ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 декабря 2017, 21:57

УФАС спросит с госзаказчиков: ведомство ужесточает контроль закупок

Петербургское управление антимонопольной службы объявило о начале борьбы с "профессиональными жалобщиками" и призвало бизнесменов требовать возмещения убытков с госорганов, в случае если госзаказчики нарушают антимонопольное законодательство. Такая практика должна помочь в борьбе с нарушениями в сфере госзакупок.

В 2016 и 2017 годах  петербургское управление антимонопольной службы рассмотрело примерно по 5 тысяч жалоб в сфере госзакупок.

В 2017 году антимонопольной ведомство выдало почти 1,5 тысячи предписаний  об устранении нарушений, при этом около 30 предписаний не исполнены, они обжалуются в судах. Госзаказчикам назначено более 300 административных штрафов общей суммой более 8 млн рублей.

Возмещение убытков

Руководитель петербургского УФАС Вадим Владимиров призвал бизнесменов и других участников госзакупок требовать возмещения убытков с организаторов госзакупок, которые нарушают атимонопольное законодательство или незаконно ограничивают конкуренцию на рынке закупок, не допуская участников до конкурса.

Успешным примером Владимиров назвал случай в Самарской области, когда недопущенному до участия в конкурсе поставщику удалось взыскать убытки с заказчика. В Сызрани администрация города неправомерно отклонила заявку участника аукциона. Местное управление антимонопольной службы вынесло предписание о необходимости пересмотре заявок, после чего в конкурсе победил ранее отклоненный участник. После того, как предписания были исполнены, истек срок исполнения контракта. Выигравший подрядчик обратился в суд с иском о возмещении убытков и взыскал с городской администрации почти 725 тысяч рублей.

Эксперт петербургского отделения антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл" Александр Шуршев предполагает, что в Петербурге практика взыскания убытков с недобросовестных подрядчиков недостаточно распространена, потому что судебные процессы требует немалых финансовых затрат и большого количества времени.

Например, в начале 2017 года муниципалитет округа Малая Охта организовывал конкурс на издание местной газеты.  Заявку прежнего издателя, ООО "Автоперспектива", отклонили потому, что нашли ошибки в оформлении документов: листы заявки были не прошиты. В законе нет четкого указания, следует ли снимать участника с конкурса, если документы не прошиты. В результате конкурс выиграл другой поставщик с более высоким предложением: разница в цене победителя и отстраненного участника была почти в миллион рублей. 

ООО "Автоперспектива" подал жалобу в УФАС, но там ее признали необоснованной. После этого, представитель компании не стал обжаловать действия муниципального заказчика в суде, потому что шансы отстоять свою правоту, согласно судебной практике, составляли 50%, что не оправдывает затраченные усилия и ресурсы.

Убытки по госконтракту с комитетом развития транспортной инфраструктуры пыталась взыскать строительная компания "Трансстрой". Смольный разорвал контракт с подрядчиком якобы из-за срыва сроков работ. При этом в "Трансстрое" заявили, что компания не получала уведомления о намерении дирекции транспортного строительства расторгнуть контракт и город расторг соглашение в одностороннем порядке. "Трансстрой" требовал с заказчиком 176,3 млн рублей задолженности и 164,7 млн убытков. Однако суд встал на сторону представителей Смольного.

Бой жалобщикам

Сейчас подавать жалобы может любой человек или фирма, вплоть до окончания срока приема заявок. Примерно 20-25% всех жалоб подают так называемые "профессиональные жалобщики". Как пояснил заместитель руководителя УФАС Петр Яковлев, это компании, частные предприниматели, общественные организации или физические лица, которые не ставят перед собой цели поучаствовать в закупке, а просто хотят повлиять на заказчика или конкурсантов. Бывает, что одни и те же лица жалуются на закупки разных госорганов в разных субъектах России. Например, компания "Профиль плюс" из города Сочи "закидала своими жалобами" многие антимонопольные ведомство по всей России, отметил Яковлев.

Цели у этих жалобщиков бывают разные, пояснил заместитель руководителя УФАС, но как правило, в подобных жалобах заявители указывают свой номер телефона, вероятно, чтобы заказчик мог позвонить и поговорить "на предмет отзыва" заявления. За первые 9 месяцев 2017 года, например, отозвано 352 жалобы. Такое возможно, если заказчик получил жалобу и решил сам внести изменения в документацию, поясняют в УФАС, однако отмечают, что "такие случаи бывают, но они очень редки". Также в антимонопольной службе уверены, что не все отозванные жалобы подаются с целью вымогательства денег.

Предлагалось даже ввести госпошлину для подачи жалоб. Эта инициатива, по словам Яковлева, уже озвучивалась в Совете Федерации, однако ее не одобрили, и в ближайшее время такая пошлина не появится.

В петербургском УФАС хотят "полностью убрать потенциальную почву для "подводных" переговоров между заказчиком и подателем жалобы, то есть лишить заказчика любого смысла вступать с профессиональными жалобщиками в переговоры". Яковлев добавил, что в таком случае каждый заказчик будет понимать, что если на него поступила жалоба, вести переговоры на предмет ее отзыва бесперспективно, потому что антимонопольное ведомство все равно проведет проверку и, если нарушения будут выявлены, примет меры для их устранения.

В УФАС отметили, что пока это эксперимент: если число отозванных жалоб сократится, то возможно эта практика будет применяться в дальнейшем.

"Это хорошая идея УФАС - самостоятельно инициировать проверку по отозванным жалобам. Потому что вполне возможно, что в этом замешаны не только заявители жалоб, но и заказчики", ‒ считает эксперт "Трансперенси" Александр Шуршев.

В 2016 году "Новая газета" выяснила, что в антимонопольное ведомство на часть госзакупок жалуются заявители под чужими именами. Бывало даже, что о нарушениях заявляли покойные люди. Так, например, один предприниматель пожаловался на закупку муниципалитета "Московская застава". Местные власти в 2016 году приобретали "Тойту Камри". Аналогичную закупку оспаривали в муниципалитете Екатерингофского округа. Как позже выяснилось, номер телефона, указанный в жалобе был зарегистрирован в Татарстане, а его владелец ничего о жалобе, поданной в УФАС, не знал. Однако муниципалы сказали тогда, что денег за отзыв жалобы у них не требовали.

Недавно в Екатерингофском округе объявили закупку на сумму 2,5 млн рублей на украшение территории муниципалитета к Новому году. В аукционной документации в частности указано, какой должна быть толщина стенки труб ствола, ширина трубы элементов диагоналей и элементов горизонталей, и прочие подробные описания конструкций. Такие требования могли бы быть оценены антимонопольной службой как избыточные и излишние. На муниципалов даже поступила жалоба, но в день рассмотрения она была отозвана по неизвестным причинам. 

Представители мебельно-коммерческого объединения "Севзапмебель" отозвали жалобу на конкурс на поставку мебели в "Невскую ратушу", заявители объяснили это чувством патритизма и нежеланием подставлять губернатора. Однако УФАС все равно проверило закупку, так как были и другие заявители, и предписало изменить условия закупки. В результате сотрудников предприятия, которое организовывало конкурс, ГБУ "Дирекция по управлению объектами административного управления", могут оштрафовать на 50 тысяч рублей.

Серафима Курдюбова


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама