ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 марта 2009, 19:49

Неприкасаемые расходы на праздники

В Смольном, а также в комитетах и комиссиях, а также фракциях городского парламента продолжается активная работа по подготовке поправок ко второму чтению законопроекта об изменениях в бюджет-2009, которое намечено на 18 января. Поскольку публичных слушаний по секвестрированному, а по сути новому варианту бюджета не предполагается, ЗАКС.Ру продолжает знакомить читателей с перечнем того, на чем собираются сэкономить власти (о том, как сократилась Адресная инвестиционная программа, можно прочитать здесь).

Самое первое, что бросается в глаза - это крайне элементарный способ, избранный для процедуры секвестра – "отрезание" цифр. Есть некая цифра с тысячами и даже сотнями рублей, ну и с несколькими миллионами и миллиардами – миллионы и миллиарды урезаны, а тысячи и сотни остались нетронутыми. А ведь специалисты считали каждый рубль на тот или иной проект. Сейчас же, такое ощущение, что просто режут, не считая. Возникают вопросы о серьезности оценок работ, на выполнение которых и направляются средства бюджета.

Секвестрированию подверглись практически все бюджеты комитетов и других распорядителей бюджетных средств. Правда, если общий бюджет сокращается на 30%, то, естественно, бюджеты комитетов сократились не пропорционально. В процентном выражении более всего пострадали КГИОП и комитет по инвестициям и стратегическим проектам, а в абсолютном выражении – комитет по строительству.

Комитет по инвестициям и стратегическим проектам сократил свой бюджет с 1,075 млрд рублей до 0,58 млрд рублей, то есть почти наполовину. В числе урезанных статей расходов - статья "на развитие государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге" - с 15 млн рублей до 500 тысяч. На реализацию Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы планируется перечислить не 102 млн рублей, а 63 млн. Повышение инвестиционной привлекательности Петербурга также не в числе первоочередных задач в кризисное время. Расходы на данную статью сократились более чем вдвое - с 68 до 31 млн рублей. Самое же крупное сокращение – сворачивание программы строительства "Надземного экспресса" - все более чем 100 млн рублей стали "жертвой" кризиса.

КГИОП до начала секвестрирования имел бюджет в размере 3 млрд рублей. Сейчас предлагается его сократить до 1,47 (- 52%). Основные сокращения связаны с расходами на мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия, реставрацию, консервацию и ремонт объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) – минус 1,54 млрд рублей.

Комитет по строительству до сего дня располагал ресурсами общим объемом в 60 млрд рублей. Депутаты должны решить, насколько сократится бюджет комитета, правительство же предлагает снизить финансирование строительной отрасли на 20, 2 млрд рублей. Основные сокращения связаны с частичным сворачиванием Адресной инвестиционной программы. В частности, отрасль "Жилищное строительство" недополучит финансирование в размере почти 10 млрд рублей; "коммунальное строительство" - 1,4 млрд; "спорт и физическая культура" - 4,3 млрд рублей. По разделу "образование" сокращение составит около 3 млрд, по "культуре" - 1,1 млрд.

Что касается социальных расходов комитета по строительству в рамках АИП, то здесь также налицо сокращения. Расходы на капитальные вложения по отрасли "Здравоохранение" в соответствии с АИП сокращаются на 2,7 млрд рублей, а по отрасли "социальная политика" - на 640 млн, с примерно 800 до 160 млн рублей. Урезается и целевая программа "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" - с 546 до 126 млн рублей.

В то же время присутствуют статьи, расходы на реализацию которых планируется серьезно увеличить. Здесь, правда, немалую роль сыграли дотации из федерального бюджета. Тем не менее, город также увеличил ассигнования. В частности расходы на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда как по части федерального, так и по части городского бюджета возрастают с 1,55 млрд рублей до 2,24 и 2,22 млрд соответственно.

Кроме того в проекте секвестра бюджета появилась новая статья: "Расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными Законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета". На реализацию данной программы выделено 3,76 млрд рублей. Среди прочих статей стоит отметить расходы на развитие инфраструктуры наукограда в Петергофе. Сумма в 101,8 млн рублей осталась неизменной.

Жилищный комитет, согласно проекту секвестра, "теряет" примерно 25% от первоначального финансирования – с 35 до 26 млрд рублей. Наиболее существенному сокращению подверглась целевая программа "Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге" – с 5,1 млрд до 1 млрд рублей.

Чуть менее серьезно, но все же значительно пострадали и другие жилищные программы и это при том, что чиновники неоднократно говорили о планирующемся выделении средств для выкупа новых или достроенных не менее чем на 70% квартир для социальных нужд. Тем не менее, в проекте секвестра средства на реализацию целевых программ Санкт-Петербурга "Молодежи – доступное жилье", "Развитие долгосрочного жилищного кредитования","Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения", а также "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты" заложены значительно меньшие, чем предполагалось – на 570 млн, 870 млн, 1,17 млрд и 1,33 млрд рублей соответственно.

Другие социально направленные статьи расходов хоть и менее значительно, но также пострадали. Так, расходы по предоставлению льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральным законом "О ветеранах" сокращаются с 3,2 млрд до 2,7 млрд рублей. Руководители отрасли объясняют эти сокращения тем, что из-под действия льгот выводятся члены семей ветеранов и инвалидов. С 333 до 149 млн рублей сокращается программа по замене газовых плит.

Кроме того, расходы на социальную поддержку для приобретения или строительства жилых помещений гражданам из числа городских очередников, а также расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными Законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга планируется сократить на 700 млн и 500 млн рублей соответственно.

Есть еще и иные программы, финансирование которых также секвестрируется. В частности, меньше средств планируется потратить на установку приборов учета тепловой энергии (минус 360 млн рублей), ремонт домов Калининского района (минус 33 млн рублей). Серьезно сворачивается программа ремонта лифтов. По ныне действующему бюджету на эти цели планировалось выделить 110,2 млн рублей. Сейчас правительство предлагает оставить 40,7 млн рублей. Ну и, наконец, нетронутыми останутся сломанные почтовые ящики. 335 тысяч рублей не будут направлены на эти цели.

В тоже время средства федерального бюджета серьезно помогут проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Если первоначально на эти цели предлагалось потратить 1 млрд рублей, то сейчас планируется произвести работы на сумму 3,6 млрд рублей. При этом еще 1 млрд (и эта сумма не изменилась) будет направлен на эти цели из городского бюджета. Также неизменными остались статьи расходов: "оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (5,6 млрд рублей); "проведение технических мероприятий по переводу зданий общежитий в статус жилых домов для постоянного проживания…" (150 млн рублей); "возмещение расходов по обслуживанию ЖК, ЖСК, ТСЖ, управляющих организаций в части реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (193 млн).

В правительстве города неоднократно говорило о том, что социальная составляющая бюджета не будет секвестрироваться. Финансирование деятельности комитета действительно сократилось незначительно. Существующие 17,24 млрд рублей предлагается секвестрировать на менее чем 800 млн (до 16,45 млрд рублей). Однако при анализе бюджета комитета по социальной политике выясняется, что есть отдельные статьи, сокращение которых входит в противоречие с заявлениями чиновников.

Самое большое "удивление" вызвала целевая статья расходов "О мерах социальной поддержки отдельных категорий работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге". Ныне действующее финансирование на реализацию данной статьи – 100 млн рублей. Согласно проекту изменений бюджета, финансирование предполагается из расчета 843,5 тысячи рублей. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан урезаются на 83 млн рублей (было 783 млн рублей, запланировано 700 млн рублей).

Расходы на предоставление доплат к пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной службы Санкт-Петербурга снижены почти на 100 млн рублей. Уменьшаются затраты на специальное транспортное обслуживание отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге (минус 37 млн рублей). Расходы на предоставление субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сокращаются на 88 млн рублей.

Еще одна статья, сокращение которой еще в прошлом году, в "Год семьи", было бы невероятным в этом году также подвергается секвестру (праздник, видимо, кончился). Это - расходы на реализацию закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей". На эти цели должно было быть направлено 116,96 млн рублей. После секвестра предполагается оставить 86,96 млн рублей.

Из иных статей, сокращение которых "бросается в глаза" - расходы на бесплатное зубопротезирование (минус 150 млн рублей), "социальные выплаты отдельным категориям пенсионеров, проживающим в Санкт-Петербурге" (минус 182 млн рублей). Сокращаются более 10 статей, связанных с социальной поддержкой, на суммы от 3 до 100 млн рублей в зависимости от величины первоначального размера финансирования.

Есть в бюджете и иные статьи расходов, на которых сэкономили. Так, на 1 млн рублей сокращены "ежемесячные выплаты Почетным гражданам Петербурга". Почти 34 млн рублей недополучат в качестве премий "Золотые и бриллиантовые юбиляры супружеской жизни", а также реализация Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге (минус 2 млн рублей). Расходы на капитальный ремонт зданий соцзащиты урезаются на 50 млн рублей. В рамках комитета будет меньше праздников. Вместо 162 млн рублей на них потратят лишь 22 млн. Предполагается что не получат городского финансирования и большое число некоммерческих организаций.

В тоже время есть ряд серьезных статей, средства на которые будут не только не сокращены, а наоборот увеличены. Так, в проекте изменений в бюджет появилась новая статья "расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию". Связано это с тем, что с 1 января изменилось федеральное законодательство, согласно которому раньше пособия по уходу за ребенком выплачивалось до достижения им одного года. Сейчас же этот срок возрастает до полутора. Расходы, запланированные на эти цели составляют 460,7 млн рублей.

Не сокращаются пособия на детей в целом На финансирование этой меры поддержки из бюджета выделяется 2,6 млрд рублей.

Остается в том же объеме финансирование оказания социальной и экстренной социальной помощи, мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сохраняется в полном объеме финансирование данных программ и на уровне местного самоуправления. В полном объеме сохранены расходы на проведение оздоровительной кампании детей и подростков, правда, за счет средств федерального бюджета.

Не подвержены влиянию кризиса статьи "Социальные компенсации работникам органов государственной власти", а также "реализация Плана мероприятий по развитию футбола в Санкт-Петербурге".

Комитет по здравоохранению, согласно изменениям, сокращает расходы более чем на 5 млрд рублей (сейчас 39,5 млрд, планируется 34,1 млрд рублей). Здесь наиболее "болезненные" сокращения связаны с сокращением объема предоставления высокотехнологичной помощи. Так, расходы на оказание специализированной медицинской помощи при лечении бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий уменьшаются на более чем 10 млн рублей, на реализацию Плана мероприятий по развитию онкологической службы Санкт-Петербурга по профилактике, раннему выявлению и лечению онкологической патологии на 2008-2011 годы на 485 млн рублей. Расходы на реализацию плана неотложных мероприятий по социальной профилактике туберкулеза также подвергаются секвестру - с 922 до 197 млн рублей. Также есть сокращение и по статье расходов, которые направляются на предупреждение отрицательных последствий психических заболеваний – с 822 до 500 млн рублей.

Заметно сокращаются расходы на ремонт объектов здравоохранения и на закупку оборудования. Некоторые из статей вообще исчезли из бюджета. В частности не будет закуплено оборудование для поликлиники № 22 и для ГМБ №2. Среди статей, которые урезаны существенно, значатся расходы на централизованное приобретение оборудования и материалов к оборудованию для учреждений здравоохранения (минус 520 млн рублей), а также расходы на совершенствование материально-технической базы учреждений службы скорой медицинской помощи (минус 92 млн рублей).

Что же касается фондов заработной платы, то их сокращение в целом по отрасли составит порядка 10% (минус 1,2 млрд рублей по системе обязательного медицинского страхования). В тоже время на содержание поликлиник, амбулаторий, диагностических центров в системе ОМС финансирование наоборот возрастает (плюс 11 млн рублей).

Среди тех статей, которые не подверглись влиянию кризиса, в первую очередь стоит назвать платежи из бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (7 423 млн рублей), расходы на бесплатные медикаменты, продукты детского лечебного питания для льготных категорий граждан и специальное питание беременных женщин и кормящих матерей (700,8 млн. рублей) и ряд других.

Среди прочих комитетов, так или иначе занимающихся решением вопросов социальной направленности, сокращения наблюдаются по многим направлениям. Особенно "неприятными" являются фонды заработных плат бюджетников.

Так по комитету по образованию (в целом сокращение – 1 млрд рублей) финансирование содержания общеобразовательных школ предлагается уменьшить почти на 13 млн рублей, а спецшкол, а также вечерних и заочных школ - по 5 млн рублей. Содержание общегородских учреждений по внешкольной работе с детьми обойдется бюджету более чем на 50 млн рублей меньше, чем планировалось.

В тоже время не подверглись секвестрированию расходы на приобретение книг для комплектования библиотек образовательных учреждений, а также расходы на питание школьников

Комитет по культуре (в целом сокращение на 1,1 млрд рублей) также не сократил расходы на комплектование библиотек, а также на реализацию программы "Толерантность".

В тоже время на 10 млн (сейчас 83,98 млн рублей, планируется 73,98 млн) сокращаются расходы на новые постановки и концертные программы в театрах и концертных организациях Санкт-Петербурга, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга. Еще по 10 млн рублей сэкономлено на расходах, связанных с реставрационными работами по замене пола Петропавловского собора Петропавловской крепости (работы заморожены) и на организацию фестивалей и конкурсов. Меньше средств будет потрачено на закупку предметов искусства для учреждений культуры (минус 5 млн рублей).

На 200 млн рублей сокращается выделение средств на содержание и обеспечение деятельности государственных театров и концертных организаций.

В тоже время не сокращены расходы на подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (11,7 млн рублей). Остаются неизменными субсидии негосударственным театрам на возмещение затрат по постановке и показу спектаклей – 12 млн рублей.

Кроме того бюджет комитета дополнился двумя новыми статьями. Из городского бюджета выделяется субсидия на развитие кинематографии для детской аудитории (15 млн рублей) и субсидия общественной организации "Союз Кинематографистов Санкт-Петербурга" на ремонт занимаемых помещений – 4 млн рублей.

Самой же "любопытной" статьей расходов остается выделение субсидии на проведение общегосударственных и общегородских праздничных мероприятий и памятных дат. Размер ее значителен – 331,38 млн рублей, и секвестр этих расходов не коснулся. По данному вопросу в ходе первого чтения звучали возмущения от многих депутатов. Сохранится ли финансирование данной бюджетной строчки, станет известно после принятия изменений в бюджет во всех трех чтениях.

Что же касается других комитетов и подразделений администрации Петербурга, то там также масса любопытных моментов. Особенно это касается тех, кто не пострадал от кризиса. Оказывается, есть и такие.

В настоящее время нет никакого сокращения по статьям "расходы на содержание главы законодательной власти Санкт-Петербурга" и "расходы на содержание членов законодательной власти Санкт-Петербурга". На эти цели планируется по прежнему 2,026 и 76,91 млн рублей соответственно. Само Законодательное собрание потратит на себя почти на 50 млн рублей меньше. Впрочем по утверждению спикер ЗакСа Вадима Тюльпанов по 10% со своих окладов депутаты все же должны будут снять.

Однако в целом лишь один орган сохранил свой бюджет в полном объеме. Это городская избирательная комиссия. При бюджете в 116,9 млн рублей на содержание членов ГИКа по-прежнему выделено 49,7 млн, а на обеспечение деятельности - 66,6 млн рублей (хотя выборов в этом году более, насколько известно, не предполагается).

Почти не сократился (минус 7 млн рублей) бюджет Уполномоченного по правам человека. Причем, если расходы на содержание аппарата омбудсмена были сокращены с 56,7 до 49,7 млн рублей, то содержание главы осталось в прежнем объеме - 1,58 млн рублей.

Смольный сокращает свои расходы на 262 млн рублей (более 15%). Сокращаются расходы и на содержание главы правительства – на 206 тысяч рублей.

Наконец один комитет – комитет финансов свой бюджет даже увеличил. Правда это связано как с переходом средств, не потраченных в 2008 году в бюджет этого года, так и с увеличением резервного фонда губернатора.

Андрей Рысев


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости









Главное ↓ 

О редакции Реклама