и шествий и другие. Все это напоминало не поистине народное шествие 3 марта, а митинг по его итогам 18 марта.
Наибольший энтузиазм у присутствующих вызвали не выступления лидеров оппозиции (среди них были лидер НБП Эдуард Лимонов, лидер АКМ Сергей Удальцов, лидер петербургского отделения "Яблока" Максим Резник, лидер петербургского отделения НБП Андрей Дмитриев, бывший депутат ЗакСа Наталия Евдокимова, правозащитник Юлий Рыбаков и другие), а вертолет, постоянно круживший над площадью и своим шумом заглушавший речи. "Путин прилетел с Матвиенкой. Сейчас спустятся", шутили люди. Порадовал, правда, заслуженный артист России Алексей Девотченко, читавший стихи Галича. Лидер петербургских нацболов Андрей Дмитриев обратился к оцепившим площадь силовикам, и люди проскандировали: "ОМОН с народом, не служи уродам!" Как показало дальнейшее развитие событий, совершенно напрасно: ОМОН не был с народом, а бил народ. Один из координаторов Движения гражданских инициатив Евгений Козлов, выступавший "с распиской в кармане о том, что не придет на марш", предложил собравшимся определиться: революция или выборы.
Пожалуй, наиболее точно на тот момент охарактеризовал происходящее один из организаторов митинга Даниил Коцюбинский, заявив, что "всех хотели загнать в обезьянник". Собственно, так и получилось. Люди на площади были совершенно беспомощны.
Среди совсем неожиданных персонажей были замечены председатель Комитета по науке и высшей школе правительства Петербурга Александр Викторов и руководитель городских "нашистов" Леонид Курза. Что делал государственный служащий Викторов на акции протеста, так и осталось загадкой, а вот Курза сообщил, что пришел в качестве наблюдателя.
Сколько вас тут, Леня?
Достаточно, чтобы наблюдать.
Впрочем, Курза также сообщил, что он и его соратники пришли практически с миссионерскими целями: они раздавали участникам митинга листовки с призывом сдать кровь. "Пусть сделают доброе дело, а не болтают", заявил Леонид Курза.
Когда Сергей Гуляев сообщил, что до окончания санкционированного митинга осталось шесть минут и принялся зачитывать резолюцию, люди начали понемногу расходиться. Причем Гуляев отметил, что все желающие могут пройти к Смольному в индивидуальном порядке. По всей видимости, он намекал, что неплохо бы продолжить мероприятие, но напрямую шествовать не призывал.
Намек Сергея Гуляева не поняли. Всех желающих выйти из оцепления у ТЮЗа милиция пропускала сквозь свои стройные ряды и отправляла в сторону станции метро "Пушкинская". Позже стало ясно почему: вокруг метро все было оцеплено ОМОНом. По пути к метро людей настойчиво просили свернуть флаги. Кстати, именно в этот момент около сотни омоновцев получили по рации команду плотнее перекрыть Подъездной переулок, который от метро ведет прямо к улице Марата.
Около метро собиралось все больше и больше людей. Все близлежащие ларьки и магазины были закрыты. И вот тут началось самое интересное. Порядка пятисот человек попытались прорваться по Загородному проспекту к станции метро "Технологический институт". Говорят, что они всего лишь хотели пройти к другому метро, потому как на "Пушкинской" собралось слишком много народу. Однако все это вылилось в реальную организованную попытку обойти ОМОН и провести марш. Тщетны были призывы Сергея Гуляева спокойно пройти в метро и завершить акцию. Его никто не слушал, кроме ОМОНа, который тут же схватил его и, погрузив в машину, увез. Задержали в первые минуты прорыва и Андрея Дмитриева, и Сергея Удальцова, и Максима Резника. Чуть раньше был задержан Эдуард Лимонов.
Люди из толпы кидались на ОМОН, но их тут же оттесняли. Их разбивали на группы, не давая ни войти, ни выйти из окружения. Освистанные толпой омоновцы били всех, кто попадался под руку. Людей волочили по земле и били дубинками и ногами по голове. В омоновцев бросали бутылки. Правда, провокаторы тут же были схвачены и жестоко избиты. Досталось и журналистам. Некоторым из них не помогли "спасательные" жилеты. Были избиты фотокорреспондент "Европейского фотоагентства", корреспондент ЗАКС.Ру, задержан корреспондент журнала "Город", корреспондент "Эха Москвы", пострадал корреспондент Интернет-газеты Фонтанка.Ру, задержана Елена Костюченко, журналист "Новой газеты".
Люди, загнанные ОМОНом, метались от стен Витебского вокзала к зданию станции метро. Омоновцы хватали всех, кто попадался под руку, избивали и кидали в машины. Время от времени они выстраивались и в ожидании новой команды отбивали по щитам странные ритмы, что на деле оказалось командой "К бою!". Под крики граждан "Фашисты!", "Гестапо!", "Позор!" они снова кидались на людей, которые, надо отдать должное, не отставали и отбивались как могли. "За что они бьют людей?" возмущались редкие случайные прохожие. Какая-то женщина с иконами металась между ОМОНом и участниками акции и просила отказаться от насилия. Другая женщина кричала, что нужна скорая: омоновец избил пожилого человека, который с супругой гулял по Загородному проспекту.
Когда основных инициаторов прорыва задержали, поступила команда "попугать" оставшихся, и омоновцы ринулись в сторону ТЮЗа. Людей они гнали дубинками. Никого не задержали, но тех, кто бежал медленнее, жестоко избивали. Согнав остатки протестующих к Пионерской площади, которая все еще была оцеплена, силовики спокойно вернулись к метро.
Длилось это действо в течение полутора часов. Кордон ОМОНа так и не пропустил людей по Загородному проспекту к станции метро "Технологический институт". Расчищая улицу и отбивая щитами свои странные, похожие на африканские барабаны ритмы, они прошли несколько сот метров. При этом они буквально выхватывали из толпы молодых людей и кидали их в машины. Через некоторое время движение было восставлено, омоновцы погрузились в автобусы и разъехались. На Загородном началась обычная в выходной день жизнь.
К вечеру вышли на свободу Ольга Курносова, Андрей Дмитриев, Максим Резник и Сергей Гуляев. Сергей Гуляев направился в Мариинскую больницу: во время задержания ему сломали левую руку. В эти минуты продолжаются суды над задержанными в ходе митинга-марша. По данным ГУВД, их всего 120, хотя наблюдатели говорят, что как минимум вдвое больше. По мнению Андрея Дмитриева, второй марш удался. "Пусть это было несколько сот метров от Пионерской площади до метро "Пушкинская", но мы прошли их со знаменами и лозунгами", заявил он.
Надо отметить, что в этот раз милиция и ОМОН действовали слаженнее и жестче, а участники, прошедшие через омоновские дубинки и сапоги, напористее. И хотя людей пришло меньше, чем на марш 3 марта, самое главное оппозиция сделала. Организаторы марша доказали, что успех 3 марта не случайность. То ли еще будет.
Все подробности о Марше несогласных, прошедшем 15 апреля в Санкт-Петербурге, вы можете узнать на портале Диктату.Нет.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1