ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 12 января 2009, 15:57

Олег Бондаренко: "В газовом конфликте выигрышей нет для обеих сторон"

В первых числах января между Россией и Украиной вновь разгорелась "газовая война". На этот раз дело приняло серьезный оборот - в отличие от предыдущих лет, поставки газа в Европу через Украину оказались сорваны, что вызвало в Старом свете серьезное беспокойство. К противостоянию украинских и российских властей и бизнесменов добавилась непростая политическая ситуация внутри Украины. ЗАКС.Ру спросил исполнительного директора Российско-украинского информационного центра Олега Бондаренко, чего пытаются добиться участники конфликта.

- По всей видимости, из схемы поставок газа в Украину будет исключен посредник "РосУкрЭнерго", чего добивалась Юлия Тимошенко. Это означает ее победу?
- Безусловно, газовый конфликт имел отношение к "РосУкрЭнерго". И, собственно одной из причин газового конфликта является вопрос о том, кто будет газовым посредником между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины". Сейчас "РосУкрЭнерго" на 50 процентов  контролируется Газпромом, на 50 процентов крупным бизнесменом Дмитрием Фирташем и его партнерами. Есть неподтвержденная информация, что к "РосУкрЭнерго" имеет отношение брат Виктора Ющенко – Петр Ющенко.

Понятно, что Юлия Тимошенко делает все, чтобы убрать "РосУкрЭнерго" из взаимоотношений, сделать взаимоотношения без посредников. Для этого уже заранее была подготовлена почва: "Газпром" оказался допущенным на внутренний рынок Украины, и теперь он может самостоятельно поставлять газ определенным украинским предприятиям.  Правда, до конца эта схема не была завершена – это все было только на бумаге, на практике это сделано не было.  Как мы слышали в недавнем интервью Путина, он очень нелестно отзывался о "РосУкрЭнерго". Из чего можно сделать вывод, что российская сторона готова к тому, чтобы убрать посредников, и взаимодействовать напрямую.

Но возникает большой вопрос с украинской стороной, потому что Виктор Ющенко, мягко говоря, не в восторге от возможности убрать "РосУкрЭнерго". Ему это не нужно, потому что, во-первых, скоро будет новая предвыборная кампания, и Ющенко нужны деньги на предвыборную кампанию, а газовая сфера – это сфера, которая может выступать постоянным донором любой, даже самой затратной, президентской кампании. И сейчас, по большому счету, решается вопрос, кто в результате этой газовой сделки с Украиной получит возможность доступа к деньгам – Тимошенко или Ющенко. Если "РосУкрЭнерго" останется, это значит, что у Ющенко будут деньги на предвыборную кампанию. Если "РосУкрЭнерго" будет заменена в итоге либо какой-то другой структурой, либо это будут отношения без посредников – от этого выиграет Тимошенко.

- Мировые цены на нефть резко упали, но когда случился газовый конфликт – цены немного подросли, не был ли этот российско – украинский газовый  конфликт попыткой повлиять на  цену на нефть в Европе?
Цена на нефть подросла не в результате газового конфликта, а в результате израильской агрессии в Палестине. Только в силу этого цена на нефть действительно немножко подросла, но это не значит, что она действительно будет оставаться высокой.  В результате мирового кризиса цена на нефть все-таки будет постепенно снижаться. Пик роста уже пройден. Для того, чтобы цены  вернулись на прежний уровень выше 100 долларов за баррель нефти, нужна новая война в нефтеносном регионе. К примеру, война в Иране. Но новый президент США Барак Обама, насколько мы его понимаем, не настроен воинственно. Исходя из этого, цена на нефть не будет расти, и, соответственно, цена на газ тоже будет постепенно снижаться.

Нет газового рынка. Он отсутствует, поскольку есть всего несколько крупнейших газодобывающих государств, которые сами устанавливают цену на газ в зависимости от цены на нефть. По мировой практике, цена на газ варьировалась и претерпевала изменения через 3-5 месяцев после того, как подобные изменения претерпевала цена на нефть. В ноябре мы увидели падение цены на нефть, соответственно этот лаг растянется до, может быть, февраля. И уже европейские потребители будут просить снижение, и снижение цены на газ будет объективно.

- Тогда в чем причина того, что при общей тенденции к снижению "Газпром" повышает цены?
- Как раз в этих условиях для "Газпрома" созданы отличные условия. Вопрос в том, насколько грамотно он сможет воспользоваться этой возможностью сделать для Украины действительно рыночную цену на газ. Все прекрасно понимают, что прошло время дотаций даже в союзнических странах для России. Украину в силу определенных причин, к сожалению, сейчас нельзя назвать страной-союзником, даже если бы можно было говорить о том, что мы сделаем политическую цену на газ. Так как  идет общемировая готовность ожидания падения цены на газ, а Газпрому нужно было немного поднять цену на газ для Украины. Цена в 250 долларов была абсолютно приемлемой для всех. Другой вопрос, что они не договорились по посредникам.

- Каковы политические причины газового конфликта?
- Конечно, были определенные политические обязательства, которые собственно являются продолжением разговора о посредниках. А разговор о посредниках – это вопрос о том, кто получит доступ к деньгам на президентских выборах – Юлия Тимошенко или Виктор Ющенко.

Понятно, что подобный допуск – это неформальная поддержка со стороны России того или иного кандидата. Понятно, что Россия Ющенко поддерживать не собирается. Соответственно, изменение данной газовой схемы на руку Тимошенко. Кроме того,  мы помним наметившееся потепление отношений между Путиным и Тимошенко, и ее визиты в Москву. Посмотрим, что из этого вырастет, но я думаю, что политический вопрос состоит в том, как быстро с ней смогут договориться. Сейчас главным контрагентом является, безусловно, Тимошенко. Но это, кстати сказать, зависит и от ее возможностей, сможет ли она выставить из газовой схемы президента Ющенко, и "РосУкрЭнерго".

- Какие политические цели преследовал "Газпром"? Какую выгоду он хотел получить?
- Выгода номер раз – постепенный выход, как и планировалось на среднеевропейский уровень цен, на рыночный уровень.

Политическая выгода, безусловно, нужна не "Газпрому" а политикам и государству, политическая выгода может состоять только в готовности Тимошенко к конструктивному сотрудничеству и налаживанию восстановления отношений с Кремлем и с Россией. Это единственный и самый главный политический момент в газовых взаимоотношениях.

- Как вы оцениваете действия российского руководства в период конфликта, каковы причины такого поведения?
- Путин решил пойти ва-банк в этой ситуации. И это была ситуация клинча, когда вопрос решения этой проблемы - это вопрос наличия терпения, у кого хватит терпения в этой ситуации дожать. Кто первым дрогнет – тот и проиграет. Путин решил воспользоваться ситуацией и дожать ее до конца. 80 процентов снабжения Европы из России проходит через Украину по двум газопроводам на севере и юге Украины. И 80 процентов российского газа идет только через Украину. Путин правильно  сказал, что мы  поставляем газ на Украину, но из Украины он не выходит, особенно в направлении юго-осточной Европы. Кто его ворует? Его ворует украинская сторона.
 
Ответственна ли за это Россия? Наверное, да. У нас есть определенная доля  ответственности, от которой нам нельзя отказываться по той причине, что все-таки мы являемся продавцами газа, а европейские страны – его покупателями. Газовый вопрос - это всегда политический вопрос. Недаром Западная Европа давно хочет построить обходные пути.

С другой стороны, может быть, Путин хочет форсировать строительство двух новых газопроводов: Северного потока и Южного потока, которые обходят Украину. Понятно, что в Украине нет заинтересованных в строительстве этих газопроводов.  Строительство, честно сказать, было достаточно пафосно заявлено, но сказать  о том, что их очень быстро строят – нельзя. Южный поток существует еще только на бумаге, никто не приступал к его строительству. Северный поток строится, но с большими затяжками и  промедлениями. Поэтому Россия доказывает, что Украина ворует газ.

- В чем состоит финансовая сторона вопроса? Какие условия выдвигают стороны?
- Условия Украины - рыночные цены за транзит. Газпром к этому готов при цене на газ в 418 долларов, только если цена для Украины будет целиком рыночной. По газовому меморандуму перевод цены на газ в рыночную плоскость происходит постепенно в течение трех лет. Понятно, что сейчас Украина не готова платить за газ по рыночной  стоимости в 450 долларов за тысячу кубометров, потому что из-за этого пострадают все промышленные предприятия востока Украины. Это ударит по самым русскоязычным и по самым пророссийским регионам Украины.

Цена в 250 долларов была приемлема для украинской стороны, но она не была одобрена, потому что Ющенко в последний момент надавил и заблокировал подписание нового газового меморандума по этой цене. Потому что он не заинтересован, чтобы доходы от газа ушли бы в карман Тимошенко.

Цена на транзит газа – штука своеобразная. Она разная в Западной и Восточной Европе. Если отталкиваться от Восточной Европы, то цена для Украины находится на уровне минимальной рыночной ставки. Если мы говорим о транзите в Западной Европе – то, конечно, она не дотягивает.

При цене на газ 250 долларов цена на транзит явно никак не должна повышаться. Я уверен, что для Газпрома цена на транзит не является ключевой. Это копейки, если по большому счету говорить, по сравнению с той ценой, которую Украина платит за газ.

- Какие потери понесут  Россия и Украина в результате конфликта, и какие выигрыши?
- Россия несет имиджевые потери от того, что не может справиться с ближайшим и в недавнем прошлом братским для нас государством. Мы не можем решить вопрос с той страной, в которой российское и русское влияние было всегда велико. Другой вопрос, почему мы не можем это сделать. Нынешние украинские элиты в большинстве своем все-таки не москвоцентричны. Они ориентируются, как минимум, наполовину на Брюссель и Вашингтон, а в случае с господином Ющенко это абсолютная ориентация в сторону запада. Конечно, западу наплевать на наш внутренний спор славян между собой. Им нужно чтобы шел газ, и чтобы Газпром выступал добросовестным поставщиком газа.

Украина несет гигантские потери имиджевого характера. Она очень много говорит о евроинтеграции, но сейчас Украина является виновником отключения газа в Европе. Конечно, ни о какой евроинтеграции в этих условиях говорить не возможно.

Огромное количество промышленных предприятий встало на востоке Украины. В некоторых города Украины отключено газоснабжение, например, в Житомире. В Киеве снижено газовое давление на двух ТЭЦ, перешли на мазут. Мазута хватит на несколько дней. Огромное количество простых граждан Украины могут пострадать.

Выигрышей для обеих сторон никаких. Краеугольный камень конфликта – это вопрос посредника, политических договоренностей, а в итоге - политической поддержки какого-то кандидата на выборах президента  Украины со стороны России.

- Когда нам следует ожидать завершения новогодней газовой истории?
- Я думаю, цена на газ останется около 250 долларов. Либо между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" не будет посредника, либо это будет комплиментарный для России и Тимошенко посредник. Уже сегодня Тимошенко подписала с премьер-министром Чехии газовый меморандум, по которому возобновляются поставки газа через Украину в Европу. И европейские наблюдатели вместе с Газпромом будут мониторить этот процесс.

Следующий шаг – это  подписание газовых договоренностей России с Украиной, потому что даже при всех нынешних газовых запасах Украины, долго Украина не протянет. Это вопрос, который должен быть решен буквально на днях, максимум до конца этой недели.

Беседовала Юлия Малышева

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости26 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама