ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 9 ноября 2008, 13:04

Руслан Линьков: "Пусть милиционеры учат Конституцию"

Народ любит День милиции. Скорее всего, это повелось с советского времени, когда в честь этого праздника по телевидению показывали хороший эстрадный концерт. А ЗАКС.Ру решил побеседовать с правозащитником Русланом Линьковым, который вынужден довольно часто соприкасаться с деятельностью стражей закона.  

 - Как вы в качестве правозащитника оцениваете работу сегодняшней милиции?
- К сожалению, это не правоохранительная структура, скорее, она сама является источником многочисленных правонарушений. Объясняется это тем, что большинство сотрудников правоохранительных органов не имеют базового юридического образования и вообще не представляют себе, что такое Конституция, конституционная норма, права и свободы граждан. Они не знают даже нормы собственного закона о милиции. Отсюда все последующие правонарушения, совершаемые сотрудниками милиции в отношении граждан и той службы, которую они несут.

 - С чем, на ваш взгляд, может быть связана нехватка профессиональных кадров в милиции?
- Им не хватает знаний, образования.  Как попадают люди на работу в правоохранительные структуры, в частности, в милицию? Это люди, которые прошли, например, школу внутренних войск, подвергались там всевозможным унижениям и оскорблениям со стороны их сослуживцев и командиров, впоследствии сами становились "дедами" и применяли по отношению к своим подчиненным новобранцам те же самые меры незаконного воздействия. Потом они уже по нахоженной дорожке перешли на службу в правоохранительные органы, где  продолжили действовать ровно так, как их учили во внутренних войсках.

 - Можно ли как-то решить эту проблему? Известно, например, что у американских полицейских, к коим, как известно, на их родине относятся гораздо лучше, чем к нашей милиции в России, есть большие социальные гарантии. То есть они дорожат своей работой, боятся потерять эти гарантии (а это и бесплатное медицинское обслуживание, и низкие ставки по кредитам и многое другое), может быть, и у нас надо ввести что-то подобное?
- Можно миллион раз искать оправдание и произносить заклинание о том, что поведение сегодняшних милиционеров, их нарушения закона связаны с их неудачным социальным статусом и низкими зарплатами. Это, тем не менее,  ни коим образом не объясняет и не оправдывает те нарушения и зачастую преступную халатность действий сотрудников милиции при исполнении их обязанностей. Это ни в коей мере не объясняет то, что сотрудники милиции, например, избивают детдомовцев, выколачивая у них имущество, пытаясь повесить на них какие-то нераскрытые уголовные преступления. Это ни в коей мере не оправдывает незаконные проверки документов у граждан на улице, незаконные обыски граждан, незаконный захват людей с целью получения определенных выгод с требованием  выкупа от военкомата.

То есть сотрудники милиции могут сколько угодно рассказывать, что у них какие-то проблемы с жильем. При этом, когда сотрудник милиции на машине управления вневедомственной охраны вечером останавливает пешехода и при незаконном досмотре у пешехода исчезают средства, это - преступление, абсолютно не связанное с социально-имущественным положением. В милицию люди идут работать не для того, чтобы поправить свои социально-бытовые условия, а для того, чтобы исполнять законы РФ, получая за это зарплату. Зарплату они получают вполне пристойную, вполне нормальную, материально-техническое обеспечение в милиции сейчас на достаточно высоком уровне.

Другое дело, что целый ряд средств, которые направляются на эти нужды, используется самими сотрудниками милиции не всегда по назначению. Сотрудник одного из управлений вневедомственной охраны в разговоре со мной объяснял, почему периодически происходят инциденты с гражданами, когда пропадают вещи после осмотров. Он сказал, что не может осуждать своих сотрудников за такие действия, потому что у них маленькая зарплата. Тогда получается, что сотрудники шли в правоохранительные органы даже не за зарплатой, а за тем, чтобы безнаказанно совершать определенные виды преступлений.

 - На ваш взгляд, с этим можно как-то бороться, можно как-то изменить ситуацию, чтобы к милиции уважительно относились?
 -  Я вообще считаю, что в нынешнем виде милиция будет всегда заслуживать общественное порицание. Пока она не будет очень серьезно и глубоко реформирована, там ничего не изменится. Необходимо целый ряд действий осуществить - установить очень жесткий как общественный, так и государственный контроль над структурами милиции, необходимо освободить суд от давления со стороны милиции. Когда, например, в  мировых судах рассматриваются те или иные дела с участием милиции, мировые суды оказываются на правах каких-то заключенных, судьи изолируются от общества, и милиция туда не пропускает граждан. Там творится постоянное беззаконие по отношению к гражданам, по отношению к системе государственной власти,  в том числе.

Наша замечательная милиция требует, в первую очередь, правового ликбеза. Милиционеров нужно учить, но этого не происходит. Они проходят школу жизни где-то в горячих точках, возвращаются оттуда, не зная ни конституции, ни уголовного, ни административного кодекса, ни уголовно-процессуального и начинают применять на практике те навыки, которые получили в горячих точках. Упал-отжался, все на землю, руки за голову…

 - Часто ли к вам как к правозащитнику обращаются в связи с неправомерными действиями милиции?
 -  Да очень много обращений, осенью и весной увеличивается количество обращений в связи  с призывом на военную службу. В ходе призыва сотрудники милиции зачастую используют незаконные методы, когда они устраивают облавы на улицах. Молодых людей хватают без правовых оснований, везут их не в отделение милиции, как прописано в административном и уголовном кодексе, а доставляют их в военкоматы. Зачастую, в том числе и журналисты, устанавливали эти факты, когда некоторым сотрудникам милиции некоторые работники военкоматов выплачивали деньги за головы доставленных молодых людей. Были случаи, когда сотрудники милиции осуществляли поборы  с самих молодых людей, которых отлавливали и обещали их не доставлять в  военкоматы, если они заплатят. Сейчас наблюдается всплеск таких обращений, тем более что число призывников в этом году увеличено в 2 раза - с 4 тысяч до 8 тысяч людей. Если ранее незаконно  задерживали на улицах где-то 6-7 тысяч человек в осеннее-зимний период, то сейчас эта цифра увеличится до 15-16 тысяч незаконно задержанных, из которых 8 тысяч отправятся в вооруженные силы, и тоже в большинстве своем, на незаконных основаниях.

- Как обстоит дело с защитой прав военнослужащих? Зачастую поступает информация об искалеченных в армии ребятах, какова ситуация с правовой защитой таких случаев или это остается за пределами судебных разбирательств?

- По конкретным случаям, когда молодой человек был покалечен в вооруженных силах, иногда возбуждаются уголовные дела, к сожалению, их ведут военные, следователи и органы военного дознания, эти дела позже разбираются в военных судах.  Например, в европейских государствах, во Франции, в частности, от военной юстиции уже давно отказались, потому что военный прокурор, получающий звание в министерстве обороны, естественно, от министерства обороны очень зависим. Военный суд - то же самое. Они защищают какие-то корпоративные принципы. Естественно, многие преступники избегают наказания, особенно командиры. Осуждаются за преступления крайне редко, да и то низшие  по званию, сержанты, рядовые "деды", которые действовали при попустительстве офицеров. Офицеры продолжают служить, и не только не лишаются звания, а идут на повышение. Но в некоторых случаях удается привлечь к ответственности непосредственно того, кто бил. Но, опять же, наказания за такие преступления бывают, как правило, очень мягкими. Например, военный суд приговорил того, кто избил солдата Романа Рудакова, (тот лишился кишечника, ему его вырезали после операции, и он полтора года провел в реанимации и умер), к самому минимальному сроку лишения свободы - от 2 до 3 лет.

- А с какими еще жалобами на сотрудников милиции к вам обращаются?
- Одно из наиболее громких дел, которое скоро будет передано в суд, - сотрудники одного из отделений милиции Кировского района, пытаясь повесить нераскрытое преступление на беззащитных детдомовцев, избивали этих детдомовцев, пытали их электрическим током в помещении отделения милиции. По данному факту нам удалось возбудить уголовное дело, двое сотрудников привлечены к уголовной ответственности, надеюсь, что суд состоится  и вынесет справедливое решение.

- Это беда правоохранительной системы?
- К сожалению,  виновата не только правоохранительная система, но и официальная государственная правозащитная система. Еще один случай -  сотрудник милиции расстрелял двух студентов у метро "Московская". Несколько лет длилось следствие, его все время пытались вывести из-под ответственности, но мы добились того, что его осудили и приговорили к лишению свободы, правда, ниже низшего срока, ему дали всего 4 года колонии. Система встала на его защиту, и в его защиту выступил официальный государственный городской правозащитник Игорь Михайлов, который, еще будучи депутатом Законодательного собрания, выступал против введения поста уполномоченного по правам человека, а сейчас этот пост занимает. При таком активном участии "правозащитника" Михайлова президиум городского суда Санкт-Петербурга принял решение освободить милиционера, который расстрелял двух молодых людей из служебного оружия. Освободить его из мест лишения свободы.

 - А каковы были мотивы этого преступления?
 - Он объяснял свои действия тем, что они не выполнили его требования и не подошли к нему. Но насколько это требование было законным со стороны сотрудника милиции, насколько вообще он имел право пользоваться оружием, непонятно. В суд в ходе слушаний были представлены материалы о том, что этот сотрудник милиции по определенным медицинским соображениям не имеет права доступа к оружию, и вряд ли мог управлять даже служебным автомобилем (по информации ЗАКС. ру этот сотрудник собирался сделать операцию по перемене пола и стать женщиной). Отсюда возникает целый ряд вопросов, по какому принципу людей берут работать в милицию.

 - То есть основные проблемы в сегодняшней милиции, это кадровый персонал?
 - Да.

   - Может, все же есть какие-то положительные тенденции в работе сегодняшней милиции или все так плохо?
- К сожалению, положительных тенденций в работе милиции не наблюдается и ухудшение еще впереди. Все эти афганско-чеченсикие синдромы болезненнее всего сказываются в силовых структурах, а потом это все проецируется на само общество.
 
- То, что вы перечислили, это, на ваш взгляд, правило, а не исключительные случаи?
 -  Это правило. Единичные случаи те, что всплывают и становятся достоянием общественности. К сожалению, информация о большинстве таких случаев не доходит до СМИ и общественности

 - 10 ноября день милиции. Может у вас есть какие-то пожелания к сотрудникам и ведомству в целом?
 -  Пусть читают Конституцию в первую очередь, садятся за парты и учатся.      

Беседовала Екатерина Стекольщикова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама