ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 10 ноября 2015, 20:00

"Мемориал" поплатился за инакомыслие

Минюст обвинил правозащитный центр "Мемориал" в подрыве конституционного строя и призывах к свержению действующей власти. Организации, которая в апреле 2013 года получила статус иностранного агента, это может грозить новыми санкциями со стороны государства. На этот раз они, возможно, приведут к приостановлению деятельности "Мемориала". Правозащитники гадают, сможет ли организация сохранить свою работоспособность в сложившейся политической ситуации.

"Бредовые обвинения"

История "Мемориала" начинается в конце 80-х, официально организация была учреждена в январе 1989 года. Его основателем был политзаключенный Вениамин Викторович Иофе. Материалы, собранные Иофе в 1970–1980-е годы (архив, библиотека, картотека политзаключенных), легли в основу деятельности центра. На официальном сайте организации сказано, что "Мемориал" — это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу". По инициативе и при участии "Мемориала" в 1991 году был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий", вернувший гражданскую честь сотням тысяч граждан и провозгласивший 30 октября Днем памяти жертв политических репрессий. Кроме того, организация оказывает юридическую и социальную поддержку нуждающимся старикам, прошедшим советские тюрьмы и политлагеря. "Википедия" пишет, что "Мемориал" известен своей "антироссийской и русофобской позицией".

В апреле 2013 года Генпрокуратура признала организацию иностранным агентом. В органах тогда заявили, что "правозащитный центр "Мемориал" занимается в России политической деятельностью, ставя перед собой цель, как заявлено в уставе организации, "воздействовать на общественное мнение внутри страны", при этом финансирование организации происходит из США"

В этот раз за правозащитников взялся Минюст, главное управление которого обвинило "Мемориал" в подрыве конституционного строя России. Поводом стало несогласие правозащитников с приговором по "болотному делу" и с позицией российских властей по отношению к Украине.

Председатель правления Международного общества "Мемориал" Арсений Рогинский рассказал ЗАКС.Ру, что в организации никто не ожидал, что дойдет "до такой ерунды".  

— Правда, не думаю, что может быть такое. Объяснить, почему именно это происходит, я не могу. Я думаю, у системы есть какие-то свои правила, которым ей же самой необходимо следовать. Объявили они нас агентами, значит, надо проверки проводить. Провели проверку, нужно делать следующий шаг. Вот они и придумали нас обвинить в "подрыве конституционного строя". На мой взгляд, шаг этот они придумали примитивный и неудачный, абсолютно скучный в своем воплощении. У нас, людей, переживших советскую власть, ничего, кроме ожесточенной скуки, такие действия не вызывают, — поделился мыслями с ЗАКС.Ру Арсений Рогинский.

Он отметил, что со стороны Минюста было крайне нелепо обвинять именно эту организацию в том, что она пытается навредить конституционному строю России.

— Я могу поручиться, что нет в стране людей, больше преданных идеям Конституции, чем команда правозащитников "Мемориала". Обвинить их в подрыве конституционного строя — это бред, — добавляет Рогинский.

Правозащитник, бывший депутат Госдумы и бывший политзаключенный Юлий Рыбаков возмущен тем, что государство пытается задавить всяческое инакомыслие. Историю с "Мемориалом" он считает проявлением не только чрезмерной жестокости со стороны власти, но и ее глупости.

— Я думаю, мы являемся свидетелями целенаправленных попыток раз и навсегда стереть с лица земли всяческие общественные организации, неподвластные нашему государству. Мало того, что этим власть вредит простым людям, уничтожая организации, занимающиеся просвещением, благотворительностью и правозащитной деятельностью, так ведет себя еще и достаточно глупо. Могли бы сами финансировать эти организации, тогда бы они были лояльней к властям, а люди получали бы помощь. Был бы некий консенсус. Но нет, государству надо уничтожить все, — негодует Юлий Рыбаков.

Правозащитник отметил, что хоть с точки зрения закона в действиях Минюста нет ничего неадекватного, обвинения в адрес "Мемориала" противоречат здравому смыслу.

— Формально тут всё логично. "Мемориал" — иностранный агент, так как пользуется иностранными грантами. Но если оценить ситуацию с точки зрения здравого смысла... Да нет никакого здравого смысла вообще в законе об иностранных агентах! Нормальным организациям, несогласным с официальной позицией правящей партии, перекрывают кислород, при этом различные псевдопатриотические фашиствующие организации в современной России чувствуют себя очень неплохо, — возмущается Рыбаков.

Юлий Рыбаков рассказал, что недавно видел на улице картину, задевшую его. Стоит средь бела дня молодой мужчина с короткой стрижкой, на одежде — свастика, в руках — плакат с надписью "Крыма нам мало". Проявление фашизма налицо, но полиции нет дела.

— Никто ему слова ни говорит, хотя это — откровенное нарушение закона, казалось бы. Такими темпами мы можем прийти к коричневому перевороту, — сокрушается Рыбаков.

"Правозащитная мафия"

Между тем поддерживать "Мемориал" готовы не все. Председатель Санкт-Петербургского отделения партии "Другая Россия" Андрей Дмитриев считает, что реальной правозащитной деятельностью тут и не пахнет и что "Мемориал" получил по заслугам.  

— Надо понимать, что такое "Мемориал" в частности и российские правозащитники в целом. Это либеральная секта, замкнутый круг людей, куда посторонних не пускают. Есть среди них те, кто заседает в Кремле и обласкан властью, есть оппозиционно настроенные товарищи. Но все они мирно сосуществуют вместе, варятся в своем котле, преследуя только свои интересы, — говорит Андрей Дмитриев.

Собеседник ЗАКС.Ру уверен, что в России, конечно, есть правозащитники, делающие свою работу хорошо. Но они — исключение из правил. В целом, по мнению Дмитриева, "Мемориал" и их коллеги не такие демократично настроенные люди, какими хотят казаться.

— Они приватизировали правозащитную деятельность в стране и работают с оглядкой на Запад. Они говорят, что защищают свободу слова, но тот же "Мемориал" предлагает приравнять к экстремизму положительные высказывания о Сталине. Они одних признают политическими заключенными, а других — нет, руководствуясь какими-то только им известными правилами. Как это вяжется со свободой слова? Я согласен, что "Мемориал" — это именно иностранные агенты, государственные санкции против них я поддерживаю, — объясняет Андрей Дмитриев. — Они помогают людям выборочно, разве это правильно? Националистов сегодня, например, подвергают серьезным репрессиям, но им дела нет. С какой радости мы должны защищать их сейчас? Их деятельность вредна не только для государства, но и для общества в целом. Это мафия, живущая за счет иностранных денег. Так уж в России сложилось исторически.

Поддерживает решение Минюста и депутат Законодательного собрания от "Единой России" Виталий Милонов. Несмотря на заверение, что он давно не следит за работой "Мемориала", политик убежден, что это самые настоящие иностранные агенты, которые хотят заниматься политикой, нарушая российские законы.

— За делами "Мемориала" я перестал следить с тех пор, как они променяли свою действительно достойную работу на занятия политикой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что их проверяют и указывают на нарушения современного российского законодательства. Если люди занимаются общественной, благотворительной работой, используя иностранные гранты, — это одно. Если занимаются политикой за счет других стран — это другое. Конечно, за последние 25 лет в России выросло немало политиков, которые сделали карьеру за счет средств, полученных от иностранных спецслужб. Такие люди и в ЗакСе есть. В этом нет чего-то ужасного, но надо понимать, что времена изменились. Теперь у нас есть закон, который запрещает подобные вещи, — рассказал ЗАКС.Ру Виталий Милонов.

Парламентарий считает, что в России с НКО — иностранными агентами обходятся не хуже, чем в других странах.

— России, как и другим странам, не выгодно, чтобы ее политические силы финансировались извне. Думаете, власти США обрадуются, если их Либертарианская партия будет брать деньги у нашего ФСБ? Нет, конечно. У нас еще сюсюкаются с этими агентами, на Западе же с ними борются более жесткими методами, — рассуждает Милонов.

При этом депутат отметил, что исправить ситуацию "Мемориал" может довольно просто.

— Что делать "Мемориалу"? Играть по тем правилам, которые установлены. Хотят заниматься политикой? Пускай откажутся от иностранного финансирования, и все будет нормально. Я не могу сказать, что их идеи какие-то ультрарадикальные, пусть занимаются чем хотят, только делают это честно, — резюмировал Виталий Милонов.

Отметим, что это была первая плановая проверка с момента внесения "Мемориала" в список иностранных агентов. Представители правозащитного центра собираются направить в Минюст возражения, чтобы доказать, что ее результаты противоречат Конституции. Правозащитники из других организаций пытаются понять, получится ли у "Мемориала" отстоять свою точку зрения.

Руководитель "Команды 29" адвокат Иван Павлов считает, что "Мемориал" — это лишь начало репрессий, которые ждут и другие организации, попавшие в список иностранных агентов.  

— Предугадать дальнейшее развитие событий сложно. Впрочем, вряд ли после таких громких заявлений чиновники ограничатся административным преследованием. К сожалению, гораздо вероятнее, что они поставят вопрос о закрытии организации. Не исключено, что “Мемориал” станет первой, но не единственной НКО, которая в ближайшее время столкнется с подобными обвинениями, — предположил в беседе с ЗАКС.Ру Иван Павлов.

Адвокат признался, что происходящее ему кажется следствием нетерпимости властей к минимальной критике.

— Полного текста письма я еще не видел, но те цитаты, которые публикуют СМИ, вселяют недоумение. "Мемориал" пытаются обвинить в страшных грехах на основе публикаций на сайте, в которых правозащитники выражают свою позицию. То есть сам факт несогласия с мнением властей уже приравнивают к преступлению. Письмо Минюста — еще одно доказательство роста уровня нетерпимости к малейшей критике, вообще к любой точке зрения, отличной от официальной, — считает Павлов.

Елизавета Белова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама