ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 19 мая 2017, 21:10

Удивительный мир ИКМО

В Петербурге продолжается формирование состава избирательных комиссий муниципальных округов. Для партий, планирующих принять участие в грядущих муниципальных выборах 2019 года, это очень важная и напряженная история: от состава комиссий будет зависеть, насколько качественно пройдут выборы. В ИКМО попадают сотрудники местных администраций и даже партийные функционеры "Единой России", а оппозиционные партии испытывают трудности в продвижении своих представителей.

Отметим, что за 2017 год уже собраны предложения о составе 21 из 111 петербургских муниципальных комиссий. И еще у 54 срок полномочий закончится в этом году.

Наиболее злободневные вопросы о формировании ИКМО 19 мая в открытом пространстве на улице Достоевского обсуждали активисты организации "Наблюдатели Петербурга", члены Горизбиркома, представители политических партий, а также сотрудник уполномоченного по правам человека в Петербурге Павел Небензя и юрисконсульт совета муниципалитетов Сергей Чернигель.

Тише будешь – дальше уедешь

Одна из главных проблем – "открытость и прозрачность формирования состава ИКМО". Информация о сроках и порядках приема предложений кандидатур в состав комиссий часто не выходит за пределы муниципалитета. Это позволяет представителям местной власти сформировать комиссии нужным для них образом, не привлекая лишнего внимания со стороны оппозиционных партий, СМИ и даже Горизбиркома. Так считает представитель "Наблюдателей" Дмитрий Наумов.

Муниципалы публикуют соответствующие решения в своих бумажных газетах, найти которые далеко не всегда возможно. И не все номера с информацией о формировании комиссии вывешиваются на официальном сайте МО. Иногда газеты выходят уже после решения о формировании комиссии с опозданием на месяц, что делает известия о вновь сформированном ИКМО неожиданными для многих.

Чтобы придать этому процессу прозрачность, в феврале 2017 года ГИК постановлением №207-1 предложил муниципалам оповещать городскую комиссию о решениях, связанных с набором новых членов муниципальных комиссий. А "Наблюдатели" предлагают ставить в известность таким же образом и парламентские партии.

Впрочем, по мнению члена ГИК Дмитрия Краснянского, это постановление не имеет обязательной юридической силы.

– Сейчас мы можем предлагать, просить, валяться в ногах. Но нужно обязать сделать это законодательно. И тогда на нашем сайте эта информация будет официально открыта для всех. Муниципалитетам не придется тратиться на конверты, чтобы посылать нам письма, – считает Краснянский.

По словам зампреда ГИК Надежды Лебедевой, соответствующие изменения в городской закон о выборах с февраля 2017 года находятся на рассмотрении юридического управления ЗакСа. В случае если его примут, то муниципалы уже будут обязаны подавать информацию о сроках и условиях подачи кандидатур в состав ИКМО.

Битва за репрезентативность

Другая проблема – изменение численного состава ИКМО и вытекающий из этого вопрос о репрезентативности политических партий в составе комиссий.

Согласно действующим законам, половина муниципальной комиссии назначается по рекомендации Горизбиркома, а вторая половина "направляется" от парламентских партий. Однако число людей в комиссиях регулируется только уставом муниципалитета. Многие МО в последнее время меняют устав и сокращают размер ИКМО с 12 до 8 человек. Так как в петербургском парламенте заседают представители шести партий, то две из них рискуют остаться без своих людей в муниципальных комиссиях, не попав в партийную квоту.

Активист "Наблюдателей Петербурга" Виктор Венгеров считает, что аргументы в пользу сокращений численности ИКМО несостоятельны. Например, муниципалы утверждают, что это может сэкономить бюджетные расходы. Однако люди в избирательных комиссиях работают на добровольной основе, а значит, довод об экономии действительно во многом теряет смысл.

По мнению члена Партии роста Павла Швеца, такие условия создаются для того, чтобы не допустить в комиссии представителей "Яблока" и его партии. Потому что, согласно сложившейся практике, в партийную квоту ИКМО с большей вероятностью попадают делегаты от политических объединений, имеющих мандаты в Госдуме.

В Горизбиркоме по этому поводу нет единой позиции. Дмитрий Краснянский считает, что численность партий в парламентах от выборов к выборам может меняться. И было бы логичным законодательно установить размер ИКМО в три человека плюс по одному представителю от каждой партии, представленной в городском или федеральном парламенте. Но для этого придется менять законы.

По мнению зампреда ГИК Надежды Лебедевой, в существующем положении дел проблемы нет: представительство партий в комиссиях не так важно, как эффективность работы самих ИКМО.

– Мне не нравится, когда избирательные комиссии пытаются превратить в политический орган. На самом деле эти люди призваны провести выборы и посчитать голоса. Мне все равно, будут ли там представители политических партий или кого угодно, мне надо, чтобы эти люди осуществляли свои полномочия компетентно и эффективно, – говорит Лебедева.

Административный десант

Галина Культиасова из "Наблюдателей Петербурга" проанализировала кандидатуры членов комиссий, рекомендованных в этом году Горизбиркомом. Оказалось, что 14 из 88 человек, предложенных ГИК, работают в администрациях муниципалитетов на разных должностях вплоть до заместителя главы, четыре человека в районных администрациях, а три человека являются членами ТИКов (№23, №27, №14). Более того, ГИК предложил двух партийных функционеров "Единой России": в состав МО "Светлановское" попал руководитель Кронштадтского районного исполкома Михаил Гайдеек, а бывший глава исполкома Кировского района Виталий Пудов был командирован в Морские ворота.

Активист напоминает высказывания председателя ЦИК Эллы Памфиловой относительно "циничного применения административного ресурса в Петербурге" на прошедших в 2016 году выборах в ЗакС и Госдуму. И предполагает, что ситуация может повториться с муниципалитетами.

По этому вопросу представители ГИК снова настаивают на показателях "эффективности".

– Большая часть кандидатур (73%), представленных Горизбиркомом, никак не связана с администрацией. Этот процент показывает, что мы никак не ангажированы ни местной администрацией, ни администрацией районов. Но если со мной на собеседовании сидит делопроизводитель муниципального совета и говорит, что у него нет вала работы и совет находится в отпуске, а он знает, как работать с документами… В этих оставшихся 27% и есть та эффективность работы, о которой я говорю. Люди из совета знают эту работу и могут эффективно осуществлять эти полномочия. Поэтому из вашей статистики я и делаю вывод о минимальной ангажированности петербургской избирательной комиссии, - говорит Надежда Лебедева.

Однако оппоненты вспоминают опыт скандальных муниципальных выборов 2014 года. По словам Павла Швеца, сотрудники администрации, являясь членами комиссий, создавали множество препятствий для проведения честного голосования.

– Когда член комиссии был независимым, то он помогал представителям партий и кандидатов получить документы. Когда там [в ИКМО] были члены администрации, то они препятствовали сдаче документов и закрывали двери, – отметил Швец.

Круглый стол продолжался более двух часов. Его участники не смогли выработать некую дорожную карту для решения обозначенных проблем. Однако гонка за муниципальными мандатами уже началась, так как результат и качество выборов напрямую зависят от того, кто будет работать в ИКМО.

Святослав Афонькин


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама