ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 4 августа 2017, 19:04

Как потеряли Лермонтова: борьба за музей на Садовой продолжается

Защитники дома Лермонтова устроили акцию протеста и памяти у закрытых  ворот под зеленой сеткой на Садовой, 61. Читали стихи, обсуждали, что делать и раздавали прохожим листовки с заверениями в собственной стойкости. Как градозащитники 4 года  отвоевывают  территорию для музея-квартиры поэта, а чиновники раз за разом забывают, где жил стихотворец и жил ли вообще, выяснил корреспондент ЗАКС.Ру.

IMG_20170803_192027.jpg (368 KB)

"Дом княгини Шаховской" – расселенное здание, место, где когда-то жил поэт Лермонтов вместе с бабушкой и откуда отправился в ссылку, уже несколько лет прячется под потрепанной изумрудно-грязной сеткой. За это время градозащитники успели выпустить две книги со стихами собственного сочинения. Украсить обложку одной изображением этого сетчато-строительного балахона, провести более десятка встреч, заручиться поддержкой "Красивого Петербурга" и местной администрации, а еще написать "кучу писем" Гергиеву, большая часть  которых осталась без ответа.

Сейчас активисты добиваются того, чтобы дом "законсервировали", а вслед за этим открыли на втором этаже официальную квартиру-музей памяти Михаила Лермонтова.

У заржавевших кованых ворот, которые с недавних пор закрыты на ключ из-за чрезмерной аварийности самого здания, собираются активисты.

Вперед выступает молодая женщина с самокатом, расправляет плечи так, чтобы была видна розовая надпись маркером на майке "Лермонтов – не хомячок!" и, встряхнув волосами, декламирует первую строчку: "Дом, в котором живет стыд..."

IMG_20170803_192011.jpg (391 KB)

Десяток человек вокруг замолкают и, стараясь не мешать активистам с фотоаппаратами, подходят послушать. "Дарья четыре года одна всем занимается!" – говорит Ольга Литвинова – учительница литературы и активистка, которая недавно привлекла внимание чиновников к полуразрушенной Уткиной Даче в Ленинградской области. Сейчас здание будут реставрировать, а сама женщина каждый месяц ходит на акции-пикеты "За создание квартиры-музея Лермонтова на Садовой, 61".

"Нам, видимо, нужно более активно выступать, – дергает Ольгу за локоть одна из активисток с потрепанным сборником стихов в руках, – я вот предложила бы делать градозащитно-поэтический вечер!" На такое заявление Ольга лишь усмехается и, махнув рукой в сторону самодельной и уже четвертой картонной памятной таблички на месте мраморного и увезенного куда-то оригинала,  начинает перечислять все "памятные вечера, которые были".

MAlGu24gDjA.jpg (524 KB)

По данным журналистов "Новой газеты", "еще в мае 2012 г. губернатор дал поручение передать вместе с земельным участком дом № 61 по Садовой улице ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" – "для размещения приглашенных исполнителей, постановщиков, гостей театра из других городов".  Мариинский же театр при проектировании работ по реконструкции здания обязуется "предусмотреть в месте проживания М. Ю. Лермонтова культурно-мемориальную зону памяти поэта площадью до 50 кв.м.".

 – Мы не можем противостоять Мариинке, но нужно, чтобы театр начал следить за домом. Лермонтов не хомячок – ему место не в зоомагазине! – обведя окружающих взглядом, восклицает инициатор движения за создание музея-квартиры Дарья Васильева.

– Есть охранные обязательства, где четко прописано, что квартира поэта находится на втором этаже в западной части дома. Вот только чиновники говорят, что не знают, где эта квартира, что там нечего сохранять, – Дарья смотрит на нарисованного плакатного Лермонтова, прислоненного к обшарпанной стене. – Вот только мы только что оттуда, у нас фотофиксация!  В сохранности и лепнина, и планировка. Понятно, что наша власть готова коллективно лечь под Гергиева: мол, музей тут будет мешать отдыхать постояльцам отеля, который собираются открыть.

IMG_20170803_191657.jpg (419 KB)

Жителей из "лермонтовского" дома выселили еще в 2010 году, а  чиновники решили разместить "памятную зону" на разрешенных 50 метрах в помещении бывшего зоомагазина. Единственное, чего удалось добиться за годы противостояния – выселения мигрантов и бомжей, которые выносили внутреннюю отделку. Вот только здание все равно страдает – и от вандалов, и от дождей.

 "Законсервировать здание – не значит повесить замок. Сейчас там протекает купол, все рушится, а еще управдом оказался жуликом – в 2015 году было громкое судебное дело: демонтировали больше 30 исторических чугунных балясин и продавали их с Авито по 5 тысяч, – вспоминает инициатор общественного движения "Не все равно. Адмиралтейский" и представитель партии "Справедливая Россия" Владимир Каплюк.

"Представляете, когда мы пошли в КГИОП за документами, предупредили их за две недели, нам вдруг сообщили, что архив закрывается для посетителей в связи с производственной необходимостью, – смеется он и чуть пятится, чтобы позволить пожилой женщине с бумажкой-плакатом "100 лет музея нет!" вручить прохожим листок с историей о "Доме Лермонтова".

Ольга Литвинова сама писала Гергиеву "на электронную почту" и сейчас с грустью признает, что ответ был один и лишь несколько лет назад – "и то муть какая-то".

0IoNU_kg1WA.jpg (361 KB)

Эпопея с квартирой Лермонтова, которого третий год подряд то переселяют на первый этаж, то "не могут найти по документам", так что активистам на камеру и под смех  полицейских приходится с компасом в руке демонстративно определять "восточную сторону дома, второй этаж", никак не может завершиться. По словам лидера движения "Красивый Петербург" Красимира Врански, вопрос с музеем "решается элементарно политической волей". Просто нужно, чтобы Полтавченко стукнул кулаком и сказал: "Музею быть!"

– Это просто забивается в проект, тем более, что есть такой общественный запрос, – заявил ЗАКС.Ру активист.

qJUgboUmvlM.jpg (521 KB)

Ольга Минеева


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама