ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Голос блога 28 ноября 2009, 22:04

Блогеры о крушении "Невского экспресса": трагедия  в очередной раз обнажила несостоятельность государственной системы России

Вечером 27 ноября эфир федеральных телеканалов прервался экстренным сообщением о крушении поезда "Невский экспресс". Трагедия, в результате которой, по последним данным, погибли 26 человек и еще более 80 получили травмы различной степени тяжести, произошла в 21:34 в Новгородской области, примерно в 25 километрах от города Бологое на перегоне Алешинка — Угловка. С рельсов сошли несколько последних вагонов поезда. На месте происшествия обнаружена воронка диаметром около метра. В качестве одной из версий произошедшего рассматривается теракт.

В субботу, 28 ноября, директор ФСБ Александр Бортников  на совещании у президента РФ Дмитрия Медведева сообщил, что причиной крушения "Невского экспресса" стал взрыв самодельного взрывного устройства мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин подтвердил журналистам, что причиной крушения поезда № 166 "Москва — Петербург" мог стать подрыв: "Существуют объективные данные, которые позволяют следователям рассматривать как одну из версий подрыв". Среди погибших бывший вице-губернатор Петербурга, назначенный всего месяц назад главой госкомпании "Российские автомобильные дороги", Сергей Тарасов.

Напомним, что это не первое происшествие с "Невским экспрессом". 13 августа 2007 года на перегоне Бурга — Малая Вишера в Новгородской области с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов поезда, также следовавшего из Москвы в Петербург. Следствие установило, что причиной крушения стал "подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью до 9 кг в тротиловом эквиваленте". Взрыв 2007 года признали терактом. В конце июня 2009 года в Новгородском областном суде начался процесс о подрыве пассажирского поезда. В теракте обвиняются два жителя Ингушетии — Макшарип Хидриев и Саламбек Дзахкиев, которые, по версии следствия, являлись непосредственными исполнителями подрыва поезда. Организатор теракта Павел Косолапов, известный диверсант, в настоящее время находится в федеральном розыске. По версии следствия, Косолапов действовал по заказу одного из главарей боевиков — Доку Умарова. Буквально накануне второго крушения "Невского экспресса" — 25 ноября — один из подсудимых Макшарип Хидриев признал свое участие в подготовке теракта. В перерыве судебного заседания он сообщил журналистам, что привез взрывчатку в Маловишерский район Новгородской области на легковом автомобиле, и именно эта взрывчатка впоследствии была использована для проведения теракта. По словам Хидриева, в машине вместе с ним был его брат Амирхан, которого сначала тоже задержали, но позже освободили из-под стражи.

На известие о крушении "Невского экспресса" блогосфера откликнулась незамедлительно, и, не дожидаясь официальных версий произошедшего, выдвинула свои. В интернет-сообществе задаются вопросом, неужели череде терактов в России не будет конца. В первую очередь пользователи интересуются эффективностью работы специальных служб. "Как правоохранительные органы и спецслужбы, затраты на содержание которых превысили в этом году триллион рублей ($35 млрд против менее $3 млрд в 2000 году), могли прозевать подготовку такого теракта — большой вопрос", — размышляет v-milov.

У holtmann версия теракта вызывает сомнения: "Террористы, во-первых, публично оповестили бы о такой акции (тем более что в России других террористов, кроме мусульманских, нет, а эти кричат о своих "подвигах" налево и направо). Информацию о какой-то ультраправой группировке "Комбат-18", якобы взявшей на себя ответственность за этот подрыв, всерьез воспринимать не стоит. Ультраправые в России убивают гастарбайтеров, а не поезда взрывают". Второй аргумент holtmann в пользу отказа от версии о теракте таков: "Террористы сначала провели бы несложные расчеты, из которых следует, что, для того чтобы пустить под откос весь поезд (и таким образом вызвать максимальные человеческие жертвы, что обычно и является целью террористов), взрыв нужно осуществлять не под локомотивом (как было сделано), а на некотором расстоянии впереди локомотива (чтобы он не смог протащить вперед почти весь состав). А вот если нужно "грохнуть" только второй вагон от хвоста (в котором и ехали главы госкорпорации), тогда взрывать нужно было именно под колесами локомотива (чтобы минимизировать жертвы среди ни в чем не повинных людей). Собственные выводы заставляют holtmann предположить, что злоумышленники желали смерти конкретного человека. v-milov замечает, что теракт получится резонансным, так как среди пассажиров был глава федерального органа исполнительной власти — председатель Росрезерва Борис Евстратиков. Блогер также указывает на смерть другого высокопоставленного лица — назначенного всего месяц назад главой госкомпании "Российские автомобильные дороги" Сергея Тарасова, ранее занимавшего пост вице-губернатора Петербурга.

duarling все-таки придерживается версии теракта. Он обратил внимание на возможную связь крушения и мусульманского праздника: "Вчера был главный мусульманский праздник. Как наше Рождество, Куйрам-байрам, кажется. В такие дни людей ислам призывает к миру, но это людей, а не нелюдей, которые, прикидываясь слугами Аллаха, надеются попасть в рай. Но убийц в рай не берут, чем бы они ни прикрывались".

Добавим, что версия теракта официальными лицами была выдвинута не сразу. _get_man_ указывает, что, по данным информагентств, компетентные источники в силовых структурах утверждали, что пока "нет никаких оснований полагать, что причиной инцидента стал злой умысел". "Последние слова сообщения свидетельствуют о том, что поезд завалили исключительно по доброте душевной", — саркастически замечает пользователь.

Подрыв "Невского экспресса", по мнению alone-jackal, является логичным исходом правительственной программы толерантности: "Ну вот, ребята, держите заслуженную награду — за что боролись, на то и напоролись. Побольше вашей толерантности, и скоро вас начнут резать на улицах как свиней".

Еще одну версию причин крушения выдвигает b_insider. Он убежден, что взрыв произошел в преддверии того, как Медведев и Путин должны были обсудить вопрос о назначении нового президента Дагестана: "В республике на этот счет в кланах есть определенные волнения и возня. Ходят слухи о возможных сменах силовиков в МВД и ФСБ. Поэтому вопрос: а не связан ли подрыв "Невского экспресса" с этими политическими сюжетами?"

Обращаясь к взрыву "Невского экспресса" в 2007 году, vlad47 напоминает имена всех, по версии следствия, причастных к диверсии. Блогер убежден, что в произошедшем крушении виновна та же группировка, а подельникам Хидриева выгодно обвинить во взрыве русских националистов. За этим, по словам vlad47, последует террор Кремля, по словам блогера, спевшегося с Кавказ-центром, по отношению к лидерам организаций.  Говоря о трагедии 2007 года, joe_malaba делает следующий вывод: "Ужасно все это, и еще более ужасно, что из опыта 2007-го никаких выводов не сделано вообще. Тактика террора вообще в России хорошо себя зарекомендовала, история тут у нас богатая".

iskander1988 пытается проанализировать и дать объективную оценку несоответствиям в информации о крушении "Невского экспресса", сообщаемой в СМИ. Участник сообщества указывает, что для образования воронки в 1 метр достаточно 150 г тротила, но ущерб от такого количества взрывчатого вещества должен быть минимальным, даже учитывая скорость железнодорожного состава. Тем не менее, по данным ФСБ, взрывчатки было около 7 кг. iskander1988 замечает: "Этого было бы вполне достаточно, чтобы пустить поезд под откос, но и воронка была бы соответствующая... при взрыве 7 кг тротила ни о какой метровой воронке не может быть и речи". Вспоминает блогер и о том, что очевидцы говорят лишь о хлопке, взрыва из них никто не слышал. "Природа этого "небольшого хлопка" может быть самой разной, причем это могли бы быть уже поврежденные вагоны. Ибо, если бы рвануло 7 кг тротила — это был бы не "небольшой хлопок", а конкретный взрыв, и спутать его ни с чем нельзя". Но вопросы пользователя так и остаются открытыми.

shavu делает следующий вывод: "Трагедия с "Невским экспрессом" в очередной раз обнажила несостоятельность государственной системы в государственном образовании "Российская Федерация" и реальную ежедневную опасность для живущих в нем людей. Катастрофы могут происходить в любой стране. Теракты тоже. Но заметим: именно угрозой терроризма была мотивирована процедура внесения в железнодорожные билеты паспортных данных граждан... Мертвых не оживишь. Но живые должны делать выводы. Это не просто крушение поезда, это лакмусовая бумажка". Пользователи сходятся во мнении, что россиянам так и не удается забыть о чувстве страха за собственную жизнь. "Народ уже всего боится подсознательно. В том числе и варианта, что шахид с передатчиком в вагоне", — резюмирует katarsys-alva.

Мария Мещерякова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама