Оппозиционеры о политическом будущем: От нагайки до ножа один шаг
96,6% избирателей, принимавших участие в крымском референдуме, высказались за воссоединение с Россией. В последние дни перед референдумом Роскомнадзор заблокировал сайты "Грани.Ру", "Каспаров.Ру", "Ежедневный журнал" и страницу Алексея Навального в ЖЖ. Фактически была разгромлена "Лента.Ру". В Петербурге депутатов ЗакСа, выступающих против присоединения Крыма, коллеги в лицо называют "врагами России" и "пятой колонной". В Донецке пророссийски настроенные активисты в ходе потасовок убили двух сторонников сохранения Украины в ее законных границах. ЗАКС.Ру поинтересовался у петербургских оппозиционеров, насколько далеко, по их мнению, может зайти власть, стоит ли ждать массовых арестов и возможен ли "донецкий сценарий" на митингах в России.
Семен Пихтелев, руководитель петербургского движения "Национальные демократы":
- Стоит ожидать не только задержаний, но и арестов, новых уголовных дел, закрытия общественных организаций и политический партий. Понятно, что продолжат закрывать независимые СМИ. Все массовые "независимые" СМИ независимы только относительно. Ситуация с "Лентой.Ру" показывает, что собственники готовы закрывать издания по звонку из администрации.
Все из-за того, что у нас объявили войну Украине. В этой ситуации люди во власти и элитные группы нагнетают обстановку и говорят: "Давайте расправляться с предателями внутри страны, с пятой колонной". Сталинские времена предрекались давно – процесс пошел сейчас.
Есть несколько путей развития событий. Власть может споткнуться о препятствия, и оппозиция, может быть, ситуацию сможет выправить. Допустим, начнутся протесты и ужасные вещи вплоть до кровавых. Это выведет народ на улицы.
Может быть и другое развитие событий: будем бороться-бороться и добьемся только того, что у нас будут появляться в большом количестве политические беженцы. Начнутся экономические трудности в стране. Протест сведется к очень-очень аккуратному юмору, как в СССР.
Я вижу, как ведут себя политические активисты из разных лагерей: накал страстей очень сильный, степень озлобленности высокая, идет мощная накрутка со стороны СМИ. Нынешняя власть возбуждает ненависть к своим оппонентам. Не исключаю, что будут стычки вплоть до применения холодного оружия: палок, ножей, кастетов. Не исключаю, что и я могу стать жертвой. Опасаюсь и за других политически активных людей.
Будем работать более аккуратно, поменьше откровенничать. К сожалению, речь не идет о борьбе посредством демократических механизмов. Никто из серьезной оппозиции на выборы не рассчитывает.
- Блокировка информационных ресурсов связана с крымским референдумом. Надеюсь, что не будет более жестких мер – задержаний и уголовных дел. Сценарий еще не китайский, но уже белорусский: наверняка будут закрывать какие-то аккаунты политических лидеров. Если события будут развиваться по крутому сценарию с официальным вводом войск и протестами в России, то появятся и дела. Если в Крыму все пройдет более-менее мирно, то я предполагаю, что власти отыграют обратно, и СМИ разблокируют.
Такой цензуры раньше не было. Депутаты, которые накидывались на Ольгу Галкину и Максима Резника, понимали посыл сверху: очень важная тема, промолчать они не могли, иначе бы за это поплатились.
После референдума, я думаю, риторика поменяется. Мирный сценарий возможен, если власти Украины не попытаются силой удержать Крым. При этом Кремль показал, что ему нужен Донецк. Если Кремль захочет "отжать" и Донецк, то кровавого сценария не избежать.
Если власти в 2008 году не чурались использовать провокаторов, непонятных людей спортивного телосложения, которые накидывались на мирных демонстрантов, избивали, убегали, то такой метод нельзя исключать и сейчас. Почему бы и нет? Руки у них развязаны. Но еще раз повторюсь, накал страстей сейчас не такой, как на Украине.
Сергей Гуляев, экс-депутат ЗакСа:
- Сегодня есть несколько возможностей обойти запреты Роскомнадзора. Эти попытки цензуры, по сути, бесполезны. Конечно, власть может дойти до варианта китайского интернета, но после этого "диванная партия" наконец-то оторвет зады от компьютеров и выйдет на улицу протестовать против жуликов и воров. И это было бы неплохо.
Мы недавно наблюдали, как какой-то подонок, ряженый в казака, избивал нагайкой девчонок из Pussy Riot. Недавно им чуть не выжгли глаза зеленкой. От нагайки до ножа один шаг. Тем более, когда власть поощряет этих подонков на агрессию по отношению к оппозиционерам. Но это не повод, чтобы поднимать руки вверх и сдаваться. Не надо бояться.
Я понимаю, что сейчас поток уехавших из страны серьезный, но это тенденция последних лет 15. Из нормальной страны люди не уезжают. Понятно, что поток беженцев, обычных людей из России, которые беспокоятся о своих детях, о своем будущем, будет только увеличиваться. То, что сейчас творится в Крыму, еще больше отодвигает нас от построения нормального государства.
Алексей Ковалев, депутат ЗакСа, руководитель фракции "Справедливая Россия":
- Обратитесь к Путину: он все расскажет. Мое мнение: блокировать СМИ можно только в случае, если есть судебное решение. Запреты должны быть обоснованы. Как будут события развиваться дальше, понятия не имею. Речь, понятно, идет о запретах с самого верха.
Лично я никого "пятой колонной" не называю, в уличных акциях участия не принимал, что будет дальше, не знаю.
Максим Резник, депутат ЗакСа, сторонник партии "Гражданская платформа", руководитель парламентской комиссии по культуре:
- Почему я должен куда-то уезжать? Почему я должен оставлять свою страну этим невменяемым людям, которые сегодня находятся у власти. Понятно, что сейчас все ужесточилось, но какая будет степень ужесточения в будущем, я не знаю. Я много раз говорил: российская власть настолько неадекватна, что оценку ей должны давать не политики, а медики. А я не медик.
Вы насмотрелись фильмов ужасов, если спрашиваете, будут ли на акциях убивать. Это лишнее. Не боятся только идиоты, но страх необходимо преодолевать: меня и били, и зеленкой обливали. Если бояться, то не надо заниматься тем, чем я занимаюсь. Я, естественно, опасаюсь, но смелый человек – это не тот, кто не боится, а тот, кто страх преодолевает. Действия могут быть разные у меня, в зависимости от ситуации, но моя позиция не изменится.
Геннадий Гудков, сопредседатель партии "Альянс зеленых и социал-демократов":
- Не будем переносить на будущее то, что есть в настоящем. Массовые задержания и аресты уже есть. В день вынесения приговора по "болотному делу" было задержано более 500 человек, которые просто мирно стояли. То есть мы уже можем говорить об административных массовых задержаниях и административных массовых репрессиях. Рапорта штампуются под копирку: никакого права там нет. И я уверен, что эта практика будет продолжена. Чтобы репрессии проводить легче, надо заткнуть рот всем критикам – это и было сделано. Развязывание политический цензуры – это прямой путь к распаду государства. Все закончится хреново.
То, что произошло в Донецке, в России пока произойти не может. Но, к сожалению, это обязательно произойдет в будущем. Я уже устал предупреждать власть: отсутствие диалога порождает радикализацию протеста. Градус противостояния нарастает, образуется поляризация. Очень тревожные сигнальчики, очень тревожные звоночки. Просто беспрецедентно: под атаками оказались все оппозиционные СМИ, всех попытались закрыть, уничтожить.
Хочет власть революцию? Получит она революцию. Хочет Майдан? Получит Майдан. Мы предлагаем способы этого избежать, а нам говорят: "Отвалите". Ситуация будет ухудшаться каждый день. Мы помним, как СССР ввел на "ура" войска в Афганистан. Помним, чем все закончилось. К тому же, Украина – это вам не Афганистан. Мало никому не покажется. Поэтому пока еще не поздно, надо сделать остановку и нажать на тормоза. Но кондуктор что-то не спешит, так что мы с вами будем свидетелями глобальных процессов.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1