ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 февраля 2004, 14:38

Manager-SURPRISE

Молодые топ-менеджеры правительства привносят все больше нововведений в работу городской администрации. Причем изменения происходят не только в политической, но и в экономической сфере деятельности города. Наряду с намеченной приватизацией ГУПов реформированию подвергается и система государственного заказа Санкт-Петербурга.

Государственный заказ - это система закупки городом товаров и услуг у независимых поставщиков. Учитывая, что государство у нас до сих пор является одним из крупнейших деятелей экономики, легко представить себе масштабы требуемых закупок. Так, в этом году почти две трети бюджета Петербурга, то есть около двух миллиардов долларов, будет потрачено на государственный заказ. Естественно, в доступе к таким деньгам весьма заинтересован городской бизнес. И, естественно, на пересечении интересов бизнеса и полномочий чиновника, как всегда, возникает коррупция.

Одним из основных обвинений правительству предыдущего губернатора было выстраивание системы преференций приближенным
бизнесменам, которые и получали подряды на выполнение госзаказа. Предложения поставщиков без нужных связей зачастую вообще не рассматривались, а если и рассматривались, то по ним почти автоматически принималось отрицательное решение. Выполнение необходимых работ обходилось городу все дороже, а рынок госзаказа был практически закрыт.

Не стоит думать, впрочем, что Санкт-Петербург и вообще Россия в этом смысле далеко позади планеты всей. Даже в США, где выстроена мощнейшая законодательная система, препятствующая коррупции, до сих пор время от времени случаются скандалы, связанные с неоптимальным расходованием бюджетных средств. Стоит вспомнить, что около года назад в центре такого скандала оказалась близкая действующему президенту США нефтяная компания "Halliburton", которая поставляла топливные материалы американской армии по завышенным ценам. Так что коррупция при исполнении госзаказа - беда всеобщая, и решать ее не научились даже в развитых странах.

С приходом во власть команды нового губернатора забрезжила надежда на исправление ситуации. Новые члены правительства всячески подчеркивают, что они весьма заинтересованы в том, чтобы заставить систему госзаказа работать эффективнее. Здесь правительство следует логике: рубль сэкономленный - рубль заработанный, и рассчитывает действительно сэкономить на закупках необходимых городу товаров и услуг.

Инструментами, которые собираются использовать реформаторы, являются открытость и конкурсность размещения госзаказа. То есть, как это всячески подчеркивают идеологи реформы вице-губернатор Михаил Осеевский и председатель Комитета экономического развития Владимир Бланк, предложить свои услуги городу сможет любой поставщик, причем ко всем будет одинаковое отношение. А окончательное решение о выборе поставщика будет приниматься только по итогам конкурса предложений и лишь на основании экономической целесообразности. Итогами внедрения подобной системы, как считает Владимир Бланк, может стать экономия 5-7% бюджетных средств.

Тем не менее, несмотря на то, что в теории новая система размещения госзаказа выглядит почти безупречно, в ее исполнении правительство может столкнуться с очень большими трудностями. Издавна повелось, и все уже привыкли к этому, что рынок госзаказа закрыт, но высокоприбылен. Вряд ли они с энтузиазмом примутся снижать цены на этом рынке.

Иллюстрацией этому может служить прошедшее в прошлую пятницу первое заседание Государственной конкурсной комиссии по
городскому заказу. По информации официального сайта администрации, на этом заседании был решен лишь один вопрос - о закупке регистрационных знаков для ГИБДД. Лимит финансирования составлял 66 млн. 441 тыс. 900 рублей. В конкурсе на поставку, несмотря на то, что он был открытым и участники не проходили предварительного квалификационного отбора, участвовало лишь две компании. Из них одна предложила выполнить заказ за те самые 66 млн. 441 тыс. 900 рублей, то есть вообще не пыталась снизить цену. Вторая компания предложила выполнить за 66 млн. 230 тыс. 250 рублей, так что экономия бюджета в этом случае составила бы 211 тыс. 650 рублей, то есть всего лишь 0,3% от суммы заказа. При этом стандартом при проведении конкурсов по крупным заказам в рыночной экономике является экономия как минимум в 3-4% от суммы заказа.

Кроме того, в руках бизнеса есть и еще один козырь, который работает против намерения администрации сбить цены при
исполнении госзаказа. Дело в том, что лишь небольшое количество компаний способны выполнить крупные заказы, исходящие от государства. Им, давно друг друга знающим, не составит труда в случае надобности договориться между собой.

И подобные проявления наверняка окажутся не единственной сложностью в процессе внедрения новой системы госзаказа. Как бы странно это ни звучало, но не факт, что в городе найдутся предприниматели, готовые сотрудничать с администрацией как с партнером по бизнесу. Предоставлять городу услуги на тех же условиях, что и обычным клиентам, может показаться бизнесменам чересчур хлопотно. Крупный заказчик всегда может навязать поставщику свои условия, а власть к тому же обладает и дополнительными инструментами воздействия.

Поэтому попытки администрации заставить систему госзаказа работать более эффективно вполне могут оказаться безуспешными.

Единственное, что позволяет смотреть на будущее реформы с определенным оптимизмом - тот факт, что и Михаил Осеевский и Владимир Бланк имеют опыт работы в бизнесе и, следовательно, знают реалии работы российской экономики. Для успеха реформы им теперь предстоит разобраться еще и с реалиями работы российской политики.

Алексей ФЕДОРОВ

Алексей Федоров


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама