ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 16 октября 2008, 18:19

Виктор Мильнер: "Мы провалили Олимпиаду с треском!"

Сегодня принято считать, что настало, наконец, долгожданное время, когда отечественный спорт вновь начал подниматься на высшие ступени мирового пьедестала. Конечно, успехи налицо: и в футболе, и в хоккее, и в теннисе, и в борьбе. А рекорды прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой не оставляют равнодушными даже тех, кто очень далек от спорта. И как признание достижений России в спорте - Олимпиада "Сочи-2014". Однако наши спортсмены побеждают вопреки государственной политике в области спорта, в этом убежден опытный тренер Виктор Львович Мильнер. И долго так продолжаться не может...

Что такое спорт, Виктор Львович знает не понаслышке. Тренер сборной Военмеха по волейболу, инструктор по физической культуре и спорту первой категории Виктор Мильнер отметит в будущем году пятидесятилетие своей тренерской деятельности. Этой весной Виктор Львович был уволен из университета ИТМО, где он в течение года тренировал волейбольную команду. Причиной послужила чрезвычайная любопытность тренера в вопросах финансирования спортивной жизни вуза. Тренер просто-напросто поинтересовался, куда расходуются средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, и почему вместо того, чтобы дать возможность студентам поддерживать свою физическую форму, спортивные залы сдают в аренду коммерческим организациям, не имеющим к спорту никакого отношения. Более того, со своими проблемами Виктор Львович не раз обращался в различные инстанции, а также в СМИ. Понятное дело, что никому не понравится, когда таким вот образом выносят сор из избы.
 
В результате тренер оказался без работы. Правда, ненадолго. Сейчас Виктор Львович опасается, что история с увольнением может повториться и в Военмехе, но смириться с ситуацией и опустить руки он не намерен.

- Виктор Львович, расскажите пожалуйста с чем связаны ваши опасения? Были ли вам сделаны какие-то конкретные предупреждения или, может быть, намеки?
- Меня предупредили, что если я всё-таки не успокоюсь, то я не буду работать ни в одном вузе. Такое негласное предупреждение… через третьих лиц. Я догадываюсь, от кого оно исходило, но пока воздержусь от озвучивания каких-то конкретных имен. Да и это – не главное. Я сегодня к вам обратился не для того, чтобы жаловаться на свою жизнь, а для того, чтобы ваши читатели могли иметь представление о том, что происходит с российскими физкультурой и спортом на всех уровнях. Начиная со школы и заканчивая Олимпийскими играми. Как вы понимаете – это совсем не то, что нам говорят с телеэкранов.

Начать бы хотелось вот с чего. Обратите внимание… (Виктор Львович достает стандартный школьный дневник и открывает на странице с итоговой аттестацией) Обратите внимание, на каком месте стоит физкультура! Она не втором и не третьем плане. Она просто вынесена за рамки обязательных и хоть сколько-нибудь значимых предметов - за списком, как музыка и ИЗО. И с этого надо начинать. Здоровье ребенка никого сейчас не волнует. А ведь только здоровый ребенок может полноценно заниматься математикой или расти гуманитарием и т. д. Как это ни банально звучит, но это так! И если задать первому встречному вопрос, чего он в первую очередь желает своим родным, нетрудно догадаться каков будет ответ. А вот образовательная система почему-то здоровья своим подопечным не желает.

- Вы работаете в системе образования уже полвека и, наверное, можете с уверенностью сказать, когда именно наметилась тенденция на изживание физкультуры как обязательной дисциплины.
- Здесь надо сказать, что опыт моей работы интересен не только своим сроком. За эти годы мне довелось работать на совершенно разных уровнях. От главного тренера серьезной команды-призера первенства Ленинграда до обычных производственных и школьных коллективов. Во времена Советского Союза я работал над привлечением к физической культуре как работников крупных организаций, так и трудных подростков. Так вот, могу сказать, что все начало катиться по наклонной с середины 70-ых годов. Стала абсолютно превалировать бумажная физкультура, когда значкистов ГТО могло оказаться по статистике одного года больше, чем всего населения Советского Союза. То есть когда началось это вот очковтирательство, сразу стало плохо. А вначале, после войны, все выглядело, конечно, намного привлекательнее.

Беды наши вырастают из двух проблем. Первая – то, что с детьми, да и с взрослыми людьми в вузах и на предприятиях стали работать преимущественно непрофессионалы, которые и сами не могли ответить на вопрос, кому она нужна эта физкультура, зачем она нужна. И второе – это техническая сторона вопроса. Расскажу об этих двух проблемах подробнее.

Приблизительно год назад я зашел в школу и чуть не рехнулся от злости! Отличная школа, призы имеет - одна из лучших школ города. Школьный спортивный зал, две деревянных стойки с отверстиями, в которые вставляют палки, под ними маты. Догадываетесь для чего? Высоту проверять! Они прыгают в высоту стилем, под названием "фосбери", по имени знаменитого американского легкоатлета. Но ведь это, извините меня, акробатика высокого уровня, где надо падать на спину. Но как можно заставлять детей падать на маты, которым уже больше двадцати лет?! Это все равно, что на деревянный пол. И вот, пока один кое-как пытается перепрыгнуть планку, 25 остальных стоят в очереди. Кому это надо? А ученики! Кто в ботинках, кто в джинсах, в свитерах – ни о какой нормальной спортивной форме речи не идет. Руководит всем этим процессом женщина лет двадцати пяти, которая окончила институт имени Лесгафта. Видимо, никуда больше ей поступить не удалось. А ведь раньше, чтобы попасть в этот вуз, необходимо было иметь как минимум первый спортивный разряд! Но она тем не менее закончила и работает. Сын моего хорошего знакомого в этой школе учится. Я ему говорю: "Вы понимаете, что у вас работает не физкультурник, может, она прекрасный человек, но не физкультурник. Ищите нормального учителя. Тем более что вы, родители, отчасти из своих личных средств содержите эту школу". А он мне ответил, что ему незачем с этим связываться и тратить время: "Лучше отдам своего сына на теннис или на лошадях будем кататься в Дубках по выходным"! Но разве у всех есть такая возможность? Возможности нет. И физкультуры нет. Понятное дело, что если у ребенка есть возможность выбирать, каким видом спорта заниматься, а у его родителей есть возможность это финансировать, он может пойти хоть в буерный спорт (парусная лодка на коньках). А что делать с остальными, которых подавляющее большинство?  

- Всегда ли все зависит только от преподавателя? Возможно, дети сами не желают заниматься физкультурой, предпочитая пить пиво с одноклассниками.
- Извините, если буду хвалиться. Я работал в свое время в школе для так называемых трудных подростков. Так вот, когда я только туда пришел, кругом то и дело слышал крики и насмешки: "А-а-а, вы у нас физру будете вести!" и т. д. А когда, через некоторое время, зарплаты учителям стали сокращать и задерживать и встал вопрос о том, чтобы увольняться, они, эти самые трудные подростки, хотели скинуться мне на зарплату. И хорошо, что вы упомянули пиво. Именно так они и говорили: "Подумаешь, Виктор Львович, на пять банок в месяц каждый меньше выпьет – вот и зарплата". Я дословно передаю. Значит, абсолютно точно и сейчас совершенно безотказно работает святое правило: "Нет плохих учеников, есть плохие учителя!". А потом они мне писали письма. Спрашивали, кто же теперь будет у нас физкультуру вести. Мне это было, конечно, очень приятно.

Человек, особенно молодой, находится все время в состоянии неустойчивого равновесия. Вверх-то идти тяжеловато, вниз катиться легче. Но если тебя вверх тянут, подталкивают, помогают – почему бы и не пойти. Я начинал заниматься с шести лет у великого тренера Виктора Алексеева. Так он в свое свободное время вывозил нас в Сосновку, и мы там турнепс ели, поправляли здоровье. Просто нормальные человеческие отношения. Где сейчас это?

- Понятно, что есть проблема непрофессионалов среди школьных учителей. Но ведь есть специализированные спортшколы и интернаты для детей и людей более старшего возраста. Именно там, по идее, должны готовить олимпийцев.
- А вы думаете, там дело обстоит намного лучше? Если там не такое огромное количество откровенно бездарных тренеров, как в общеобразовательных школах, это еще не значит, что результат их деятельности можно оценивать положительно. Они работают не на перспективу! Вырастить великого спортсмена – огромный труд, связанный с большими рисками. Что если у спортсмена что-то случится со здоровьем, или он просто передумает заниматься? А в него столько вложено! Там, где готовят профессионалов, гуляют уже совершенно другие деньги, и основную задачу их тренеры видят в том, чтобы как можно быстрее эти деньги заработать. Понятно, что проще надергать отовсюду самых подвижных и ловких, позаниматься с ними полгода и взять первенство района или даже города. Дальше они вряд ли пойдут, потому что зачастую, извините, природные данные не позволяют, зато результат налицо. И быстро. Мало по-настоящему профессиональных тренеров, которые могут заметить в невзрачном худощавом юноше, 197-сантиметрового роста, будущего волейболиста-олимпийца. И еще меньше тех, кто будет ждать и работать над ним пока его тело обрастет мускулами, а реакция выработается лучше, чем вот у этих вот середнячков. Потенциал нужно уметь заметить. И хотеть заметить.

Точно так же и в вузах. Многие чемпионы прошлого ведь вышли из вузовских команд. А как там сейчас относятся к перспективным спортивным ребятам? Вместо того чтобы вкладывать в такого студента силы и душу, его заставляют бегать по кафедрам и выпрашивать "тройки", не отчислять, мол, без него первенство не возьмем. А когда такой вот студент получает с горем пополам диплом, он оказывается на улице и никому не нужен. И не спортсмен, и не специалист. Почему американский спорт весь построен на студенческих коллективах? Потому что там спортсменов в колледжи набирают, принимают без экзаменов. Но дальше-то они все учатся и тренируются! Вот в чем разница. А у нас набирают – они и не учатся, и не тренируются.

- В начале нашего разговора вы упомянули о технической стороне проблемы физкультуры и спорта. Можно рассказать об этом подробнее.
- Да, именно в связи с этой технической стороной я и наживаю постоянно себе приключения, но молчать не хочу и не буду. И начать хочу опять же со школы. Спортивные залы находятся, даже сейчас, когда на них все-таки начали обращать внимание, не на том уровне, на котором нужно и можно работать. Я, наверное, ужасно неприхотливый человек – я могу работать хоть на улице. Но это плохо! Так быть не должно! Если в школьный зал с трудом втискиваются 25-26 человек, а в раздевалках не повернуться, и, извините, по 15 человек в туалет в очередь выстраивается – это не физкультура. Дети должны радоваться движению, а их мучают. Причем мучения выливаются в конце концов в то, что нормативы, которые должны были бы служить для преподавателя ориентиром по развитию ребенка, превращаются в критерий оценки учащегося. Не можешь бежать – двойка. Кому же понравятся такие занятия?  Задача преподавателя не оценивать физическую подготовку учеников по предоставляемым ему нормативам, а стремиться к тому, чтобы через год работы эти нормативы выполнялись всеми.

Возвращаясь к школе для трудных подростков, о которой я уже упоминал, скажу, что там зал должен работать 7 дней в неделю по 15 часов в сутки. Чем меньше учащиеся там дети проведут на улице, тем лучше. А сейчас зал используется черт знает под что. Я как-то вечером заглянул, а там танцы или что-то такое магическое. Одетые люди в сапогах на каблуках по школьному залу топчутся. Время около шести или начала седьмого.

Школе надо зарабатывать на зале? Ради Бога! Почему не сделать все по-человечески? До восьми вечера – дети, дальше – что угодно. И если уж зал приносит деньги, то пусть он будет отремонтирован, куплены мячи, куплена форма. Аналогичная проблема и в вузах.
Или вот еще ситуация. Выделили в одной из школ, где я недавно работал, деньги на ремонт зала и закупку нового спортивного инвентаря. Но ведь вы сами понимаете, что залом распоряжается завхоз, а еще чаще - сам директор. И уж никак не физрук. Также было и здесь. По документам, никому не известная фирма, которая выиграла тендер, получила за этот ремонт такие баснословные деньги, что трудно представить. А результат весьма сомнительный.

- Откаты?
- Ну а что же еще? Там, если верить статистике расходов на спортивную жизнь школы, теннисные столы приобретены по 25 тыс. рублей. Так могут стоить столы для европейских чемпионатов. Вы думаете там такие? За 5 тысяч можно приобрести нормальный стол для школы. То же самое касается и волейбольных мячей, красная цена которым 600 рублей. А по бумагам – 2500.

- Не так давно прошла Олимпиада в Пекине, хотелось бы услышать ваши комментарии на эту тему.
- Сейчас все стучат в грудь кулаками, кричат, что мы здорово выступили. Я считаю, что мы провалили Олимпиаду вдребезги! C треском! Говорить о том, что нам с китайцами не тягаться, – чушь собачья, рассчитанная на людей малограмотных, не знающих ни физической культуры, ни спорта, и слушающих Первый канал с РТР. Хорошо, китайцы на сумасшедшем напряжении выиграли гимнастику, но почему наши гимнасты взяли пятое-шестое места. Хорошо, допустим, китайцев не обыграть, но почему не второе? Что там еще… Настольный теннис. Почему у нас не в каждом дворе играют в настольный теннис, не в каждом маленьком зальчике? В школах таких помещений, где можно поставить 2-3 стола, полно! Кто с детьми работать будет? А в Китае – работают! А вот в легкой атлетике китайцы ничего не добились, в плавании по большому счету тоже. Но и наших там не очень-тоПочему в академической гребле, имея такую воду, как у нас, провал? И таких видов множество! А все по одному и тому же. Потому что у нас профессиональный спорт зиждется на огромных деньгах, выплачиваемых не по заслугам! Вот я твердо знаю, что они имеют очень приличные деньги. Причем, насколько я знаю, это не меньше, чем за рубежом, в среднем. И что толку?

- Тем не менее определенные успехи есть. Есть медали.
- Да, но по каким видам спорта? Борьба? А что, простите, нужно, чтобы оборудовать зал для тренировки борцов? Там площадь какая? Да и работать с командой - это совсем другое. Что же касается, например, женского тенниса, то кто из наших знаменитых теннисисток тренируется в России? Они и не живут здесь. Есть, конечно, исключения. Вот спортивная ходьба хотя бы. Но это не должно быть исключением, это должно быть правилом. Системой. Китайцы сумели этого добиться, и деньги – не главный определяющий фактор!

- А что же, на ваш взгляд, является определяющим фактором спортивного успеха?
- Желание и воля государства! Вопросы спортивной жизни страны должны решаться на высшем уровне. А решения эти должны распространяться не только на всасывающий сотни тысяч нефтедолларов газпромовский "Зенит", но и на обычные дворовые команды. Об этом много сейчас говорится, но что реально делается? Согласен, где-то строятся спортплощадки, стадионы. Но кто будет работать с ребятами? В лучшем случае они гоняют на этих стадионах в футбол на пиво. Так чемпионаты не выигрывают!  

- Тем не менее и в футболе последнее время заметны успехи.
- Чьи успехи? При чем здесь вообще российский спорт? Европейский, голландский… какой угодно, только не российский. Что там осталось от отечественной школы? И так везде. В моем родном волейболе. Есть у нас такая женская команда "Ленинградка", так вот у них в первом составе, если я не ошибаюсь, ни одной ленинградской девочки нет. Но команда неплохая. И их руководитель Александр Кашин - отличный человек. Но при всем моем к нему уважении, он не может быть главным тренером. Он отличный организатор, он председатель совета директоров холдинга, на деньги которого существует клуб, но он не может быть главным тренером, потому что он не тренер вообще. Он бывший боксер. Я работал у него некоторое время, но потом не смог. Когда он стал меня учить, как и что надо делать мне, как тренеру, история получилось очень похожая на басню Крылова. Помните? Сапожник, рассматривая картину художника, заметил неточность в изображении обуви, и художник тотчас же ее исправил; но когда сапожник стал критиковать все остальное, художник ответил: "Суди-ка ты, дружок, не выше сапога". При этом, повторю, организатор он великолепный.

- Что, на ваш взгляд, государство должно сделать в первую очередь, для того чтобы российский спорт начал выходить на должный уровень?
- Обязательно на государственном уровне должен быть решён вопрос контроля. Постоянного контроля за работой и использованием тех средств, которые выделяются на физкультуру и спорт. Причем контроль должен быть четкий, ясный и обязательно гласный. Это не только проблема спорта! Пока не прекратится воровство, процветающее на всех уровнях, ничего не будет. Ну и, безусловно, государство должно научиться понимать, что это на самом деле кому-то нужно.

Я сейчас могу выйти на улицу с мегафоном и закричать, что за 800 рублей в месяц вы можете три раза в неделю в течение двух часов приходить в зал и заниматься волейболом. Уверен, через полчаса группа будет укомплектована. Значит, люди хотят заниматься, но кто даст мне этот зал?

Андрей Чистов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама