ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 19 января 2017, 23:43

Петербуржцы прошли "общественно опасным" антифашистским маршем

Более полутора сотен петербуржцев почтили память убитых в 2009 году правозащитника Станислава Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой. Несмотря на отказ Смольного в согласовании антифашистской акции, организаторы и участники провели шествие от Малой Садовой улицы до вечного огня на Марсовом поле.

Еще за полчаса до начала шествия пересечение Малой Садовой и Невского проспекта заполонили стражи порядка. У обочины на Невском припарковались шесть полицейских автомобилей, а прилегающую территорию один за другим беспрерывно обходили патрули. Полицейские не скрывали, что их обильное присутствие связано с полученной информацией о несогласованной акции. Правда, по их же собственным словам, они не совсем понимали – какой именно.

Адвокат Станислав Маркелов, который защищал антифашистов, и журналист "Новой газеты" Анастасия Бабурова были застрелены в центре Москвы 19 января 2009 года. Их убийца, член националистической группировки БОРН Никита Тихонов, приговорен судом к пожизненному заключению. Его соучастница Евгения Хасис получила 18 лет тюрьмы. Ежегодно 19 января антифашисты России и других стран проводят публичные акции памяти.

Довольно быстро площадка на пересечении улиц заполнилась участниками антифашистской акции. Это были представители самого широкого спектра политических сил и взглядов – либералы из "Солидарности" и представители Российского соцдвижения (РСД), активисты ЛГБТ-сообществ и панки-анархисты, просто небезразличные петербуржцы. В большинстве молодежь, но были и пожилые люди, и совсем еще дети.

Участникам акции раздавали красные гвоздики, красные ленты и красные фонарики-свечи. Как пояснил один из организаторов акции – Иван Овсянников – такая атрибутика символизирует память жертв фашизма. Однако полицейские сочли красные цветы и цвета подозрительными, и у Овсянникова начали выяснять, не готовит ли он раздачей фонариков, лент и гвоздик какие-то "противоправные действия".

Тем временем участник РСД по имени Григорий занял место в одиночном пикете. В руках активист держал плакат с, в общем-то, риторическим вопросом "Как называется власть, не санкционирующая антифашистские шествия?". И это тоже привлекло пристальное внимание со стороны правоохранителей. Григорий пояснил корреспонденту ЗАКС.Ру, что, по его мнению, российская власть напрямую заинтересована в поддержании ксенофобских настроений в обществе.

– По всей видимости, существование неонацистских маргиналов крайне выгодно нашему государству. Они должны время от времени натравливаться на оппонирующих им левых и либеральных активистов. У меня есть все основания предполагать, что все нападения на правозащитников, профсоюзных активистов и адвокатов, защищающих интересы антиавторитарных левых, будут продолжаться. Для появления новых Хасис и Тихоновых [убийц Маркелова и Бабуровой] в нашем обществе формируется очень комфортная идеологическая среда, – убежден пикетчик.

Наконец собравшаяся на акцию немалая толпа пришла в движение. Растянувшись по тротуару Невского проспекта на сотню метров, колонна с красными гвоздиками, лентами и фонариками в руках прошла до канала Грибоедова, там свернула к Спасу-на-Крови и вышла на Марсово поле – конечной точкой марша был Вечный огонь.

Бдительные полицейские неустанно опекали шествие на всем его маршруте. Одного из участников акции заставили снять с рюкзака ламинированный листок – на нем был схематично изображенный человек, выбрасывающий в мусорную урну свастику. Традиционный антифашистский символ, но полиция сочла, что изображение свастики даже в такой форме и с таким смыслом является противоправным.

Затем по ходу движения колонны полицейские задержали легендарного петербургского активиста Степаныча (Игоря Андреева). Он шел с плакатом, посвященным памяти Маркелова и Бабуровой. А правоохранители посчитали (и подкрепили свое мнение нормами петербургского закона), что передвижение Степаныча по улице с плакатом в руках создает прямую угрозу общественному порядку. Пожилого активиста отправили в 78-й отдел полиции.

На Марсовом поле участники антифашистского шествия возложили гвоздики к Вечному огню, Иван Овсянников выступил с короткой речью.

– Станислав Маркелов и другие люди, погибшие за свои убеждения, защищали бедных. Тех, кто в нашем расистском и классовом обществе не имеет собственного голоса. Это беженцы, пострадавшие от военных преступлений, мигранты. Это люди, которым сегодняшнее общество не дает возможности высказаться. Здесь, на Марсовом поле, люди собирались на акцию по поводу смерти Умарали Назарова – ребенка из таджикской семьи, погибшего в полиции, после того как его мать забрали полицейские и выслали из страны. Мы все знаем имена политических заключенных – таких как Ильдар Дадин, но то, что происходило с Дадиным, эти пытки в колонии, все это постоянно происходит с людьми, за которых не заступаются правозащитные организации. Эти люди бедны и беспомощны. Они часто попадают в полицию только из-за своей "неславянской", по мнению полицейских, внешности, - говорил Овсянников.

Он призвал участников шествия вспомнить о "рядовых" жертвах неонацистов, случаи насилия над которыми не попадают в зону общественного внимания. Например, недавнее убийство таджика петербургскими нацистами в декабре, изнасилование и зверское убийство чернокожей девушки, произошедшее в Москве.

– За них никто не заступается, о них никто не знает, кроме таких людей, каким был Станислав Маркелов. Мы должны попытаться быть похожими на Маркелова, и хотелось бы, чтобы таких людей стало больше.

Акция завершалась, участники расходились, но немалая часть их отправилась к 78-му отделению полиции – передать воду и еду задержанному за "общественно опасное" хождение с табличкой Степанычу.

Святослав Афонькин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама