ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 июня 2016, 16:07

Петербургская судьба майских указов

Президент России Владимир Путин сразу после своего очередного вступления в должность в 2012 году подписал 11 указов, содержащих 218 поручений, призванных совершить качественный скачок в развитии страны. Они касались нововведений в сфере ЖКХ, совершенствования работы бюрократического аппарата, реформирования армии и материального обеспечения бюджетников. В том, насколько основательно эти указы были проработаны в родном городе президента, пытался разобраться ЗАКС.Ру.

11 документов, подписанных Путиным, должны были задать стратегию работы правительства до 2020 года. Они затрагивают вопросы развития и реформы образования, здравоохранения, культуры, экономического развития, внешней политики, военной сферы.

Одни указы подразумевали рост количественных показателей, например рост производительности труда и количества рабочих мест, а другие были выражены в форме общих распоряжений, например относительно необходимости укрепления положения РФ на международной арене или качества оказания государственных услуг.

Фактический мониторинг и контроль за выполнением данных указов ведут представители исполнительной власти, которым необходимо претворять их в жизнь. К этой работе также подключены эксперты Общероссийского народного фронта и эксперты Высшей школы экономики.

Интересным кажется то, что даже провластная общественная организация ОНФ критически относится к декларируемым чиновниками результатам. Эксперты ВШЭ придерживаются сходной позиции по очень многим вопросам.

Маленькая ложь, большая ложь и статистика

Удивительно, насколько четко и планомерно заданные Путиным показатели претворяются в жизнь согласно отчетности чиновников. Но, не всё так хорошо в жизни, как на бумаге.

Сотрудники городской администрации даже в представленных статистических данных не стали отрицать, что далеко не все показатели удается выполнять. Так, показатель уровня инвестиций в валовой региональный продукт имеет существенное отставание от плана, который предполагает 25%, в то время как по факту Смольный констатирует 17%.

Интересным кажется и то, что начиная с 2009 года количество инвестиционного капитала постоянно снижалось. Еще 7 лет назад доля инвестиций в ВРП Петербурга составляла 26%.

Недотягивают до плановых показателей зарплаты бюджетников в некоторых сферах. Сотрудники государственных учреждений культуры получают заработную плату, средний размер которой составляет лишь 80% от средней по региону, а согласно плану их заработная плата по состоянию на 2015 год должна составлять 115% от средней по региону. "Недоплачивают" и медикам с высшим образованием. Из необходимых 153% Смольному даже на бумаге удалось реализовать только 137%. Такая же участь постигла представителей среднего медицинского персонала. Их средняя зарплата на 2015 год составила 81,5% по отношению к средней в регионе при плановом показателе в 97%.

Похожую картину мы можем наблюдать с динамикой прироста высокопроизводительных рабочих мест, который также был гарантирован майскими указами. Несмотря на заверения чиновников из Смольного о том, что количество высокопроизводительных рабочих мест увеличивается согласно принятым планам, официальные данные Росстата свидетельствуют о постепенном сокращении прироста этого показателя в 2015 году и даже убыли. Исходя из статистики, в 2015 году в Петербурге было на 37,5 тысячи меньше высокопроизводительных рабочих мест, чем в 2014-м.

Буксует также и программа по повышению доли высокотехнологичных и наукоемких производств в экономике. Согласно указу "О долгосрочной государственной экономической политике", доля таких производств в 2018 году должна вырасти в 1,3 раза по отношению к 2012 году. В Петербурге мы можем наблюдать, явное отставание в темпах роста этого сегмента региональной экономики. К 2018 году этот показатель должен будет составить 39,3%. Даже в предкризисный 2014 год он составлял 31,7%, а в 2012-м он равнялся 30,2%. За два года с момента подписания указов он вырос всего лишь на 1,5%. К сожалению, Росстат не предоставляет свежие данные по этому направлению, но, учитывая такой медленный рост, этот показатель, скорее всего, не сможет приблизиться к желанным цифрам, особенно учитывая современную экономическую ситуацию. Хотя чиновники утверждают, что эта доля сегодня составляет 34,4%

Экспертная критика

Городские власти утверждают в своей статистике, что Санкт-Петербург является регионом-лидером по части реализации президентских указов. 83% поручений либо выполнены, либо выполняются согласно установленным планам. Цифра действительно впечатляющая, но насколько эта цифра соответствует реальному положению дел и в каких мелочах кроются проблемы, ЗАКС.Ру поинтересовался у активиста ОНФ Виталия Фатеичева.

По его мнению, даже если количественные данные не врут, то в отношении качества исполнения президентских поручений ОНФ имеет серьезные претензии к петербургским властям.

— Нам важно не сколько сделано, а как сделано. Например, зарплата педагогов: Смольный отчитался о повышении до 104% от среднего уровня по городу. А я разговаривал с педагогами: с ними заключили соглашения на перерасчет, но деньги еще получили далеко не все. Сейчас мы отслеживаем эту ситуацию. Или программа "Доступная среда". Вроде двигается, город отчитывается об исполнении. А вот я был во Всероссийском обществе инвалидов в отделении Красногвардейского района. У них вход в помещение на уровне бельэтажа. Там никакой пандус не поставить, работа по адаптации инвалидов ведется только по телефону. Да и вообще, помещение в ужасном состоянии. Сейчас КИО просит их подписать дополнительное соглашение к договору аренды с тем, что они сами отвечают за доступность помещения для инвалидов. А как они это могут сделать? Разве они найдут столько денег? Организация уже несколько лет просит предоставить им другое помещение, и всё без толку. Сейчас мы включились, будем добиваться внимания властей вместе, — рассказал собеседник ЗАКС.Ру.

Проректор Высшей школы экономики Андрей Жулин также весьма скептически относится к заявлениям о 83%. Он утверждает, что хотя такие показатели, как увеличение заработной платы бюджетников или рост ВРП и ВВП, можно количественно проверить, но есть и другие, которые проверить фактически не представляется возможным.

— Говорить про 83% преждевременно, потому что значительная часть показателей приходится на 2018 и 2020 год, так как в целом не закончен период планирования. Какие-то показатели и по Федерации вызывают сомнения. Например, у нас 83% граждан удовлетворены качеством государственных услуг. Видимо, этот показатель как-то неправильно считается. При целевом значении в 90% к 2018 году. Из госсектора также вызывает сомнение охват населения государственными услугами в режиме одного окна. Сейчас этот показатель на бумаге составляет 94%, но это очень далеко от реального положения дел, — рассказал ЗАКС.Ру Жулин.

Если мы посмотрим на реальные верифицируемые показатели вроде зарплат бюджетников, количества высокопроизводительных рабочих мест, доли инвестиционного капитала в экономике, то увидим реальное отставание от плана. А вот менее конкретные показатели, как, например, удовлетворенность государственными услугами, которые фактически невозможно проверить, подозрительно находятся в пределах целевого значения.

Получается, что, несмотря на позитивный курс указов и заверения представителей исполнительной власти об успехах, они существуют в своем большинстве лишь в отчетах чиновников.

Святослав Афонькин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама