ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 28 марта 2017, 17:03

"Платон": Мелочь и неприятно

С системой "Платон" что-то пошло не так, как планировали ее создатели. Меньше денег, меньше участников. В плюсе только оператор – компании Ротенберга достались обещанные 10 миллиардов. При этом Петербург и Ленинградская область с "большегрузных" сборов не получили ни копейки. На волне забастовок дальнобойщиков ЗАКС.Ру разбирался в происходящем с сомнительной системой.

Что изменилось

В конце января стало известно, что тариф системы "Платон", через которую собирают плату с большегрузных автомобилей, с 15 апреля вырастет в два раза – с 1,53 до 3,06 рубля за километр. В ответ Объединение перевозчиков России начало готовить акцию протеста. Всероссийскую стачку дальнобойщики назначили на 27 марта. Среди требований – не только отмена системы "Платон", но и отставка правительства, а также недоверие президенту.

23 марта глава правительства поручил профильным министерствам проработать вопрос о скидках и других бонусах для участников системы. На следующий день стало известно, что тариф повысят не вдвое, а "всего лишь" на 25% – до 1,91 рубля за километр. Организаторы акции протеста заявили, что им подачки не нужны – систему "Платон" следует ликвидировать.

Масштаб протеста

От двух сотен до нескольких тысяч грузовых автомобилей с 27 марта задействованы в стачке. Минимальную цифру дает Росавтодор – 197 большегрузов в 21 городе. У Объединения перевозчиков России точной статистики нет, но количество участников забастовки исчисляется тысячами. По данным местных СМИ, в Самаре не вышли на линию 300 машин, в Уссурийске – 100, в Чите – 50, столько же в Тюмени. В Ульяновске вдоль обочины выстроились 70 грузовиков, 30 фур стоят у хутора Ленин в Ростовской области. Более полусотни (организаторы акции говорили даже о 80) машин сейчас стоят на Московском шоссе под Петербургом.

Колонна большегрузов в забастовке дальнобойщиков, Петербург

В России зарегистрировано почти 1,9 млн транспортных средств с разрешенной массой более 12 тонн – именно они должны быть оснащены приборами системы "Платон" и осуществлять платежи в систему. Получается, что в стартовавшей 27 марта забастовке участвует примерно 0,1% большегрузов.

В Росавтодоре заявили: объемы перевозок в стране после начала акции не снизились. На линиях работают фуры крупных транспортных компаний, и в забастовке Объединения перевозчиков России они участия не принимают.

Сколько мы платим за "Платон"

Увеличение транспортных издержек с введением системы в некоторых случаях превысило 3,5%. Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта рассчитал вклад "Платона" в конечную стоимость товара. Получилось, что владелец забитой под завязку фуры, которая перевозит груз на расстояние 125 км, дополнительно платит чуть более 60 рублей за тонну. Это ощутимо, если в кузове малоценная продукция: некоторые строительные материалы, грунт, песок. Перевозка товаров, стоящих более 50 рублей за килограмм, стала дороже на 0,1%. В стоимости более ценных грузов транспортная составляющая еще меньше. Но это верно на малых расстояниях. В отдаленных регионах влияние "Платона" более ощутимо. Да и для Петербурга перевозка, например, овощей и фруктов с юга России добавляет к цене за килограмм один-два рубля.

Вычленить долю этих сборов в общей инфляции никто не берется, но примерные оценки были даны еще до запуска системы. Бизнес-омбудсмен Борис Титов говорил о росте инфляции в 2,7% после начала работы "Платона". Минэкономразвития давало похожую оценку – до 2%. Президент Сбербанка Герман Греф полагал, что цены вырастут на 1,5%. ФАС называла 1%, а Центробанк – 0,2%.

Помогает ли "Платон" строить дороги

Именно это декларировалось целью "Платона". Инвестор при создании системы обещал 40 млрд рублей ежегодного дохода для бюджета. За 2016 год перевозчики заплатили почти 19 млрд рублей. 10,6 получил оператор – компания "РТ-Инвест транспортные системы", половина которой принадлежит Игорю Ротенбергу. 8,7 млрд рублей пошло на компенсацию регионам потерь по транспортному налогу. Для работ по уже начатым дорожным проектам пришлось выделять дополнительные средства из бюджета. Крупнейшие стройки – мосты в Нижегородской, Ростовской областях и Республике Башкортостан.

Петербургу, Ленинградской, Псковской и Новгородской областям из этих денег не достанется ни копейки.

На создание, запуск и отладку самого "Платона" было потрачено, по разным оценкам, до 40 млрд рублей.

См. также:
Дальнобойщики уже не ждут милостей от Путина
Лидера забастовки дальнобойщиков в Петербурге арестовали на 14 суток

Роман Перл


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама