ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 29 апреля 2009, 15:58

Павел Бардин: "Власть поддерживает и фашистов, и антифашистов - это признак ее слабости"

Фильм Павла Бардина "Россия 88", представивший Россию на Берлинале в этом году, проходит в формате закрытых показов. Первая в России лента, рассказывающая о неофашистах, принята зрительской аудиторией неоднозначно. Однако совершенно очевидно, что фильм - шаг к признанию проблемы самим обществом. О своем видении русского фашизма и позиции власти по отношению к проблеме в интервью ЗАКС.Ру рассказал режиссер фильма.

- В чем причина того, что фашизм стал частью российской действительности?
- У меня политическая шизофрения, я не понимаю, чего хочет власть. Вместо открытого диалога у нас существует некая система сигналов. И сигналы эти совершенно разные. С одной стороны, Дмитрий Медведев публично осудил национализм, Константин Ромодановский заявлял о том, что в России нет этнической преступности. С другой стороны, нетерпимые высказывания позволяют крупные чиновники уровня заместителя министра ГУВД – они же тоже часть системы, люди государевы. Можно было бы применить меры: судебное взыскание, выговор, уголовное преследование, если это выходит за рамки уголовного кодекса. Но этого тоже не происходит.

- Чем чревата эта раздвоенность и как ей противостоять?
- Получается, что одни слова вполне сознательно говорятся одной части общества, другие слова говорятся, естественно, другим социальным группам. И каждый в такой ситуации чувствует свою поддержку государством, у которого нет единой политики в отношении национализма. Ни в одном интервью я не говорил о том, что власть поддерживает фашистов, к сожалению, власть поддерживает и тех, и других своим противоположными высказываниями. И это как мне кажется, говорит не о силе, а слабости власти. Если в нашей стране выстроена вертикаль, то почему же она не выстроена в этом направлении?

А противостоять можно только открытой дискуссией, которая будет вестись в СМИ, в том числе и на телевидении, с признанием проблемы. Считаю, что позиция исполнительной власти должна быть однозначной – признание проблемы. Национализм - это болезнь, ее которую необходимо лечить. Но для того чтобы вылечить, болезнь нужно диагностировать. Диагноз не поставлен ни обществу, ни выражающим его мнение радикалам.

- В чем корни русского национализма? В действиях фашистов или бездействии чиновников?
- Совершенно очевидно, что ксенофобия имеет биологическую природу, и в этом смысле только разум может с ней бороться. Идеология всемирного заговора очень просто объясняет причины несправедливости мира и позволяет найти врага, чего не дают другие тоталитарные идеологии, в частности, коммунизм. Нацизм не требует прочтения "Майн Кампф". Сама идеология фашизма не предполагает политического мышления. А предполагает определенный набор догм, который не обсуждается.

Страх чужого бессознателен: люди, которые приезжают, не всегда готовы впитывать культуру, носителями которой мы являемся. Они с трудом ассимилируются, это вызывает неприятие - совершенно понятное явление. Но корень зла не в этом. Проблема национализма тесно связана с коррупцией. Гражданство и разрешение на работу покупаются и продаются. Застройщики используют труд нелегалов. Чиновники и милиционеры берут взятки и закрывают глаза на это глаза. Радикальные националисты об этом знают. Но их протест выражается в убийстве мигрантов - беззащитных и бесправных людей.

- Может ли сегодня русский национализм существовать в правовом поле?
- Любая точка зрения общества может быть представлена в публичной и медийной сфере, если она укладывается в рамки Конституции и Уголовного кодекса. Вопрос – готова ли к этому власть? И готовы ли сами националисты немного прикусить себе язык? Мне кажется, что если бы представители крайне правых партий выступали не против мигрантов в принципе, а против тех, кто использует труд нелегалов и наживается на этом, то это была бы абсолютно продуманная и продуктивная история. И диалог между крайне правыми партиями и партией власти был бы полезен для общества. Почему "Единая Россия" не участвует в дискуссиях? Если партия власти не вступает в спор с радикальными силами, не означает ли это, что ее идеология слабее идеологии противника? Это похоже на трусость. И, мне кажется, что такая позиция вталкивает людей в идеологию "смелых". Получается, националистам, не желая того, создают имидж борцов за справедливость.

- Способен ли фашизм выйти на политическую арену в России?
- Единственный способ выяснить, способны ли они на это - открыть выборы и дать возможность людям высказываться. Но на заявления и действия, выходящие за рамки закона, необходимо мгновенно реагировать. Реакция может поступать не только от государства, но и общества - от граждан, правозащитных организаций. Опять же, для того, чтобы это происходило, надо предоставить людям трибуну. Те, кто способен высказывать взгляды в правовом поле, могут быть в публичной политике, как это происходит в Европе. Но и либералам, и левым надо дать голос.

- Согласно опросам общественного мнения, ультраправая "Партия свободы" Геерта Вилдерса в Голландии сейчас могла бы создать одну из крупнейших парламентских фракций в стране. Не опасаетесь повторения подобного сценария в России?
- Конечно, есть опасность, что, используя популистскую риторику, фашистские партии могут прийти к власти, как это произошло в Австрии и Голландии. Но, когда становится ясно, что люди не могут выполнить популистские обещания, а их лозунги – просто красивые слова, фашисты мгновенно теряют электорат. Но даже такой процесс способствует формированию у людей гражданской позиции. Чем более открытым и развитым будет общество, тем меньше у фашизма шансов, увести его за собой.

А пока мы считаем, что граждане страны не способны к политическому мышлению, думаю, что идеология национализма в своих крайних проявлениях будет расти и крепнуть.

Беседовала Алиса Кустикова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама