ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 декабря 2004, 17:43

Оппозиция: made in Saint-Petersburg

Санкт-Петербург в свое время успели окрестить яблочной столицей России. В 1999 г. победу на думских выборах в городе торжествовал уже Союз правых сил. Последующие события оказались для демократов в частности и оппозиционеров в целом гораздо менее радостными. Уже в декабре 2002 г. блок СПС+Яблоко не без труда взял восемь депутатских мест из пятидесяти мандатов в Мариинском дворце. А думская кампания 2003 года, казалось, и вовсе довершила разгром либералов: СПС хотя и оказался на третьем месте, но потерял почти половину голосов, Яблоку повезло еще меньше, зато вперед вышла левонационалистическая Родина. Впрочем, услышав от избирателей недвусмысленное фи, оппозиционеры всех мастей стали задумываться о смене тактики.

Вполне очевидно, что попытки создать объединенные оппозиционные структуры (или хотя бы научиться организовывать совместные акции) развиваются в нескольких направлениях. В начале 2003 г. появилась на свет Демократическая фракция СПС+Яблоко. Это стало своеобразной реинкарнацией одноименного избирательного блока. Стоит отметить, что особого выбора у заклятых друзей не было положение о фракциях предусматривало состав депутатского объединения не менее пяти человек, а у правых и фруктов после ухода Александра Кущака и Павла Солтана оставалось лишь по четверо парламентариев. На сегодняшний день Демфракция переживает не лучшие времена. Лишившись одного за другим двух сокоординаторов (Виталий Мартыненко перебрался в Единую Россию, а затем в ЛДПР, а Игорь Артемьев в Родину), объединение удерживается лишь на минимально допустимом уровне в шесть депутатов. Не потому ли парламентские представители оппозиции не рискуют до конца рвать отношения со Смольным, несмотря на жесткие фразы, произносимые на митинге? Наличие во фракции разногласий по вопросу о степени оппозиционности давно уже не является секретом.

Вторая линия развития оппозиции уличная. И тут Санкт-Петербург оказывается своеобразным застрельщиком, поскольку далеко не везде в стране можно увидеть столь разношерстные альянсы от Яблока до КПРФ, РКРП и Национал-большевистской партии.

Наконец, существует такая оппозиционная структура (довольно рыхлая, впрочем) как Демократическое совещание. Ему предшествовал круглый стол в редакции газеты Дело с участием национал-большевика Андрея Дмитриева, независимого журналиста Даниила Коцюбинского, лидера местных яблочников Максима Резника, депутата ЗакСа Константина Сухенко и вождя петербургского отделения РКРП-РПК Геннадия Турецкого. За разговорами последовали действия 2 октября на углу Невского проспекта и Малой Конюшенной улицы состоялся митинг Против безответственности власти и наступления диктатуры. Формальным его иницииатором стала организация Гражданское действие, а среди присутствовавших оказались не только яблочники, но и кое-кто из ныне действующих членов СПС (в том числе входящих в Политсовет петербургского отделения); последняя партия, впрочем, специально уточнила, что не принимает официального участия в акции.

Яблоко же занялось поиском партнеров для уличных мероприятий и справа, и слева. Началом стало выступления молодежного яблочника Павла Другова на митинге коммунистов у Финляндского вокзала 4 октября, за ним последовала совместная акция протеста против президентских инициатив по назначению губернаторов, проведенная напротив Мариинского дворца.

Петербург не исключение. Объединение оппозиции на уровне общих структур или в плане совместных действий можно заметить и в других регионах. После поражения на думских выборах СПС и Яблока, а также серьезного ослабления КПРФ ряд оппозиционных сил оказался объективно вынужден действовать вместе. Возникли блок За родное Приангарье на выборах ЗакСа Иркутской области (СПС и Народная партия РФ), блок Союз патриотов Сахалина (СПС и социал-демократы) на выборах Сахалинской облдумы, блок Наша Родина Архангельская область (СПС и Яблоко) на выборах Архангельского областного собрания. В Тульской и Калужской областях правые и яблочники совершили рокировку одни выдвинули список, вторые пошли по округам, в итоге и те, и другие сумели провести своих представителей. Фракция на основе СПС, Яблока и Российской партии жизни появилась в Московской городской думе. Единая демократическая коалиция создана в Пермской области в составе СПС и Яблока, начиная с ноября 2004 г. Данная коалиция будет действовать не только в ходе выборов, но и во время различных политических и социальных акций и мероприятий.

Однако полного единства нет, и, видимо, не будет. В то время как Яблоко, КПРФ, Оргкомитет партии Наш выбор (лидер Ирина Хакамада) и ряд граждан подали совместный иск в Верховный Суд РФ с требованием пересмотреть итоги думских выборов, СПС устами члена своего Федерального Политсовета Леонида Гозмана заявил, что не видит смысла в данной акции.

Вполне очевидно: правые и яблочники сотрудничают преимущественно на уровне электоральных альянсов, в то время как Яблоко готово развертывать совместную деятельность и с коммунистическими структурами. Пару дней назад яблочники провели очередную совместную с левыми (с Авангардом красной молодежи и Движением имени Петра Алексеева) акцию. СПС же довольно жестко высказался против кооперации с наследниками Сталина и Берии.

Между тем, оппозиционный спектр в Санкт-Петербурге вполне зримо расширяется. В последнее время стали заметно политизироваться акции протеста горожан, носящие изначально социальный характер. Конечно и раньше некоторые партии как, например, Яблоко принимали участие в таких акциях, поскольку видели социальный аспект одним из основополагающих направлений своей деятельности. Однако теперь все чаще организаторами и активными участниками акций протеста выступают представители не только Яблока, но и других партий и объединений. В апреле 2004 г. прошла акция протеста членов Национал-большевистской партии против повышения тарифов на услуги ЖКХ, сразу после этого подобную акцию провели левые из Движения гражданских инициатив. В мае против уплотнительной застройки митинговали яблочники, через пару недель вахту подхватили нацболы, в июне подобное мероприятие организовал уже член СПС и депутат ЗакСа Алексей Ковалев; в июле протестовали против уплотнения члены Патриотического союза студентов.

Ввиду роста ксенофобии в РФ в целом и в Санкт-Петербурге и увеличившегося числа нападений на иностранцев и представителей национальных диаспор не исключено вовлечение в орбиту действий оппозиции руководства легально проживающих в городе групп национальных меньшинств. Кстати, опыт подобного взаимодействия уже был в 1994-1995 гг. у Демократического выбора России (предшественника СПС), а сегодня с диаспорами начинает работать Яблоко.

Число поводов для недовольства расширило само городское правительство, приняв решение о начале ликвидации торговых ларьков на остановках общественного транспорта. Половина малого предпринимательства Северной столицы приходится на ларьки, торговые павильоны и магазины у дома. Решение администрации о ликвидации торговых точек у остановок ларечники посчитали "правовым беспределом" и вышли протестовать, в чем их немедленно поддержали яблочники.

Понятно, для политиков участие в подобных акциях форма пиара. Кроме того, внутри старых партий обостряется борьба за руководящие посты, и новые активисты стремятся заявить о своих амбициях. В то же время, в условиях усиления социальной напряженности, вызванной отменой льгот и потерями, которые ожидают петербургских пенсионеров, вполне вероятно создание каких-то союзов, ранее совершенно немыслимых. Стоит обратить внимание, что по вопросу о неприемлемости принятого варианта монетизации льгот к протестам яблочников и коммунистов присоединились и местные сторонники Сергея Глазьева, ранее не замеченные в симпатиях к данному альянсу.

В городе, являющемся крупным образовательным и научным центром, дополнительное недовольство продуцируют действия властей, направленные на сокращение числа научных работников и институтско-вузовских структур. В таких НИИ преимущественно работает электорат оппозиционных партий и в случае объединения он становится мощной силой.

Для Смольного ничего хорошего в подобной конфигурации сил не будет. Одно дело бороться с оппозицией политической, да еще и ведущей борьбу между собой, другое справляться с размытой идеологически структурой, которая за счет популистских лозунгов способна набрать влияние среди жителей.

Другое дело, что было бы неправомерно заявлять о наличии некоего единого оппозиционного фронта в Санкт-Петербурге. Даже по важнейшим вопросам противникам власти не всегда удается договориться об общих выступлениях (при единой позиции). Так, если КПРФ, Яблоко и правозащитники провели 28 октября совместный митинг у Исаакиевского дворца, протестуя против законопроекта о назначении губернаторов, то СПС в тот же день провел сепаратную акцию в виде пикетов.

В городе присутствуют также несколько объединений демократической общественности, разнородных как по форме, так и по составу участников. Одной из своеобразных дискуссионных площадок стало вышеупомянутое Демократическое совещание. Впрочем, пока что и не более чем дискуссионным клубом. Кроме того, Совещанию еще лишь предстоит втянуть в свою орбиту остальных оппозиционеров. Главными проблемами здесь видятся две ряд членов Демсовещания явно пытаются создать новую структуру, альтернативную имеющимся старым партиям (а на это не согласны большинство нынешних руководителей партийных структур), во-вторых же, немалая часть противников власти совершенно не готова выстраивать союзы на основе принципа За Путина или против Путина, предпочитая существующие идеологические штампы.

Более вероятно разделение оппозиции на две или три группы. Яблоко вполне может слиться с бывшими политическими антиподами из КПРФ, РКРП-РПК, включив в сферу своего влияния независимые профсоюзы левой ориентации и (по отдельным вопросам) радикальные профгруппы и НБП (последние, впрочем, могут сохранить и организационную самостоятельность). Не исключено и формирование совместных структур в органах муниципального самоуправления Санкт-Петербурга. Вторую группу составит костяк СПС, по-прежнему рассчитывающий на выстраивание конструктивного диалога с городскими и федеральными властями. И, наконец, глазьевцы могут попытаться договориться с ушедшими из КПРФ в ВКПБ активистами и, не исключено, помириться по отдельным вопросам с родинцами (если, конечно, считать последнюю группу оппозиционной). Вот такая оппозиция. Другой нет, что выросло, то выросло

Виктор ХЕЙФЕЦ

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама