Общение власти с населением посредством утечек в виде интервью приобретает хорошо знакомые старые черты. И характеристики эти показывают стремительную деградацию того культурного слоя, который любят называть интеллигенцией. Интеллигенция, как известно, у нас бывала и бывает разной. Кто-то отправлялся в народ в последней трети XIX века, другие выходили на Красную площадь с протестом против оккупации Чехословакии и подавления пражской весны. Но еще больше было тех, кто, искренне считая себя интеллектуальной элитой общества, стремился продемонстрировать свою лояльность власти и исподтишка, а то и открыто подставить подножку своим не по чину заносчивым и вольнодумным коллегам.
Итак, после довольно эпатажной акции по поздравлению приговоренного к 9 годам заключения экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского с днем рождения последовал симметричный ответ Кремля. Поскольку открыто называть предателями или даже критиковать в более мягкой форме известных всей стране деятелей культуры Виктора Берковского, Бориса Акунина, Василия Аксенова и Георгия Васильева (тем более что последний в свое время был одним из заложников во время захвата Норд-оста) чиновники пока не решаются, действовать пришлось иначе. Была в ударных темпах собрана другая группа российских деятелей культуры, науки и спорта, обратившаяся к стране и своим коллегам с открытым письмом в поддержку приговора Ходорковскому и его подельникам.
Тезисы этого документа незамысловаты: в правовом обществе решение о виновности и невиновности человека принимает суд, и только суд, все члены общества должны быть честными налогоплательщиками, а критиковать судебные вердикты можно лишь не дискредитируя при этом всю российскую систему юриспруденции, государства и общества.
Список подписантов не менее значителен, чем перечень поздравивших Ходорковского: около 50 человек, в том числе историки Рой Медведев и Владимир Антонов-Овсеенко, певцы Александр Розенбаум и Александр Буйнов, олимпийская чемпионка Ирина Роднина, кинорежиссер Станислав Говорухин, актер Александр Калягин и другие.
Сами авторы письма, как известно, не всегда являются образцом законопослушания и не готовы отказываться от обсуждения решения судов (если те касаются их самих). Скандальная история с нежеланием Анастасии Волочковой платить дизайнерской фирме, отремонтировавшей ее квартиру, и ее резкие комментарии по поводу продажности судей активно освещались прессой.
Имя депутата Госдумы Александра Розенбаума в свое время было связано со скандалом вокруг передачи 13 сентября 2001 года певцу в аренду на 49 лет так называемого "особняка Боссе" (4-я линия Васильевского острова, дома 15А, 15Б), в котором находился Камерный зал Академической капеллы имени Глинки. За особняк Боссе площадью 1700 квадратных метров, согласно договору аренды, Розенбаум платит около тысячи долларов в месяц (с учетом льгот, положенных при использовании здания под творческие цели). Поскольку здание является федеральной собственностью, деньги идут в федеральный, а не в городской бюджет. Следует отметить, что в свое время бард был горячим сторонником Анатолия Собчака и упрекал его подчиненных в недостаточной поддержке мэра в трудные минуты.На смену Собчаку пришел его злейший враг Яковлев. Но и с ним Розенбаум наладил прекрасные отношения. Яковлева сменила присланная из Москвы для борьбы с ним Валентина Матвиенко. И тут все сложилось замечательно: Розенбаум даже снимался в одном из ее предвыборных клипов.
С похожими претензиями в адрес посмевших предоставить слово защитникам Ходорковского журналистам Эха Москвы выступили около недели назад журналист Александр Гордон и писатель Дмитрий Липскер.
Последние, ничтоже сумняшеся, отождествили либеральную прессу с врагами России, а поддержку опальных руководителей ЮКОСа и сомнения в праведности приговора приравняли к оправданию попыток изменения конституционного строя. В общем-то, ничего нового господа Гордон и Липскер, как и нынешние подписанты, не изобрели. Уже давно и прямым текстом член партии Единая Россия и цепной журналист Кремля (по его собственным словам двухгодичной давности) Михаил Леонтьев заявлял: Ходорковского посадили правильно, жаль только, что не за то. Надо было его судить за попытку финансирования оппозиции и намерение стать главой страны.
Стоит ли напоминать, что как раз политических обвинений ни Басманный, ни Мещанский суд не разбирали, а у Генпрокуратуры и Кремля хватило ума их не выдвигать. Гораздо выгоднее представлять Ходорковского и его подельников как банальных мошенников и воров, нежели чем делать из них узников совести.
Но писатель Липскер и журналист Гордон занялись и идеологическим обоснованием травли экс-руководителей ЮКОСа и что еще важнее тех, кто смеет сомневаться в справедливости вердикта судей. По словам данных представителей элиты, демократия не является конечной целью и абсолютной ценностью государства и общества. Свобода как цель - мечта раба. Они безоговорочно принимают право государства на защиту от врагов внутренних и внешних, пусть и с помощью "несовершенной" (как будто другие бывают) правовой системы и утверждают: Если нет у нас совести, давайте попробуем жить по законам.
В общем-то, опять ничего нового. Еще в начале XX века Макс Вебер выдвинул тезис о легитимности государственного насилия в целях защиты устоев общества. Но Липскер и Гордон, а вслед за ними и 50 подписантов открытого письма занимаются обыкновенной подменой понятий. Известно, что критики приговора не сомневаются в праве государства наказывать за совершенные преступления и в том, что вор должен сидеть в тюрьме. Их сомнения вызваны именно избирательным применением принципов права и откровенно наплевательским отношением суда КО ВСЕМ ДОВОДАМ И АРГУМЕНТАМ ЗАЩИТЫ, регулярным нарушением процессуальных норм, что и ставит под сомнение вынесенный приговор. Равным образом, слова о нормах, действующих в правовом государстве, также становятся подменой понятий. Наличие Конституции и иных законов не делает государство ни демократическим, ни правовым, а формальное проведение суда не означает доверия к его решению.
Спорить с вышеназванными представителями интеллигенции о том, украли ли Ходорковский со товарищи что-либо, нет смысла тут действительно должны разбираться правоохранительные органы. Но напомним, что включает в себя понятие демократия. Это - независимый и свободный суд, честные выборы и свобода слова, понимаемая как свобода гражданина иметь доступ к информации и обязанность СМИ эту информацию обеспечить. В демократическом государстве граждане могут по-разному относиться и к решению суда. Можно, к примеру, взять случай с О. Дж. Симпсоном, которого присяжные признали невиновным, невзирая на массу доказательств его вины. Несогласные с приговором родственники жертв Симпсона подали гражданский иск, разорив убийцу дотла. При этом никто из американской интеллигенции не вздумал объяснять им, что судебный вердикт есть высшая ценность общества и спорить с ним нельзя. А вот по делу ЭНРОНа протестов не было, поскольку имел место общественный консенсус в отношении справедливости решения судей.
Намерения изменить государственный строй конституционным путем закона не нарушают, и сажать за это в тюрьму означает строить в России диктатуру. Понимают ли это Гордон, Липскер, Калягин, Розенбаум etc. Наверное, да. Кстати, можно заметить, что никто из подписантов не высказывался против деятельности ЮКОСовцев пока те были на свободе. Почему вопрос к ним. То ли были в неведении, то ли получали деньги от структур нефтяной корпорации, то ли по иной причине. Можно вспомнить, кстати, что ряд подписантов скромно умолчали о своем партийном статусе Роднина, Буйнов, Розенбаум и Калягин являются членами Единой России (а Калягин успел побывать в свое время и в Нашем Доме России). Но подписаться предпочли иными титулами
Чем вызвана позиция авторов указанных писем? Личной тревогой за судьбу страны? Вряд ли. В противном случае мы видели бы их активную борьбу за реализацию обозначенных ими принципов поведения на протяжении ряда лет, в том числе бескомпромиссное сопротивление олигархам и пригревшим их чиновникам. Но ведь не было ничего подобного. Отсюда следует нехитрый вывод либо очень попросили подписать письмо, либо просто пригрозили. И в том и в другом случае людей, относящих себя к культурной элите страны, не красит откровенное подлизывание к власти и стремление как можно точнее соответствовать генеральной линии правящей партии.
Особенно странным выглядит наличие среди авторов письма Владимира Антонова-Овсеенко, ставшего знаменитым как автора книг, разоблачающего механику сталинских показательных процессов, их театральность и лживость приговоров, вынесенных жертвам режима в 1930-1940-е гг. Получается, что по отношению к собственному отцу, видному революционеру и дипломату, расстрелянному за несовершенные преступления, Антонов-Овсеенко видит неправедность режима, а в отношении аналогичных действий требует признать справедливость судебных вердиктов. Видимо, историка подвела память, и он забыл, как казахский акын Джамбул вместе с другими видными советскими интеллигентами прославлял батыра Ежова, расправившегося с бешеными собаками. Преступники, впрочем, были реабилитированы, а те, кто воспевал работу НКВД и Сталина, некоторое время старались не вспоминать о своих прежних словах.
Защита селективности нынешнего российского "правосудия", правовой нигилизм, презрение к основополагающим принципам морали свидетельствуют об уровне правосознания и нравственности в среде российских телеведущих и писателей. Наиболее емко ответил подписантам писем в поддержку приговора Мещанского суда глава Эха Москвы Алексей Венедиктов: Если у вас нет совести - вы никогда не сможете соблюдать законы. Добавить нечего.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1