ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 сентября 2009, 19:30

Проспект в обмен на башню

Во вторник, 22 сентября, правительство Петербурга может принять постановление, разрешающее ОДЦ "Охта" превысить высотный регламент для строительства небоскреба "Охта центра". Так, напомним, заявил вице-губернатор Роман Филимонов, возглавляющий городскую комиссию по землепользованию и застройке, после заседания комиссии в минувший четверг. На том заседании комиссия и разрешила превышение. Проект постановления, по словам Филимонова, был готов заранее, уже в этот день.

В свое время губернатор Валентина Матвиенко была сторонницей твердого соблюдения градостроительных законов. Например, при принятии Генплана Петербурга в 2005 году она заявила: "Мы теперь будем жить не по понятиям, а по закону". А в ходе принятия Правил землепользования и застройки сказала, что теперь у города появится целый пакет юридических нормативных актов, и ни один строитель не будет вправе их нарушать, а любое нарушение будет караться. "Я бы сравнила правила с дамбой, защищающей город от волн административного ресурса, лоббизма и коммерческих аппетитов", — заявила губернатор.

В Генплане зона небоскреба, действительно, отмечена как зона деловой застройки. Однако Правила землепользования и застройки изначально ограничили предельно допустимую высоту застройки в районе 100 метрами. Впрочем власти сразу дали понять, что это ограничение намерены преодолеть в интересах одной компании, а именно Газпрома. Как пояснила сама Матвиенко при принятии в июне постановления "О порядке взаимодействия исполнительных органов власти при предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", это будет исключение для отдельных доминант, которое может быть принято, если будет обоснована и доказана целесообразность точечного изменения параметров. А главный архитектор Юрий Митюрев пояснил, что инвестору придется убедить власти в необходимости отклонения от параметров.

О "целесообразности" изменения параметров для "Охта центра" сказано уже много. Многие эксперты полагают, что ни один из приведенных компанией "аргументов" (например, то, что трапециевидная конфигурация земельного участка неблагоприятна для планировки) не может быть отнесен к обоснованиям, предусмотренным ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.

Более того, в дискуссиях по поводу "Охта центра" его защитники как один из главных доводов приводят то, что Газпром-де — очень выгодный для Петербурга стратегический инвестор, приносящий в казну многомиллиардные налоги. При этом сторонники башни всячески подчеркивают, что "Охта центр" станет уникальным зданием, единственным, что город не попадет в кольцо небоскребов и что только для Газпрома, благодаря статусу компании и ее огромному вкладу в бюджет, делается исключение.

Если это не является лоббизмом и коммерческими аппетитами, то непонятно, что же является. И если задумывать закон с изначальной целью его тут же обойти в интересах одной компании, то непонятно, как же разделить закон и понятия. Судя по тому что обсуждение "Охта центра" комиссией по землепользованию и застройке в первый раз не заняло и пяти минут, особенно убеждать власти в необходимости отклонения от параметров инвестору не пришлось. "Дамба" не сработала.

Газпром между тем продолжает арт-подготовку в защиту башни. Стремясь доказать свою полезность, монополист кинулся ремонтировать дороги. Накануне заседания правительства, в понедельник, было объявлено, что компания берет на себя комплексную реконструкцию петербургских проспектов — Чернышевского, Литейного и Владимирского. Финансироваться проекты будут из бюджета Петербурга и средств ОАО "Газпром" в долях 60% на 40%. Что по меньшей мере странно — нефтегазовому концерну вообще, мягко говоря, не свойственно заниматься ремонтом дорог в крупных городах, а уж тем более находясь в таком положении, как Газпром. Напомним, компания в условиях кризиса была вынуждена отказаться от разработки ряда важнейших нефтегазовых проектов.

В КБДХ пояснили, что строительство дорог в Петербурге — часть социальной программы Газпрома. И что развивать северную столицу — это сейчас модно. Что можно считать новым словом в благотворительности и меценатстве — ремонт дорог в рамки социальной ответственности бизнеса еще не входил. По словам источника, материального поощрения монополист не получает, кроме таблички на отремонтированных улицах, что-де в их ремонте принимал участие Газпром. Одну такую табличку уже повесили сегодня на вновь открытой для движения Фурштатской улице. "Дороги, которые построил Газпром", очевидно, призваны стать завершающим выстрелом в защитников исторического Петербурга — разве такая добродетельная компания, вкладывающая миллиарды в реконструкцию проспектов и не требующая взамен ничего, кроме скромной таблички, не достойна получить не табличку, а целую медаль в виде сверкающей башни над городом? И разве можно в этом случае говорить о каком-то лоббизме и коммерческих аппетитах?

По всей видимости, Валентина Матвиенко решила приготовить еще одно оправдание одобрению стройки к заседанию правительства. Так что не беда, если Петербург вычеркнут из Списка культурного наследия ЮНЕСКО — нас туда снова включат, едва взглянут на наш новенький реконструированный Литейный проспект.

Андрей Буйнов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама